АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
«29» октября 2013 года Дело № A70-5320/2013
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 29 октября 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СИБОПТСЕРВИС»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Тюменской области
об оспаривании в части решения №62 от 14.12.2012,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 19.04.2013 №69,
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 07.10.2013№21/12,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СИБОПТСЕРВИС» (далее – заявитель, ООО «СИБОПТСЕРВИС») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган)об оспаривании в части решения № 62 от 14.12.2012.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к заявлению.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «СИБОПТСЕРВИС» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.09.2012, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 23.10.2012 №08-49/63.
По итогам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 23.10.2012 №08-49/63, письменных возражений, материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией было вынесено оспариваемое решение.
Решением Инспекции ООО «СИБОПТСЕРВИС» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 21 294,30 руб. Заявителю начислены пени по состоянию на 14.12.2012 в сумме 69 549,09 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 288 758 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области. По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 14.12.2012 №62, которым решение Инспекции изменено в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за налоговые периоды 2010-2011 гг., соответствующей суммы налоговых санкций. В связи с частичным удовлетворением доводов ООО «СИБОПТСЕРВИС» налоговым органом также произведен перерасчет суммы пени.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы ООО «СИБОПТСЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в части доначисления НДС за 2009 год, соответствующих пени и привлечения к налоговой ответственности в этой части.
В обоснование своих требований заявитель указал, что Инспекцией неправомерно включены в налогооблагаемую базу по НДС премии, полученные от поставщиков за выполнение определенного объема покупок.
По мнению заявителя, выплата таких премий не влечет встречного предоставления каких-либо услуг поставщикам, следовательно, объект налогообложения НДС отсутствует. Условие выплаты премий обозначено в договорах поставки и является составной частью заключенных договоров.
Заявитель указал, что премии выплачивались за выполнение всех условий договоров поставки, рассчитывались поставщиками и выплачивались без НДС. Выплаченные премии не связаны с оплатой реализованных товаров.
В уточнении к заявлению ООО «СИБОПТСЕРВИС» выразило также несогласие с перерасчетом в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля размера заявленных налоговых вычетов по налогу.
Заявитель считает, что сумма налоговых вычетов сформирована на основании выставленного счета-фактуры. Без наличия корректировочного счета-фактуры не имеется оснований для такого уменьшения.
Кроме этого, заявитель считает, что налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля выявлено новое нарушение, а именно, в части уменьшения суммы налоговых вычетов по НДС за 2009 год. В акте налоговой проверки нарушений по вопросу применения налоговых вычетов по НДС не установлено.
Возражая против заявленных требований, Инспекция пришла к выводу, что выплата спорных премий является мерой, направленной на стимулирование ООО «СИБОПТСЕРВИС» в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров.
Инспекция считает, что в результате выплаты заявителю премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах и дополнительных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товара.
Следовательно, ранее заявленные вычеты подлежат пропорциональному уменьшению в соответствующем налоговом периоде.
В дополнениях к отзыву Инспекция также указала, что в случае изменения стоимости товаров в сторону уменьшения, в том числе, цены отгруженных товаров, покупатель обязан восстановить суммы налога в порядке подпункта 4 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Также, Инспекция пояснила, что с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля заявитель ознакомлен, ему обеспечено право предоставления письменных возражений.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления НДС, соответствующих сумм пени и штрафа послужил вывод Инспекции о том, что выплачиваемые ООО «СИБОПТСЕРВИС» поставщиками премии за выполнение объемов по договорам поставки являются мерой, направленной на стимулирование заявителя в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров. В результате выплаты таких премий по итогам отгрузок товаров происходит уменьшение стоимости товаров, которое влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. Следовательно, размер налоговых вычетов по НДС подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
Судом установлено, что в проверяемый период ООО «СИБОПТСЕРВИС» осуществляло оптовую и розничную торговлю прочими пищевыми продуктами.
На основании заключенных с контрагентами договоров поставки за периоды 2009-2011 гг. ООО «СИБОПТСЕРВИС» приобретало продовольственные товары. В результате совершения указанных операций заявителем реализовано право на применение налоговых вычетов по НДС.
Согласно заключенным к договорам дополнительным соглашениям, поставщики обязуются выплачивать премию за выполнение определенного объема покупок, а также за поставку товара в согласованном ассортименте в фиксированном процентном отношении от стоимости объема поставленного за определенный период товара. Расчет премии произведен в актах расчета премии (л.д.107-141).
Право предоставлять покупателю скидки и (или) выплачивать премии покупателю предусмотрено также и условиями заключенных договоров (л.д.101-106).
По результатам рассмотрения письменных возражений заявителя и проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией произведен перерасчет исчисленной суммы НДС. Инспекция пришла к выводу о том, что размер ранее заявленной суммы налоговых вычетов подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
При этом в ходе рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом было признано неправомерным уменьшение суммы налоговых вычетов за налоговые периоды 2010-2011 годов, поскольку было установлено, что поставки товаров, произведенные в указанные периоды, не подпадают под действие Федерального закона от 28.12.2009 №381-Фз «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (вступил в силу с 01.02.2010).
