ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5406/08 от 21.10.2008 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

625052, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тюмень Дело № А70-5406/20-2008

27 октября 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2008 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Свидерской И.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абелевой В.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 4

к Государственному учреждению Специализированная часть-27 государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области

о взыскании налогов, пени, налоговых санкций

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт серия <...> выдан 23.06.2007 года, доверенность от 22.07.2008 года;

от ответчика: ФИО2, паспорт серия <...> выдан 27.02.2002 г., доверенность от 01.09.2008 года;

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 4 обратилась в арбитражный суд с заявлением к ответчику о взыскании налога на добавленную стоимость в размере 37368 рублей, пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 10991,58 рублей, налоговых санкций в размере 22621 рублей, налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 7934 рублей, пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 1443,07 рублей, налоговых санкций в размере 1587 рублей, налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 21581 рублей, пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъекта Российской Федерации в размере 3969,89 рублей, налоговых санкций в размере 4316 рублей, налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 года в местные бюджеты в размере 126 рублей, пеней по налогу на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 года в местные бюджеты в размере 48,25 рублей, налоговых санкций в размере 150 рублей на основании решения № 11-2281 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29 декабря 2007 года.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика представили письменный отзыв, с заявленными требованиями не согласны.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 4 состоит на налоговом учете Государственное учреждение Специализированная часть-27 государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области (или СЧ-27).

Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 538 по состоянию на 31.01.2008 г., ответчику предложено произвести оплату недоимки и пеней. В добровольном порядке налоги, пени, налоговые санкции во взыскиваемой сумме не уплачены.

В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Государственное учреждение Специализированная часть-27 государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области является бюджетным государственным учреждением.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику налоговым органом требования об уплате налога.

Суд полагает, что налоговым органом при принятии решения не учтено, что тушение и предупреждение пожаров на предприятиях является законодательно обусловленной обязанностью Государственной противопожарной службы и, в частности, ответчиком. Правовым основанием для получения денежных средств на ведение уставной деятельности является статья 10 Федерального закона «О пожарной безопасности», Положение о Государственной противопожарной службе МВД Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 849, Закон Тюменской области № 316 «О пожарной безопасности» от 23.12.2004 г.

Заявитель просит взыскать суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 7934 рублей, пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 1443,07 рублей, налоговых санкций в размере 1587 рублей, налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 21581 рублей, пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъекта Российской Федерации в размере 3969,89 рублей, налоговых санкций в размере 4316 рублей, налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 года в местные бюджеты в размере 126 рублей, пеней по налогу на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 года в местные бюджеты в размере 48,25 рублей, налоговых санкций в размере 150 рублей на основании решения № 11-2281 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29 декабря 2007 года.

Государственное учреждение Специализированная часть-27 государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области против удовлетворения требований возражает, полагает, что у него отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль.

Исходя из положений статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что прибылью для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Статья 248 Налогового кодекса Российской Федерации относит к доходам доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Подпункт 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что реализацией товаров, работ или услуг не признаются передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Материалами дела установлено, что деятельность органов пожарной охраны является законодательно установленной обязанностью Государственной противопожарной службы по охране населенных пунктов и предприятий от пожаров, а также проведение других работ и услуг в области пожарной безопасности, которая лишена самостоятельности в избрании направлений своей деятельности. Это вытекает из положений статьи 5 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Подпункт 2 статьи 10 названного Закона предусматривает, что финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических, научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости предусмотрено привлечение дополнительных средств из других источников финансирования.

В соответствии с Положением о Государственной противопожарной службе МВД РФ от 23.08.1993 № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации государственной противопожарной службы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» (утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993), помимо федерального бюджета финансовое обеспечение производится за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средств министерств, ведомств, предприятий, поступающих в соответствии с заключенными договорами, средств, получаемых от хозяйственной деятельности и платных услуг, оказываемых государственной противопожарной службой. Внебюджетные средства используются на проведение профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, улучшению материально-технического обеспечения Государственной противопожарной службы, социальной защиты и стимулирования труда личного состава.

