АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-5390/2021 |
06 мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 мая 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., ознакомившись с заявлением
Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к ООО «СВМ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.02.2021; ФИО2 по удостоверению (после перерыва);
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 24.04.2021;
установил:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ООО «СВМ» (далее – ответчик, Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество является владельцем бессрочной лицензии от 04.12.2017 серии 72-ЧЦЛ № 6332 с правом на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов по адресу: <...>.
09.11.2020, 25.12.2020, 25.04.2021 в Управление поступали обращения граждан (вх. 493 ОП, вх. 530 ОП, вх. 14802) с фотоматериалом и видеозаписями по факту наличия неприятного запаха от сжигания кабельно-проводниковой продукции, а также бывших в употреблении труб нефтепроводных открытым способом на площадке приема лома, указывают на осуществление распила металлов, что создает шум.
16.12.2020 должностным лицом Управления проведено обследование территории с географическими координатами N 57/12175 E 65/659117 в районе ул. Чекистов, д. 42, г. Тюмень, в ходе которого установлено наличие складирования металлолома без признаков горения на огражденной территории, составлен акт (т. 1 л.д. 189-190).
Управлением установлено, что по указанным географическим координатам находится земельный участок с к/н 72:23:0223001:72, переданный от ООО «Метресурс Тюмень» в субаренду ООО «СВМ» по договору от 11.11.2020 № 295-Ас (т. 1 л.д. 179-182).
15.12.2020 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 60 О по признакам нарушения ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
29.12.2020 должностным лицом Управления проведено обследование земельного участка с к/н 72:23:0223001:72, находящегося в пользовании Общества, в результате чего установлено наличие на указанной территории навалов металлолома, зафиксирована работа спецтехники, погрузка металлолома в грузовые автомобили в отсутствие золы, следов горения, открытого огня, дыма и запахов, в подтверждение чего составлен соответствующий акт с приложением фототаблицы (т. 1 л.д. 152-156).
18.01.2021 должностным лицом Управления для целей определения компонентного состава отходов и их класса опасности на земельном участке с к/н 72:23:0223001:72 с применением фото и видео фиксации были отобраны пробы:
1) лома и отходов черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси (код ФККО 4 61 021 11 20 4);
2) лома и отходов черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код ФККО 4 68 101 02 20 4);
3) трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте-, газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией (код ФККО 4 698 532 1154 4);
4) лом и отходы изделий из черных металлов, загрязненные лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) (код ФККО 4 698 101 3150 4).
По результатам отбора проб были составлены протоколы взятия проб и образцов (4 экз.), а также акты отбора проб отходов (4 экз.) в присутствии представителя Общества.
При этом отбор проб отходов - труб стальных газопроводов отработанных без изоляции (код ФККО 4 69 521 11 51 4) не был осуществлен по причине отсутствия пробы в месте отбора.
Для целей установления компонентного состава и класса опасности отходов Управлением было назначена экспертиза, проведение которой было поручено ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области.
По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области составлено заключение от 27.01.2021 № 2, представленное в адрес Управления 28.01.2021 (вх. 3715).
Согласно представленному заключению от 27.01.2021 № 2 из четырех взятых проб отходов представленных для проведения исследования в двух были обнаружены отходы IV класса опасности.
15.02.2021 Управлением вынесено постановление № 13 О о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Общества ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
23.03.2021 Управление направило Обществу уведомление от 22.03.2021 № 271 О о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
26.03.2021 в отношении Общества в присутствии его представителей был составлен протокол № 231 О об административном правонарушении по признакам ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ по факту осуществления обезвреживания и обработки отходов IV класса опасности с фактической передачей на утилизацию (использование) в отсутствие лицензии.
Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматривают судьи арбитражных судов, административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, считает не доказанным событие вменяемого правонарушения, факт совершения вменяемого правонарушения не признает.
Отрицая событие правонарушения Общество указывает, что на промышленной площадке, где были отобраны образцы для экспертного исследования, осуществилось накопление лома, что не требует получения лицензии. Какие-либо действия по обезвреживанию и обработке отходов IV класса опасности Общество не совершало..
Общество также ссылается на нарушение порядка отбора проб, направленных на экспертное исследование.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 вышеуказанного закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности.
Согласно п. 34 ст. 12 Закона № 99-ФЗ предусмотрено также лицензирование деятельности, связанной с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Таким образом, Законом № 99-ФЗ деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, отграничена от деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в целом и представлена как отдельный вид лицензируемой деятельности.
Как указывалось выше, Общество является владельцем бессрочной лицензии от 04.12.2017 серии 72-ЧЦЛ № 6332 с правом на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов по адресу: <...>.
Обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, Управление указывает на осуществление Обществом деятельности по обезвреживанию и обработке отходов IV класса опасности с фактической передачей на утилизацию (использование) в отсутствие лицензии.
В обоснование изложенного Управление ссылается на результаты экспертизы, которой установлено, что образцы лома, представленные на исследование, загрязнены отходами IV класса опасности (пластмассовые фрагменты, нефтепродукты).