Согласно нормам данного Федерального закона следует вывод, что вне зависимости от условий договора, в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок данных товаров указанные премии (вознаграждения) не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров. Соответственно, отсутствуют основания для корректировки налоговой базы по НДС у продавца и восстановления сумм налоговых вычетов у покупателя.
Суд, оценив позицию налогового органа, считает ее правомерной, исходя из нижеследующего.
Как было отмечено выше, по условиям заключенных договоров поставок Поставщик вправе предоставить покупателю скидки и (или) выплатить премии.
Так, в 2009 году между заявителем и ЗАО «Мултон» заключены договора поставки от 01.04.2008 №367 и от 01.01.2009 №1245-р на поставку соковой продукции.
Согласно дополнительным соглашениям к договорам (от 30.05.2009, 27.09.2008, 22.11.2008. 01.01.2009. 31.01.2009) стороны согласовали размер предоставляемой премии в зависимости от достигнутого объема поставки за месяц.
Кроме того, согласно дополнительным соглашениям от 29.08.2009 к договору от 01.01.2009 №1245-р и от 30.05.2009 к договору от 01.04.2008 № 367 ЗАО «Мултон» предоставляет покупателю дополнительную премию фиксированного размера при условии приобретения за определенный период времени товара в согласованном ассортименте. Суммы премий НДС не облагаются. Указанная в дополнительном соглашении от 30.05.2009 премия доставлялась исключительно при условии наличия товара, приобретенного у поставщика, в указанном ассортименте в каждой торговой точке покупателя.
Премии выплачивались на основании Актов расчета премии, составляемых по окончании согласованного периода поставок товаров. Полученные от поставщика премии перечислялись на расчетный счет заявителя, а также учитывались при проведении взаимозачетов.
Дополнительными соглашениями также предусмотрено, что премия рассчитывается в процентах от общей стоимости приобретенного товара без учета НДС. Суммы премий НДС не облагаются.
Вышеизложенные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Таким образом, посчитав, что выплата этих премий связана с поставкой товаров, Инспекция расценила эти премии как форму торговых скидок, применяемых к стоимости товаров и оказывающих влияние на величину налоговых вычетов по НДС.
В связи с этим в тех налоговых периодах, когда поставщиком перечислены покупателю суммы премий, Инспекция произвела корректировку (в сторону уменьшения) величины налоговых вычетов по НДС.
Соглашаясь с позицией Инспекции, суд, в рассматриваемой ситуации считает, что выплата поставщиком премии вследствие выполнения условий заключенных сторонами договоров является мерой, направленной на стимулирование ООО «СИБОПТСЕРВИС» в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества товара.
В связи с чем, такие премии имеют связь с поставками товаров и фактически являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости этих товаров, следовательно, оказывают влияние на налоговую базу по НДС при приобретении товара.
В силу пункта 2 статьи 153 и пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ поставщики определяют налоговую базу по операциям реализации товаров как стоимость этих товаров, исчисляемую из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ, исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров.
Согласно пункту 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
В результате выплаты поставщиком премий по итогам отгрузок товаров за определенный период происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет необходимость корректировки поставщиком налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
В данном случае налоговый орган обоснованно пришел к выводу о необходимости уменьшения заявителем суммы налоговых вычетов за 2009 год, ранее заявленных покупателем, в тех периодах, когда поставщиком были перечислены конкретные суммы премий.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 07.02.2012 №11637/11, которые учтены судом при рассмотрении настоящего спора.
При этом суд считает необходимым отметить, что доводы заявителя о неправомерности включения в налогооблагаемую базу по НДС премий, полученных от поставщиков, были учтены и приняты Инспекцией на стадии рассмотрения письменных возражений ООО «СИБОПТСЕРВИС».
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения доводов заявителя по указанным основаниям.
Судом также не усматривается процессуальных нарушений со стороны Инспекции при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, Инспекцией было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 16.11.2012 №5.
В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса РФ налоговым органом у заявителя были истребованы документы (книга покупок за 2008 год).
По причине истечения срока хранения документов соответствующие документы по требованию налогового органа ООО «СИБОПТСЕРВИС» не представлены.
Результаты проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля оформлены Инспекцией письмом об ознакомлении с материалами выездной проверки от 16.11.2012.
Пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1Налогового кодекса РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
В Постановлении от 14.07.2005 № 9-П Конституционный Суд РФ указывает, что дополнительные мероприятия налогового контроля имеют целью уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными правонарушениями.
