ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5510/13 от 01.08.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № A70-5510/2013

«07» августа 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2013 года. Полный текст решения изготовлен 07 августа 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя – Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Тюменской области,

об оспаривании решений № 3186 от 20.05.2013, № 3187 от 20.05.2013, взыскании убытков в сумме 52 937 рублей, упущенной выгоды в размере 52 937 рублей,

соответчик – Федеральная налоговая служба России

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании паспорта,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности № 02/13 от 09.01.2013,

установил:

Индивидуальный предприниматель – Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Тюменской области (далее - Инспекция, ответчик, налоговый орган) об оспаривании решений №3186 от 20.05.2013, №3187 от 20.05.2013, взыскании убытков в сумме 52 937 рублей, упущенной выгоды в размере 52 937 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ определением суда от 04.07.2013 в качестве соответчика по делу привлечена Федеральная налоговая служба России.

В судебном заседании заявитель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уточнил заявленные требования, а именно, отказался от требований имущественного характера в полном объеме.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Поскольку отказ заявителя от заявленных требований не противоречит законам, иным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает частичный отказ заявителя от заявленных требований.

В связи с принятием отказа от заявленных требований, производство по делу в части взыскания убытков в сумме 52 937 рублей и упущенной выгоды в размере 52 937 рублей, подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заявитель поддержал заявленные требования в оспариваемой части по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 18.11.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 22.11.2012 №08-49/67.

По итогам рассмотрения акта выездной проверки и материалов налоговой проверки Инспекцией было вынесено решение от 17.12.2012 №63 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По результатам проверки Инспекций установлено, что заявитель в проверяемый период нарушил требования пунктов 5 и 6 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, а именно, доля его дохода от реализации собственной сельхозпродукции оказалась меньше 70%.

В связи с чем, Инспекция пришла к выводу о необоснованности применения системы налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН), а также утраты заявителем права на применение ЕСХН с 01.01.2011

Таким образом, по мнению Инспекции, у заявителя с 01.01.2011 возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также по предоставлению соответствующих налоговых деклараций.

Оспариваемые заявителем решения №3186 от 20.05.2013, №3187 от 20.05.2013 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее - решения №3186 от 20.05.2013, №3187 от 20.05.2013) вынесены Инспекцией по причине непредставления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2013 года.

Полагая, что решения Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя как глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) 18.11.2009. По итогам выездной налоговой проверки переведен на общую систему налогообложения, по которой отчитывался за 2012 год.

Заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей было подано ИП ФИО1 в налоговый орган 29.11.2012.

В связи с чем, заявитель считает, что оспариваемые решения Инспекции подлежат отмене.

Возражая против заявленных требований, Инспекция указала, что 29.11.2012 ИП ФИО1 подал заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с даты постановки на налоговый учет (код признака заявителя - 2). Представленным заявлением следовало уведомить налоговый орган о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 01.01.2013, при условии вновь зарегистрированного налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя.

Поскольку ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18.11.2009, налоговый орган считает, что оснований для подачи заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в качестве вновь зарегистрированного налогоплательщика у заявителя отсутствует. Следовательно, заявитель обязан применять общую систему налогообложения.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности КФХ определены в Федеральном законе от 11.06.2003 №74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который также гарантирует гражданам право на создание КФХ и их самостоятельную деятельность.

В силу пунктов 2, 3 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В статье 11 Налогового кодекса РФ закреплено понятие «индивидуальные предприниматели» - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

С учетом норм пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданского законодательства, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Из имеющихся материалов судом установлено, что ИП ФИО1 с 18.11.2009 применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, что подтверждается свидетельством (форма №Р61002) о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, серия 72 №001776865.

Выездной проверкой было установлено, что доля дохода ИП ФИО1 от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в 2011 году составила менее 70 процентов, следовательно, право заявителя на применение указанной системы налогообложения утрачено с 01.01.2011. В связи с чем, ИП ФИО1 приобретен статус налогоплательщика, применяющего общую систему налогообложения.

Статья 18 Налогового кодекса РФ предусматривает применение специальных налоговых режимов, в том числе, уплату ЕСХН.

Порядок применения системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога регулируется главой 26.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункта 5 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, составляет не менее 70 процентов.

В силу пункта 1 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Из пункта 7 статьи 346.3 следует, что налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИП ФИО1 29.11.2012 представил в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2013 на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей по форме №26.1-1, что подтверждается отметкой налогового органа о принятии заявления.

Признак заявителя в представленном заявлении указан по коду 3 – организации и индивидуальные предприниматели, переходящие с иных режимов налогообложения.

При этом далее в заявлении, в графе о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, проставлен признак «2» - т.е. как вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели подающие заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, либо индивидуальные предприниматели подающие заявление одновременно с документами на государственную регистрацию.

Кроме этого, период, за который определяется доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, в представленном заявлении указан с признаком «3» - т.е. это период до 1 октября текущего года – для вновь зарегистрированных в текущем году индивидуальных предпринимателей, подающих заявление одновременно с документами на государственную регистрацию.

Арбитражный суд, исследовав имеющееся в деле заявление, пришел к выводу о том, что поскольку заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18.11.2009, следовательно, оснований для отражения сведений в заявлении как по вновь зарегистрированному налогоплательщику заявитель не имеет.

Суд отклоняет довод Инспекции о том, что заявление о переходе с 01.01.2013 на уплату ЕСХН отсутствует, поскольку считает что, несмотря на допущенные в заявлении ошибки, оно фактически было представлено в налоговый орган. При этом Инспекция располагала сведениями о том, что, заявитель не является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.

Налоговое законодательство не предусматривает оснований для отказа со стороны налоговых органов в применении ЕСХН. Применение налога носит заявительный, а не разрешительный характер. В связи с чем, отказ налогового органа по мотивам нарушения заполнения формы заявления, равно как и вывод Инспекции считать такое заявление не представленным, не могут повлиять на применение специального режима налогообложения, при соблюдении условий для такого применения, установленных в главе 26.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для законного применения специального режима достаточно поставить налоговый орган в известность о том, что налогоплательщик изъявил желание на него перейти.

Материалами дела подтверждено, что заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма №26.1-1) ИП ФИО1 представлено в налоговый орган и зарегистрировано 29.11.2012. Заявителем соблюдены порядок и условия перехода на данный режим налогообложения. В связи с чем, обязанность по предоставлению в налоговый орган налоговой декларации по НДС с 01.01.2013 у ИП ФИО1 отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования заявителя следует признать обоснованными, а Решения Инспекции №3186 от 20.05.2013, №3187 от 20.05.2013 не соответствующими Налоговому кодексу РФ.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с частичным удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 49, 150-151, 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительными и не соответствующими Налоговому кодексу РФ решения от 20.05.2013 № 3186 и № 3187 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области, принятые в отношении индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

В части требований индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о взыскании убытков в сумме 52 937 руб., упущенной выгоды в сумме 52 937 руб. производство по делу прекратить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (626150, <...>., стр. 10; зарегистрирована 20.12.2004 Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области за основным государственным регистрационным номером 1047200157091; ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (626109, <...>; дата и место рождения: 15.06.1963 с.Сертиль Табасаранского р-на Респ.Дагестан; зарегистрирован 18.11.2009 Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 400 (четыреста) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 из федерального бюджета 3 834 (три тысячи восемьсот тридцать четыре) рубля 96 копеек государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 13154 от 28.05.2013 на сумму 4234,96 руб. Выдать справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Безиков О.А.