ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5616/16 от 27.07.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-5616/2016

03 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2016 года. Полный текст решения изготовлен 03 августа 2016 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Быструшинское»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Тюменской области, о признании недействительным решения № 4527А от 01.04.2016,

третьи лица - Общество с ограниченной ответственностью «ВосходАгро» и Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 17.06.2016,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 06.06.2016 №03-21/003960,

от ООО «ВосходАгро» – ФИО3 на основании доверенности от 17.06.2016,

от УФНС по Тюменской области – ФИО4 на основании доверенности от 11.01.2016 №04-17/015629,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Быструшинское» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области (далее – ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения № 4527А от 01.04.2016 об отказе в государственной регистрации.

Определением суда от 15.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО «ВосходАгро» и Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица ООО «ВосходАгро» считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель третьего лица УФНС по Тюменской области поддерживает позицию ответчика по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Обществом принято решение о реорганизации в форме выделения из него ООО «Зеленое» с одновременным присоединением выделяемого общества к ООО «ВосходАгро».

Кроме того, ООО «ВосходАгро» принято решение о реорганизации в форме присоединения к нему ООО «Зеленое», создаваемого в результате реорганизации Общества (ООО «Быструшинское») в форме выделения.

На основании принятых решений в Инспекцию 02.12.2015 было подано Уведомление о начале процедуры реорганизации. В разделе 2 заявления в поле «Форма реорганизации» было отражено цифровое значение «7» - выделение с одновременным присоединением.

В Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 07.12.2015 в отношении Общества и ООО «ВосходАгро» внесены записи о начале процедуры реорганизации.

При этом, как установлено судом в ходе судебного разбирательства, в связи с технической возможностью программного комплекса Инспекции, с помощью которого ведется ЕГРЮЛ в электронном виде, соответствующие записи о выделении с одновременным присоединением вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц, внесены Инспекцией как в отношении акционерного общества.

Представителем Общества и ООО «ВосходАгро» 25.03.2016 в Инспекцию были представлены документы для государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме выделения с одновременным присоединением, в отношении юридического лица ООО «Зеленое», а именно:

- заявление по форме № Р12001 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации;

- документ об уплате государственной пошлины;

- протокол об учреждении юридического лица;

- договор о присоединении;

- передаточный акт;

- устав юридического лица;

- доверенность уполномоченного лица.

Заявителем при государственной регистрации выступил генеральный директор Общества и ООО «ВосходАгро» ФИО5, подлинность подписи которого засвидетельствована в нотариальном порядке.

По результатам рассмотрения представленных документов, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ), регистрирующим органом 01.04.2016 принято решение №4527А об отказе в государственной регистрации (л.д.13-14).

Причиной отказа послужило установление Инспекцией нарушения ООО «Зеленое» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В решении Инспекция указала, что порядок разделения или выделения общества, осуществляемые одновременно со слиянием или с присоединением, закреплен в статье 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Учитывая изложенное, регистрирующий орган установил, что в представленном заявлении не соблюдены требования действующего законодательства. В связи с чем, данное заявление расценено как не представленное в регистрирующий орган.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – Управление).

По результатам рассмотрения жалобы, Управлением было вынесено решение от 21.04.2016 №187, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Полагая, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что изменения, внесенные в статью 57 Гражданского кодекса РФ, допускают реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Из заявления Общества следует, что поскольку в Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения не вносились, соответственно, положения данного закона действуют в той части, в какой они не противоречат Гражданскому кодексу РФ.

Таким образом, заявитель указал, что с 01.09.2014 может осуществляться смешанная реорганизация юридического лица, т.е. с одновременным сочетанием различных ее форм.

По мнению заявителя, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации сведений, связанных с внесением в ЕГРЮЛ данных о реорганизации.

Подробно доводы Общества изложены в заявлении и дополнении к заявлению.

Ответчик и третье лицо УФНС России по Тюменской области считают оспариваемое решение законным и обоснованным, указывая на то, что реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Перечень является исчерпывающим. Реорганизация общества с ограниченной ответственностью в форме выделения с одновременным присоединением действующим законодательством не предусмотрена.

