АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-5027/2020 |
26 мая 2020 года
резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2020 года
решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
территориального органа Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
к управлению Федерального казначейства по Тюменской области
о признании недействительным абзаца 2 пункта 2 резолютивной части представления №67-20-07/35 от 20.12.2019, вынесенного по результатам плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (идентификатор контрольного мероприятия: 2019-ПР.000.20-22-6700.038), в части возложения обязанности произвести возврат в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 060 1 13 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета» денежных средств в сумме 301 770,57 рублей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, по доверенности № 7от 27.03.2020,
от ответчика – ФИО2, по доверенности № 10 от 12.05.2020, ФИО3, по доверенности № 13 от 12.05.2020,
установил:
Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, Территориальный орган Росздравнадзора) обратился в арбитражный суд к управлению федерального казначейства по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 2 резолютивной части представления №67-20-07/35 от 20.12.2019, вынесенного по результатам плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (идентификатор контрольного мероприятия: 2019-ПР.000.20-22-6700.038), в части возложения обязанности произвести возврат в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 060 1 13 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета» денежных средств в сумме 301 770,57 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержалт заявленные требования в полном объеме в соответствии с их уточнениями.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в отзыве на заявление, согласно которому просит суд в удовлетворении заявленных требований Территориального органа Росздравнадзора отказать в полном объеме, в подтверждении доводов представлены материалы проверки Территориальный орган Росздравнадзора.
Как установлено судом, по результатам ревизии вынесено представление № 67-20-07/35 от 20.12.2019, которое получено заявителем 30.01.2020.
В пункте 2 описательной части представления указано следующее бюджетное нарушение: в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.2.1 «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года», раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в 2016 году допущено неправомерное расходование средств на сумму 301 770,57 руб., а именно по причине завышения норм расхода излишне списаны горюче-смазочные материалы в количестве 8 104,14 л.
В абзаце 2 пункте 2 резолютивной части представления, на заявителя возложена обязанность произвести возврат в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 060 1 13 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета» денежных средств в сумме 301 770,57 руб. Срок устранения нарушения – до 31 марта 2020 года.
Заявитель считает, что вынесенное представление в части абзаца 2 пункте 2 резолютивной части (пункт 2 описательной части), является необоснованным (незаконным) по основаниям, изложенным в заявлении.
Исследовав материалы дела, в том числе материалы проверки Территориального органа Росздравнадзора, заслушав пояснения сторон, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), УФК по Тюменской области на основании приказа Управления Федерального казначейства по Тюменской области от 13.09.2019 № 382 «О назначении плановой ревизии Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу» была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Территориального органа Росздравнадзора.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 67, пунктом 68 Правил № 1092 в целях реализации результатов проведения ревизии Территориальному органу Росздравнадзора было направлено представление от 20.12.2019 № 67-20-07/35 (далее – Представление).
Представление содержит информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе о нарушении Территориальным органом Росздравнадзора статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.2.1 «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года» раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Методические рекомендации № АМ-23-р), а именно о допущении неправомерного расходования средств на сумму 301770,57 руб. по причине списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) в количестве 8 104,14 л по завышенным нормам расхода ГСМ.
Представление содержит требование о принятии мер по устранению бюджетного нарушения, а именно Территориальному органу Росздравнадзора необходимо произвести возврат в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 060 113 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета» неправомерно использованные денежные средства в сумме 301 770,57 руб. Срок устранения нарушения – до 31 марта 2020 года.
Нормы расхода топлива на 100 километров пробега транспортного средства, действующие в проверяемом периоде, утверждены приказами Территориального органа Росздравнадзора от 16.11.2009 № 474 «Об установлении норм списания ГСМ», от 30.12.2013 № 356 «Об установлении норм списания ГСМ», от 31.07.2008 № 337 «Об установлении норм списания ГСМ», от 21.09.2009 № 378/1 «Об установлении норм списания ГСМ», от 30.12.2013 № 356 «Об установлении норм списания ГСМ».