Судом установлено, что в настоящем деле решение Инспекции о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля основано на положениях и полномочиях, предоставленных налоговому органу пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен в решении в пределах месячного срока, установленного пунктом 6 статьи 101Налогового кодекса РФ, в решении содержатся конкретные форма и адресат таких мероприятий, которые не затрагивают каких-либо дополнительных обязанностей самого заявителя как налогоплательщика.
Принятое решение направлено на установление и проверку фактов, подтверждающих совершение заявителем нарушений законодательства либо отсутствие данных нарушений, выявленных в ходе выездной налоговой проверки.
Следовательно, истребование документов соответствует положениям статьи 93 Налогового кодекса РФ, что направлено на обеспечение достоверности и полноты результатов налоговой проверки.
Фактическое исполнение налоговым органом обозначенного в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля подтверждено материалами дела и заявителем не отрицается. Доказательств злоупотребления Инспекцией своими правами в процессе осуществления мероприятий налогового контроля в целях искусственного увеличения времени выездной налоговой проверки судом не установлено. Следовательно, нельзя признать, что основания для его вынесения были надуманными.
В силу пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушение которых влечет безусловную отмену решения налогового органа, пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ отнесены обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения.
С учетом приведенных норм результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки, поэтому налоговый орган должен обеспечить возможность участия лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом участие представителя налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки до принятия решения налоговым органом о проведении дополнительных мероприятий не исключает обязанность налогового органа обеспечить налогоплательщику право на участие в рассмотрении итогов налоговой проверки по завершении дополнительных мероприятий.
Наличие у налогоплательщика права на ознакомление с материалами налоговой проверки, включая материалы, полученные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по обеспечению данного права вытекает из системного толкования норм, закрепленных в Конституции РФ, статьях 100 и 101 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами налоговой проверки с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов, в том числе представления возражений на установленные налоговым органом обстоятельства нарушений налогового законодательства и в отношении доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки, поэтому налогоплательщик имеет право на ознакомление с документами и материалами, полученными при проведении этих мероприятий.
Как свидетельствует сложившаяся судебно-арбитражная практика решение налогового органа по результатам проверки, в том числе, с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, подлежит отмене в случае, если налогоплательщик был лишен права присутствовать на рассмотрении материалов, представлять свои возражения, давать пояснения, знакомится с документами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. (Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 №57, Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.11.2011 №15726/10, от 13.01.2011 №10519/10 по делу №А41-24669/09; ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01.2012 по делу №А67-530/2011 и др.).
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
В рассматриваемой ситуации видно, что с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля уполномоченный представитель ООО «СИБОПТСЕРВИС» ФИО3 была ознакомлена 22.11.2012 с получением копии документа. Заявителю предоставлено 15 дней для направления письменных возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.
По истечении срока, установленного для предоставления письменных возражений, а именно, 14.12.2012, материалы проверки и дополнительные мероприятия налогового контроля были рассмотрены в присутствии уполномоченного представителя ООО «СИБОПТСЕРВИС» ФИО3
Как следует из оспариваемого решения, заявителем дополнительно не представлено письменных возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. В ходе рассмотрения материалов проверки заявлены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность (л.д.35).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Инспекцией не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Довод заявителя о том, что в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией выявлено новое нарушение, не установленное в акте выездной проверки, судом отклоняется, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Из материалов дела следует, что в оспариваемом решении иных оснований для привлечения к налоговой ответственности, не указанных в акте выездной проверки, Инспекцией не выявлено. Выездной проверкой установлен факт неуплаты заявителем НДС, за который он привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
С учетом представленных заявителем возражений, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекцией произведен перерасчет суммы исчисленного НДС с уменьшением суммы налоговых вычетов в соответствующих периодах, ранее заявленных ООО «СИБОПТСЕРВИС».
Корректировка налоговых вычетов по НДС фактически повлияла на доначисленную сумму налога, выявленную и установленную в акте выездной проверки.
При этом установив, что размер налогового вычета по НДС подлежит уменьшению, новых вменяемых эпизодов и фактов нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам, полученным в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекция не выдвинула; дополнительных доначислений по налогу не произвела, иных налоговых обязательств заявителя не увеличила.
Напротив, по результатам рассмотрения материалов проверки, сумма доначисленного НДС за 2009 год была уменьшена в пользу ООО «СИБОПТСЕРВИС» и составила 164 267 руб. против суммы 279 404 руб., указанной в акте проверки.
Таким образом, имеющимися материалами не подтверждается факт установления Инспекцией новых налоговых правонарушений.
Из пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, суд пришел к выводу, что основания для признания оспариваемого решения недействительным, отсутствуют. Налоговым органом, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, процессуальных нарушений не допущено.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым отказать ООО «СИБОПТСЕРВИС» в удовлетворении заявленных требований.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежит возврату ООО «СИБОПТСЕРВИС» на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «СИБОПТСЕРВИС» из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 106 от 19.04.2013 на сумму 4000 руб.
Выдать справку на возврат.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Безиков О.А.