Материалами дела подтверждается, что в результате отбора проб отходов на производственной площадке по адресу: <...>, эксплуатируемой ООО «СВМ», установлено наличие отходов IV класса опасности, а именно:
1) лома и отходов черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси (код ФККО 4 61 021 11 20 4);
2) лома и отходов черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код ФККО 4 68 101 02 20 4).
В ст. 1 Закона № 89-ФЗ установлены основные понятия, используемые в Законе, в том числе:
«обезвреживание отходов» - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
«обработка отходов» - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно пояснениям представителей Управления, полученных в ходе судебного заседания, Общество, приобретая лом черных металлов в виде изделий и кусков, установив их загрязнение отходами IV класса опасности, принимает меры к очистке лома металлов от таких отходов (пластмассовые фрагменты, нефтепродукты), в том числе путем сжигания, что является обезвреживанием и обработкой отходов IV класса опасности.
Общество факт приобретения лома металлов, загрязненных отходами IV класса опасности не отрицает. Вместе с тем указывает, что осуществляет накопление на принадлежащей ему промышленной площадке лома металлов. В дальнейшем им производится сортировка лома. Лом, загрязненный отходами IV класса опасности, передается иным лицам. Обезвреживание и обработку отходов IV класса опасности Общество не осуществляет.
Согласно ст. 1 Закона № 189-ФЗ накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
Накопление как вид деятельности по обращению с отходами не требует получения лицензии.
Пояснения Общества в данной части о том, что им осуществляется накопление лома, который возможно загрязнен отходами IV класса опасности, для дальнейшей сортировки, соответствует обычной хозяйственной практике и не носит сомнительного характера.
С учетом того обстоятельства, что Общество вправе осуществлять накопление отходов, суд приходит к выводу о том, что сам по себе факт нахождения на промышленной площадке, принадлежащей Обществу, лома металлов, загрязненных отходами IV класса опасности, не подтверждает факт осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию и обработке отходов IV класса опасности.
В силу положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.
В нарушение положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ Управлением не представлены доказательства, подтверждающие, что Общество обезвреживало и обрабатывало отходы IV класса опасности.
Управление указывает, что поскольку Общество осуществляет накопление отходов IV класса опасности, следовательно, должны быть представлены доказательства передачи таких отходов иным лицам. В протоколе об административном правонарушении Управление указывает, что Общество не представило истребованную у него информацию о лицах, которым были переданы такие отходы.
Доводы Управления не принимаются судом с учетом следующего.
В материалах административного дела содержатся два определения об истребовании доказательств от 09.02.2021 №7О и от 15.01.2020 № 2О.
Определением от 15.01.2021 № 2 О Управлением были истребованы данные учета в области обращения с отходами за 2020 год, а также данные учета лома и отходов черных металлов за 2020 год (приемо-сдаточные акты) по форме, установленной приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».
Материалами дела подтверждается, что 03.02.2021 истребуемые сведения были представлены Обществом в Управление (л.д. 49).
Дело об административном правонарушении по факту непредставления истребованных сведений в отношении Общества не возбуждалось.
Исходя из представленных сведений судом установлено, что по данным учета за 2020 год, отходы IV класса опасности (л.д. 52, 53) от других лиц Обществу не поступал, договоры на прием указанных отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не заключались, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживанию, размещение данных отходов Обществом в целях осуществления предпринимательской деятельности не осуществлялась.
Данные учета в области обращения с отходами ООО «СВМ» ( л.д. 53) содержат сведения о передаче иным лицам отходов IV класса опасности на захоронение ( мусор из офисных помещений).
Суд также отмечает, что соответствующие сведения за 2021, с учетом даты выявления вменяемого правонарушения, Управлением не запрашивались.
В последующем Управление определением от 09.02.2021 № 7О истребовало также иные сведения:
Вместе с тем, из буквального содержания определения об истребовании сведений усматривается, что истребованные сведения касались только незагрязненного лома металлов.
С учетом указанных обстоятельств, суд не принимает доводы Управления о непредставлении Обществом сведений о последующей передаче загрязненного лома иным лицам.
В судебном заседании судом также были исследованы видеозаписи, предоставление в Управление вместе с заявлениями, содержавшими указание на признаки события административного правонарушения.
Судом установлено, что на основании данных видеозаписей установить факт осуществлениям Обществом деятельности по обращению с отходами IV класса опасности не возможно.
Обращение гражданина в данном случае является лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении с последующим установлением Управлением всех значимых обстоятельств.
Иных доказательств в подтверждение осуществления Обществом деятельности по обезвреживания и обработки отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии Управлением в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, образует именно предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии).
Какие-либо доказательства, подтверждающие извлечение Обществом дохода от осуществления деятельности обезвреживания и обработки отходов IV класса опасности Управление в материалы дела не представило, что также исключает событие вменяемого правонарушения.
Ссылки Управления на факты реализации Обществом лома металлов судом не принимаются, поскольку они имеют отношение к осуществлению Обществом другого лицензируемого вида деятельности (заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов), в отношении которого Общество имеет лицензию, выданную в установленном порядке
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено, что Управление не представило в материалы дела достаточных, бесспорных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч .2 ст. 14.1 КоАП РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь 167-170, 206 АПК РФ арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.