Как установлено проверкой, проведенной Управлением, завышение норм расхода ГСМ сложилось в результате неверного применения базовой нормы, а именно:
– согласно пункту 7.2.1. «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года» раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций № АМ-23-р (строка 850) по автомобилю Nissan Almera (рабочий объем 1,598 л, 102 л.с, год изготовления 2014, КПП 5М) базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 8,2 л. Территориальным органом Росздравнадзора применена базовая норма в размере 9,5 л на 100 км;
– согласно пункту 7.2.1. «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года» раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций № АМ-23-р (строка 247) по автомобилю Форд Мондео (рабочий объем 1,596 л, 125 л.с, год изготовления 2009, КПП 5М) базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 8,0 л. Территориальным органом Росздравнадзора применена базовая норма в размере 10 л на 100 км;
– согласно пункту 7.2.1. «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года», раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций № АМ-23-р (строка 222) по автомобилю Ford Focus (рабочий объем 1,596 л, 104,72 л.с, год изготовления 2012, КПП 5М) базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 7,2 л. Территориальным органом Росздравнадзора применена базовая норма в размере 8,7 л на 100 км;
– согласно пункту 7.2.1. «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года» раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций № АМ-23-р (строка 579) по автомобилю Рено Флюенс (рабочий объем 1,598 л, 106 л.с, год изготовления 2013) базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 7,6 л. Территориальным органом Росздравнадзора применена базовая норма в размере 8,8 л на 100 км;
– согласно пункту 7.2.1. «Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года» раздела II «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Методических рекомендаций № АМ-23-р (строка 212) по автомобилю Ford Focus (рабочий объем 1,596 л, 99.96 л.с, год изготовления 2008) базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 7,8 л. Территориальным органом Росздравнадзора применена базовая норма в размере 8,7 л на 100 км
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций № АМ-23-р нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов и т.д.
По причине завышения норм расхода ГСМ по автомобилям Территориального органа Росздравнадзора в проверяемом периоде излишне списано топлива в количестве 8104,14 л. на общую сумму 301 770,57 руб., в том числе:
– по автомобилю Форд Мондео в количестве 3 338,72 л на сумму 125 350,08 руб.;
– по автомобилю Ford Focus (104,72 л.с.) в количестве 2 864,42 л на сумму 107 089,83 руб.;
– по автомобилю Рено Флюенс в количестве 1 683,45 л на сумму 61722,19 руб.;
– по автомобилю Ford Focus (99.96 л.с.) в количестве 52,6 л на сумму 663,05 руб.;
– по автомобилю FIAT DUCATO в количестве 164,95 л на сумму 6 945,42 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (далее – Постановление № 1084) утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее – Правила № 1084).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1084 нормативные затраты, порядок определения которых не установлен Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, согласно приложению определяются в порядке, устанавливаемом федеральными государственными органами, а также пунктом 3 Правил № 1084 (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.03.2016 № 183) нормативные затраты, порядок определения которых не установлен методикой определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, согласно приложению определяются в порядке, устанавливаемом федеральными государственными органами.
В соответствии с пунктом 100 Правил № 1084 и пунктом 100 Методики определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, согласно приложению (приложение к Правилам 1084) (далее – Методика) затраты на приобретение ГСМ определяются по установленной формуле, где норма расхода топлива на 100 километров пробега i-ro транспортного средства определяется согласно методическим рекомендациям «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», предусмотренным приложением к распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р.
Положением пункта 2 Постановления № 1084 предписано федеральным государственным органам и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утвердить до 31.12.2014 нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (далее – нормативные затраты) с учетом того, что до 01.01.2017 нормативные затраты определяются в соответствии с требованиями, утвержденными настоящим постановлением, если федеральными государственными органами и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не утвержден иной порядок расчета нормативных затрат, за исключением нормативных затрат, порядок расчета которых определен пунктами 26, 27, 93 и 94 Правил, предусмотренных приложением к указанным требованиям, и в отношении которых не может быть установлен иной порядок расчета.
Приказом Росздравнадзора от 31.05.2016 № 4716 утвержден Порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций Центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее – Порядок №4716).
В соответствии с пунктом 3.9.4 Порядка № 4716 средняя норма расхода топлива на 100 километров пробега транспортного средства определяется согласно методическим рекомендациям «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», предусмотренным приложением к распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р.
Согласно пункту 1 Методических рекомендаций № АМ-23-р методические рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2009 № 03-2609 предписано в целях организации эксплуатации транспортных средств руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р.
Таким образом, Территориальный орган Росздравнадзора для определения норм расхода топлива на 100 километров пробега транспортного средства обязан руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р, что предписано положениями и Порядка № 1084 и Порядка № 4716.