Материалами дела установлено, что финансирование Государственного учреждения Специализированная часть-27 государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области осуществляется на основании сметы затрат. Исполнение сметы затрат и целевое использование внебюджетных средств контролируется территориальным органом федерального казначейства в строгом соответствии с бюджетной классификацией доходов и расходов, утвержденной Федеральным законом № 115-ФЗ от 15.08.1996 "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Из решения № 11-2281 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения следует, что неполная уплата налога на прибыль за 2004,2005,2006 годы образовалась в результате включения в расходы затрат непроизводственного характера, таких как взносы на соревнования, оплата участия в чемпионате г.Тюмени по минифутболу, приобретение цветочной рассады, цветов, ваз, ценных подарков, новогодних подарков, фейерверка, уплаты штрафов.

В судебном заседании представители ответчика пояснили, что цветы и цветочная рассада приобретались в связи с похоронами сотрудников Государственного учреждения Специализированная часть-27 государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области. Участие сотрудников ответчика в спортивных соревнованиях, чемпионатах входит в программу повышения физической подготовки и квалификации пожарных. Иные приобретения связаны с шефством над школой, закрепленной за ответчиком на обязательных началах.

Согласно пункту 1.9 Устава ответчика, СЧ-27 вправе, на основании специальной правоспособности юридического лица, в порядке установленном п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами, оказывать платные услуги и осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на привлечение внебюджетных источников финансирования, постольку, поскольку это послужит достижению целей пожарной охраны, определенных Федеральным законом «О пожарной безопасности», а также с учетом порядка, пределов и на условиях, установленных УГПС. При этом, доходы, полученные от разрешенной деятельности, а также имущество, приобретенное на эти доходы, в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ получает в самостоятельное распоряжение СЧ-27, учитывается на отдельном балансе, и не может быть изъято у него по решению государственных или муниципальных органов.

Указанное свидетельствует о том, что услуги, оказываемые учреждением, не связаны с предпринимательской деятельностью, доход, получаемый за их оказание, направляется на осуществление основной уставной деятельности. Следовательно, ответчик вправе был включить в состав расходов в соотвествии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина от 10.12.2006 года № 25н, затраты в виде взносов на соревнования, оплаты участия в чемпионате г.Тюмени по минифутболу, приобретения цветочной рассады, цветов, ваз, ценных подарков, новогодних подарков, фейерверка, уплаты штрафов.

При этом суд исходит из того, что указанные расходы связаны с уставной деятельностью ответчика, а также носят для него необходимый и обязательный характер.

Кроме этого, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, факт наличия у заявителя прибыли, подлежащей налогообложению в соответствии с действующим налоговым законодательством, не доказан налоговым органом.

Исследуя доводы налогового органа о том, что к данным правоотношениям следует применять положения пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд считает, что они не могут быть приняты, поскольку заявитель осуществляет только уставную деятельность, соответственно, обязанности по уплате налога на прибыль у него не возникает.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 4 просит взыскать налог на добавленную стоимость в размере 37368 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 10991,58 рублей, налоговые санкций в размере 22621 рублей на основании решения № 11-2281 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29 декабря 2007 года.

Судом установлено, что СЧ-27 действительно оказывались платные услуги населению.

В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что ответчиком оказывались услуги, предусмотренные перечнем платных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 года № 83, а в 2004 году согласно тарифам, утвержденным Председателем Комитета по политике цен Департамента экономики Администрации Тюменской области, в твердых суммах без включения налога на добавленную стоимость.

Взимание платы за оказанные услуги проводилось ответчиком без предъявления налога на добавленную стоимость покупателям работ, услуг, что подтверждается квитанциями, приходными кассовыми ордерами, кассовыми чеками.

Ответчик указывает, что налоговым органом в нарушение п. 6 ст. 168 НК РФ на всю стоимость оказанных услуг доначислен налог на добавленную стоимость.

Судом установлено, что тушение и предупреждение пожаров является обязанностью Государственной противопожарной службы, установленной в Федеральном законе «О пожарной безопасности», Положении о Государственной противопожарной службе МВД Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 849, Законе Тюменской области № 316 «О пожарной безопасности» от 23.12.2004 г.

Полученные денежные средства призваны были обеспечить выполнение возложенных законодательством функций на ответчика, которые являются для него исключительными в силу того, что иные органы не выполняют обязанности в силу закона по обеспечению противопожарной безопасности.

Финансирование этой деятельности предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и за счет собственных средств. Следовательно, у ответчика отсутствует объект обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тюменской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Свидерская И.Г.

Свидерская И.Г.