Также в отзыве Управления отмечено, что заявителем неверно толкуются нормы законодательства. По мнению Управление, отсутствие выраженного запрета на проведенную реорганизацию, не дает право Обществу толковать законодательство в свою пользу.

В пояснениях третьего лица ООО «ВосходАгро» поддержана позиция, изложенная заявителем, а также указано на то, что вся установленная законом процедура реорганизации Обществом и ООО «ВосходАгро» выполнена.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии со статьей Закона № 129-ФЗ законодательство РФ о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, внесение в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц определен в главе V Закона № 129-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 13.1 Закона №129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 2 статьи 13.1 Закона №129-ФЗ).

В силу статей 13.1, 23 Закона № 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное уведомление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, определен в пункте 1 статьи 14 Закона №129-ФЗ.

В частности, это подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по утвержденной форме; учредительные документы юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ соответствующих сведений.

Как следует из материалов дела, Обществом и ООО «ВосходАгро» обратились в Инспекцию с уведомлениями по форме Р12003 о начале процедуры реорганизации в форме выделения с одновременным присоединением, о чем в ЕГРЮЛ 07.12.2015 в отношении Общества и ООО «ВосходАгро» внесены записи о начале процедуры реорганизации.

Также, 25.03.2016 ООО «Зеленое» в Инспекцию был представлен полный пакет документов, как того требуют положения Закона №129-ФЗ, что подтверждается распиской регистрирующего органа в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица (л.д.45).

Законом №129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, ссылки на основания для отказа должны содержаться в решении налогового органа.

В данном случае из содержания оспариваемого решения Инспекции следует, что в представленном заявлении не соблюдены требования действующего законодательства. В связи с чем, данное заявление расценено как не представленное в регистрирующий орган.

Вместе с тем, как было отмечено выше, материалами дела подтвержден факт предоставления ООО «Зеленое» всех необходимых документов, перечень которых содержит Закон №129-ФЗ.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что позиция налогового органа о несоблюдении требований действующего законодательства является необоснованной.

Как следует из оспариваемого решения, фактически причиной отказа в государственной регистрации послужило установление Инспекцией нарушения ООО «Зеленое» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Так, в частности, Инспекция ссылается на то, что порядок разделения или выделения общества, осуществляемые одновременно со слиянием или с присоединением, закреплен в статье 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Таким образом, налоговый орган считает, что реорганизация общества с ограниченной ответственностью в форме выделения с одновременным присоединением законодательно не предусмотрена.

Признавая позицию Инспекции несостоятельной, суд руководствуется нижеследующим.

Как отмечено судом выше, Законом №129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

В данном случае, суд исходит из того, что отсутствие в законодательстве детальных положений о порядке проведения процедуры реорганизации общества с ограниченной ответственностью с сочетанием различных ее форм не может иметь своим последствием и являться основанием для отказа внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (далее - Закон № 99-ФЗ)) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном данным законом.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются также Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При этом положения нормативных правовых актов (в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) не предусматривают возможность осуществления сразу нескольких форм реорганизации в рамках одной реорганизации применительно к обществам с ограниченной ответственностью.

Таким образом, в рамках одной реорганизации одновременно преобразование общества с ограниченной ответственностью и присоединение к нему другого общества невозможны.

Вместе с тем, Законом № 99-ФЗ внесены существенные изменения в Гражданский кодекс РФ. В частности, пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ изложен в новой редакции, предусматривающей следующее.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

На основании части 1 статьи 3 Закона № 99-ФЗ данный закон вступает в силу с 01.09.2014, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Таким образом, как верно отмечено заявителем и третьим лицом, с 01.09.2014 может осуществляться смешанная реорганизация юридического лица, то есть, с одновременным сочетанием различных форм (абзац 2 пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ, подпункт «а» пункта 12 статьи 1, части 1 и 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что с момента вступления в силу указанных изменений стали возможны в рамках одной реорганизации одновременно преобразование общества с ограниченной ответственностью, а равно присоединение выделяемого общества к другому.