Так же и нормы расхода ГСМ, действующие в проверяемом периоде, разработаны Территориальным органом Росздравнадзора в соответствии с Методическими рекомендациями № АМ-23-р, что и прописано в приказах от 16.11.2009 № 474 «Об установлении норм списания ГСМ», от 30.12.2013 № 356 «Об установлении норм списания ГСМ», от 31.07.2008 № 337 «Об установлении норм списания ГСМ», от 21.09.2009 № 378/1 «Об установлении норм списания ГСМ», от 30.12.2013 № 356 «Об установлении норм списания ГСМ», указания на иные документы по разработке норм расхода ГСМ в данных приказах отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 6 Методических рекомендаций № АМ-23-р на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письма Минфина России от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).
Территориальным органом Росздравнадзора в адрес Управления направлено письмо от 31.03.2020 № И72-1236/20 с пакетом документов об исполнении представления. К письму от 31.03.2020 № И72-1236/20 приложена копия Приказа Территориального органа Росздравнадзора от 03.02.2020 № П72-33/1/20 «О установлении нормы расхода ГСМ».
Основанием утверждения норм расхода ГСМ является отчет ООО «Научно-технический центр расчетных исследований» от 12.11.2019, разработавший нормы расхода ГСМ на основании пункта 6 Методических рекомендаций № АМ-23-р.
На все выше перечисленные марки автомобилей в Методических рекомендациях №АМ-23-р приведены значения базовых норм расхода топлива, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др., что было указано в Акте ревизии Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.10.2019.
В связи с вышеизложенным, суд согласен с выводами ответчика, что Территориальному органу Росздравнадзора не было необходимости разрабатывать иные нормы расхода ГСМ.
В суд ответчиком представлены документами, подтверждающие нарушение, допущенные заявителем:
– приказы Территориального органа Росздравнадзора от 16.11.2009 № 474, от 30.12.2013 № 356, от 31.07.2008 № 337, от 30.12.2013 № 356,
– паспорта транспортных средств,
– карточки работы автомобилей Форд Мондео, Ford Focus, Рено Флюенс, FIAT DUCATO за 2016 - 2018 годы,
– журналы операций № 8 по прочим операциям за 2016-2018 годы,
– анализ расходования ГСМ за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Таким образом, довод Территориального органа Росздравнадзора о том, что Методические рекомендации № АМ-23-р не являются нормативным правовым актом, обязательным для исполнения, так как не прошли в обязательном порядке государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежит отклонению, как необоснованными, опровергаемый вышеприведенными доказательствами.
Кроме того, непосредственное руководство положениями Методических рекомендаций № АМ-23-р предписано Порядком № 1084, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084, Порядком № 4716, утвержденным приказом Росздравнадзора от 31.05.2016, а так же письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2009 № 03-2609.
Как установлено судом, территориальный орган Росздравнадзора осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренные бюджетной росписью на текущий год для реализации Территориальным органом Росздравнадзора возложенных на него полномочий.
Финансирование Территориального органа Росздравнадзора осуществляется за счет средств, выделяемых главным распорядителем бюджета – Росздравнадзором.
Положения статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определяют бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе по составлению и исполнению бюджетной сметы, по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, а также осуществления иных полномочий, установленных настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно положениям пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается, в том числе совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В предписании указано на неправомерное расходование средств федерального бюджета, в связи со списанием ГСМ по неправомерно завышенным нормам расхода ГСМ.
Статьей 34 БК РФ определено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, довод Территориального органа Росздравнадзора о том, что в данном случае имеет место нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в неэффективном расходовании бюджетных средств, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежит отклонению.
Как установлено судом, ответчиком выявлено неправомерное расходование бюджетных средств в связи с утверждением норм расхода ГСМ в нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Заявитель полагает, что в нарушение требований статей 306.4-306.8 БК РФ в оспариваемой части представления отсутствуют ссылки на нарушение конкретных требований БК РФ. Между тем, указанные заявителем нормы определяют бюджетные нарушения, за совершение которых применяются бюджетные меры принуждения, установленные статьей 306.2 БК РФ, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В данном случае, неправомерное расходование бюджетных средств не относится к вышеуказанным нарушениям, соответственно уведомление о применении бюджетных мер принуждения по отношению к Территориальному органу Росздравнадзора ответчиком не направлялось.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для признания недействительным абзаца 2 пункта 2 резолютивной части представления №67-20-07/35 от 20.12.2019 в части возложения обязанности произвести возврат в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 060 1 13 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета» денежных средств в сумме 301 770,57 рублей, судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении заявленных следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |