ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5367/2012 от 08.08.2012 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тюмень

09 августа 2012 года

Дело №А70-5367/2012

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012 года

  Решение в полном объеме изготовлено 09 августа 2012 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Уралсибсервис»

к Тюменской таможне

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №10503000-308/2012 от 14.06.2012,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крюковой М.В.,

при участии представителей:

от заявителя – директор Сажина Ю.М. на основании решения, Хижняк А.В. по доверенности,

от ответчика – решетников А.А. пол доверенности, Роган Т.В. по доверенности, Волков С.В. по доверенности, Быкова Л.Д. по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Уралсибсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тюменской таможне об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №10503000-308/2012 от 14.06.2012.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.

Как следует из материалов дела, постановлением Тюменской таможни №10503000-308/2012 от 14.06.2012 ООО «Уралсибсервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 16.2 КоАП РФ выразившегося в представлении при декларировании товаров недействительных сертификатов соответствия.

Общество с постановлением не согласно, считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно пункту 3 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 ТК ТС выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств - членов таможенного союза, - законодательством государств - членов таможенного союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях. Таможенное декларирование производится с использованием таможенной декларации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 203 ТК ТС по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таким образом, выбор таможенной процедуры зависит исключительно от волеизъявления декларанта.

В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Согласно пункту 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно статьям 209 и 210 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом. Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений.

Суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что представление таможенному органу сертификатов соответствия на ввозимые товары не может рассматриваться как соблюдением декларантом установленных государством запретов и ограничений.

Помимо указанных заявителем методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, перечисленных в статьях 12,20-27 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в соответствии с положениями статьи 32 данного закона установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.

Правила, регулирующие ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил продукцией (товаром), ввоз которой на территорию Российской Федерации осуществляется при условии представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, может быть только продукция (товар), выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов (далее - товары).

Вместе с тем, независимо от включения ввозимой продукции в названные в пункте 2 правил списки, пункт 3 (подпункт «а») этих же Правил регламентирует, что представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы - режим выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, ввозимых в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы Российской Федерации копий документов о соответствии обязательным требованиям на указанные готовые изделия и подтверждения, что данные запасные части используются при изготовлении готовых изделий и внесены в конструкторскую документацию на это изделие.

В этой связи, надлежащее подтверждение декларантом факта ввоза товаров исключительно в целях использования в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных изделий является единственным условием, чтобы воспользоваться своим правом на освобождение по предоставлению сертификата соответствия, как это прямо прописано абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Уралсибсервис» 27.09.2011 на таможенный пост Тюменской таможни была подана таможенная декларация с заявленным режимом для внутреннего потребления. Товар, заявленный в декларации, поступил по контракту от 27.12.2010 , заключенного на поставку оборудования и запчастей фирмы «VERMEER».

Согласно декларации обществом заявлены:

товар №1 части, предназначенные исключительно для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций;

товар №2 сменный инструмент из черных металлов для бурения грунтов для бурильных и проходческих машин VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций;

товар №3 цанговые зажимы – ручной инструмент для затягивания буровых штанг с п/э трубами для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций,

товар №4 катушка индуктивности для блока клапанов гидросистемы бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD24x40 SERIESII»,

товар №5 маслоуплотнительное кольцо для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций,

товар №6 цепь шарнирная из черных металлов для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD7х11А,

товар №7 рукава твердого давления из вулканизированной нетвердой резины с фитингами, армированные металлом для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций,

товар №8 фитинги из черных металлов, снабженные резьбой для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций,

товар №9 изделия из черных металлов для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций,

товар №10 клапаны возвратно-поступательные для регулирования потока жидкости путем открывания или закрывания проходного сечения посредством шарика для водяного насос для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD24x40 SERIESII для прокладки коммуникаций,

товар №11 устройства для фильтрования бурового раствора, поступающего на шпиндель для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD7x11А для прокладки коммуникаций,

товар №12 уплотнители из мягкой вулканизированной и пористой резины для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD7x11А для прокладки коммуникаций,

товар №13 зубчатое колесо (шестерня) стальное с токарной обработкой, предназначенное для передачи усилия вращения ходовой части бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORдля прокладки коммуникаций,

товар №14 редуктор с цилиндрическими прямозубыми колесами для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD24x40 SERIESII для прокладки коммуникаций,

товар №15 болты с нарезанной резьбой с головками из черных металлов для бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD100x120 SERIESII,

товар №16 болты с нарезанной резьбой с шестигранной головкой из коррозиностойкой стали для водяного насоса бурильной и проходческой машины VERMEERNAVIGATORD7x11А.

Совместно с декларацией в таможенный орган обществом были представлены сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 12.2.011-2003 на бурильную и проходческую машину модели «VERMEERNAVIGATORD7х11а», ранее ввезенную на таможенную территорию РФ в соответствии с контрактом от 21.07.2006 (л.д.25 том 2), сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 12.2.011-2003 на бурильную и проходческую машину модели «VERMEERNAVIGATORD24х40 SERIESII», ранее ввезенную на таможенную территорию РФ в соответствии с контрактом от 21.11.2007 (л.д.28 том 2), сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 12.2.011-2003 на бурильную и проходческую машину модели «VERMEERNAVIGATORD100х120 SERIESII», ранее ввезенную на таможенную территорию РФ в соответствии с контрактом от 23.07.2008 (л.д.31 том 2). А также документы, подтверждающие, что данные запасные части используются при изготовлении данных машин (л.д.4-23 том 2).

Таким образом, суд считает, что представленные обществом документы отвечают требованиям подпункта «а» пункта 3 Правил, в связи с чем, представление сертификатов соответствия на ввозимые запасные части не требуется.

Предусмотренная вменяемой обществу статьей административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.

Пунктом 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ установлено, что для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Таким образом, объективную сторону указанного правонарушения составляет представление декларантом либо таможенным брокером (представителем) поддельных документов, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, а также иных документов, не имеющих юридической силы, повлекшее определенные в части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последствия.

Применительно к изложенным фактическим обстоятельствам дела, суд констатирует отсутствие в действиях общества события административного правонарушения, описанного в части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку каких-либо недействительных в смысле примечания к статье 16.1 КоАП РФ документов, обществом представлено не было.

Сертификаты соответствии были представлены в подтверждение соблюдения требования подпункта «а» пункта 3 Правил и не на другой товар как указал таможенный орган, а на товар – «готовое изделие», который ранее был ввезен на таможенную территорию РФ и для обеспечения работы которого обществом осуществлялась поставка запасных частей.

Выводы административного органа, указанные в оспариваемом постановлении в обоснование наличия состава административного правонарушения основаны на неверном толковании условий, необходимых для соблюдения декларантом при поставке запасных частей к ранее везенным машинам, а также на основании разъяснений, не носящих нормативного правового характера.

Доводы таможенного органа, суть которых состоит в том, что покупатель ранее ввезенного готового изделия и покупатель запасных частей к нему должны совпадать, не основаны на законе, поскольку покупатель запасных частей может быть пользователем ранее ввезенного готового изделия, также нуждающийся в ремонте ранее везенного изделия.

Гражданско-правовые отношения, возникающие между заявителем и его контрагентами по поводу уже ввезенного и выпущенного в обращение товара, находятся за рамками рассматриваемого события административного правонарушения, которое является оконченным в момент завершения декларирования товара.

Изложенное свидетельствует о наличии обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении применительно к пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление Тюменской таможни по делу об административном правонарушении №10503000-308/2012 от 14.06.2012 признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.