По мнению суда, исключением ситуации являются случаи, когда в Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» будут внесены изменения, запрещающие подобную реорганизацию.

В настоящее время, Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» таких запретов не содержит, что правомерно позволило заявителю провести реорганизацию смешанной формы.

Безусловных доказательств неправомерности действий заявителя, а равно их несоответствия требованиям гражданского законодательства, налоговым органом в материалы дела не представлено.

Заявителем, напротив, обосновано учтены положения пункта 4 статьи 3 Закона №99-ФЗ, который гласит, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

В Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения в связи с принятием Закона №99-ФЗ, в том числе, об установлении ограничений реорганизации, не вносились.

Соответственно положения Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» действуют в той части, в какой они не противоречат Гражданскому кодексу РФ с изменениями, внесенными Законом №99-ФЗ.

В связи с чем, суд соглашается с выводом заявителя о том, что в данном случае имеют приоритет положения Гражданского кодекса РФ, которые не вступают в противоречие с нормами Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Более того, абзац 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что иной порядок, а также другие основания реорганизации общества с ограниченной ответственностью устанавливаются в первую очередь Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами.

Учитывая, что с 01.09.2014 может осуществляться смешанная реорганизация юридического лица (с одновременным сочетание различных форм), следовательно, с учетом положений абзаца 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» такой порядок вправе применять и общества с ограниченной ответственностью.

Доказательств обратного регистрирующим органом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы Инспекции о неверном толковании заявителем норм законодательства.

Материалами настоящего дела подтверждено, что в рассматриваемом случае, Общество и ООО «ВосходАгро» внеочередными общими собраниями своих участников 01.12.2015 приняли решение о реорганизации в форме выделения из Общества ООО «Зеленое» с одновременным присоединением последнего к ООО «ВосходАгро», об утверждении договора о присоединении и об утверждении общим собранием Общества передаточного акта.

Регистрирующий орган 02.12.2015 был уведомлен о начале процедуры реорганизации по форме №Р12003 с приложением протоколов общих собраний о принятии решения о реорганизации всех участвующих в реорганизации лиц. Соответствующие записи о начале процедуры реорганизации смешанной формы были внесены ответчиком в ЕГРЮЛ.

Во исполнение требований пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ 16.12.2015, а также повторно 20.01.2016, сообщение о реорганизации было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации». В адрес кредиторов Общества были направлены уведомления о реорганизации.

После совершения указанных действий, 25.03.2016 Общество и ООО «ВосходАгро» обратились в регистрирующий орган с заявлением по форме №Р12001 о создании ООО «Зеленое» при реорганизации с приложением протокола общего собрания Общества о реорганизации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что установленная законом процедура реорганизации сторонами соблюдена.

Таким образом, судом не установлено каких-либо законных и обоснованных обстоятельств, препятствующих совершению регистрационных действий в отношении ООО «Зеленое».

Доводы Инспекции об отсутствии технической возможности программного комплекса Инспекции совершить регистрационные действия судом во внимание не принимаются, поскольку юридическое лицо, при соблюдении всей процедуры реорганизации, не может быть поставлено в зависимость от указанных обстоятельств.

При этом Инспекцией не представлено доказательств невозможности внесения организацией-разработчиком соответствующих изменений в программное обеспечение регистрирующего органа.

В связи с вышеизложенным, суд пришел к выводу о том, что решение №4527А от 01.04.2016 Инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, а потому подлежит признанию недействительным и отмене.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд полагает необходимым указать Инспекции на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Инспекции в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение № 4527А об отказе в государственной регистрации от 01.04.2016 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области, принятое по результатам рассмотрения документов, представленных в отношении юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Зеленое».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений на основании документов, представленных в регистрирующий орган 25.03.2016 представителем ООО «Быструшинское» и ООО «ВосходАгро», в установленный законом срок после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (625009, <...>; зарегистрирована 04.12.2007 ИФНС России по г.Тюмени № 3 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Быструшинское» (627540, <...>; зарегистрировано 01.02.2006 ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.