ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5718/13 от 26.08.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Тюмень Дело № А70-5718/2013

27 августа 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 27 августа 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Щанкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Пигиной Н.Ю., рассмотрев единолично в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации города Тюмени к Обществу с ограниченной ответственностью «Аванта» о признании права муниципального образования городской округ город Тюмень в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0109002:37, с адресным описанием: <...>, с разрешенным использованием: для размещения зданий и сооружений, общей площадью 83896 кв.м., а также об определении доли муниципального образования городской округ город Тюмень в размере 3409/83896 пропорционально площади земельного участка, занятого многоквартирным домом по ул. Поперечная, 4а и необходимого для его эксплуатации, а также произвести выдел в натуре причитающейся муниципальному образованию городской округ город Тюмень части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0109002:37, с адресным описанием: <...>, разрешенным использованием: для размещения зданий и сооружений, третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 26.12.2012 № 12/13;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.07.2013 № 72АА 0493263, ФИО3 по доверенности от 09.07.2013 № 72 АА 0493282;

от третьего лица: от Департамента – не явился, извещен, предоставил отзыв; от Управления Росреестра – не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Администрацией города Тюмени заявлен иск к Обществу с ограниченной ответственностью «Аванта» о признании права муниципального образования городской округ город Тюмень в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0109002:37, с адресным описанием: <...>, с разрешенным использованием: для размещения зданий и сооружений, общей площадью 83896 кв.м., а также об определении доли муниципального образования городской округ город Тюмень в размере 3409/83896 пропорционально площади земельного участка, занятого многоквартирным домом по ул. Поперечная, 4а и необходимого для его эксплуатации, а также произвести выдел в натуре причитающейся муниципальному образованию городской округ город Тюмень части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0109002:37, с адресным описанием: <...>, разрешенным использованием: для размещения зданий и сооружений.

Исковые требования мотивированы ссылками на ст.ст. 8, 11, 12, 209, 244, 245, 252 ГК РФ, ст.ст. 36, 11.5 ЗК РФ и ст. 36 ЖК РФ, а также на Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 4275/11.

Определениями суда от 18.06.2013 и от 01.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет пора привлечены Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Департамент имущественных отношений Тюменской области.

Представитель истца поддерживает исковые требования по основаниям, изложенным в иске; в материалы дела предоставлены пояснения, которые приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика с иском не согласен, по основаниям изложенным в отзыве и уточненной отзыве, приобщенных судом к материалам дела; ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.

Третье лицо - Департамент имущественных отношений Тюменской области в материалы дела предоставило отзыв, в соответствии с которым указало, что при заключении договора купли-продажи земельного участка от 28.08.1998 № 69 права Администрации г. Тюмени нарушены не были; просит решение принять на усмотрение суда.

В судебном заседании истец заявил ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы – кадастровых работ для решения вопроса о выделе соответствующей части спорного земельного участка в самостоятельный участок и определения части земельного участка, занятого многоквартирным домом по адресу <...>, с описанием местоположения границ, определением его площади.

Как устно пояснил представитель истца, указанное ходатайство мотивировано ссылками на Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 4275/11.

Рассмотрев указанное ходатайство с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.

В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 66 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в соответствии с положениями части 4 статьи 82, части 2 статьи 107 АПК РФ в определении о назначении экспертизы должны быть решены вопросы о сроке ее проведения, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению, организации), определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами и по соглашению с экспертом (экспертным учреждением, организацией), указаны фамилия, имя, отчество эксперта.

Поскольку, истцом требования закона при заявлении ходатайства о назначении судебной экспертизы не выполнены, а именно суду не предоставлена информация о возможности проведения экспертизы, ее сроках, размере вознаграждения эксперту, рассмотрение указанного ходатайства о назначении судебной экспертизы невозможно.

Кроме того, удовлетворение ходатайства истца и проведение соответствующей экспертизы возможно и целесообразно (с учетом необходимого несения расходов на оплату услуг эксперта) только в случае обоснованности требований истца о признании права муниципального образования городской округ город Тюмень в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0109002:37.

Вместе с тем, поскольку суд полагает требования истца не обоснованными по изложенным ниже основаниям, проведение судебной экспертизы с несением истцом соответствующих расходов в данном случае не целесообразно.

Изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

Как следует из предоставленных в материалы дела документов, план приватизации Тюменского арендного предприятия по производству фанеры по адресу <...> утвержден председателем Комитата по управлению государственным имуществом от 05.11.1992 г. (т.1, л.д. 110-169).

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом от 30.01.1996 № 22/05 на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» утверждены изменения к плану приватизации Тюменского фанерного комбината (т.1, л.д. 14).

В соответствии с указанными изменениями и дополнениями к плану приватизации дополнен раздел II пункт 8 плана: «объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедшие в уставный капитал АООТ «Тюменский фанерный комбинат» передаются в муниципальную собственность города Тюмени согласно приложениям № 1,2», при этом в перечне объектов, передаваемых у муниципальную собственность, поименован, в том числе и жилой дом по адресу ул. Поперечная, 4а (т.1, л.д. 16-18).

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", действовавшего в спорный период, утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Таким образом, приказом Комитета по управлению государственным имуществом от 30.01.1996 № 22/05 принято решение о передаче в муниципальную собственность (г. Тюмень) жилого дома по адресу ул. Поперечная, 4а.

В приказе Комитета по управлению государственным имуществом от 30.01.1996 № 22/05 кроме утверждений изменений к плану приватизации указано на оформление необходимой технической документации и актов приема-передачи по утвержденной форме (пункт 2 приказа).

В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Согласно пункту 5 Положения, утвержденного данным Постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.

Как следует из предоставленных в материалы дела ГБУ ТО «Государственный архив Тюменской области» документов, акт приема-передачи основных средств № 000021 - жилого дома по адресу ул. Поперечная, 4а подписан между ОАО «Тюменский фанерный комбинат» и МУП УК по ЖКХ «Север» 19.10.2001 на основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 30.03.2001 № 1175 (т.2, л.д.24-25).

Таким образом, жилой дом по адресу ул. Поперечная, 4а передан на баланс Администрации г. Тюмени по акту приема-передачи от 19.10.2001 с нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 срока передачи на баланс с момента принятия соответствующего решения о передаче объекта, действующего в период принятия решения.

На основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 09.04.2002 № 991 «Об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тюмени», в том числе жилой дом по адресу ул. Поперечная, 4а, включен в реестр муниципальной собственности (т.1, л.д. 20-21).

В настоящее время, согласно предоставленных в материалы дела выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним восемь квартир (с № 1 по № 8) в жилом доме по адресу ул. Поперечная, 4а находятся в собственности муниципального образования городской округ г. Тюмень (т.1, л.д. 22-29).

Многоквартирный жилой дом по ул.Поперечная. 4а расположен на земельном участке, который входит в границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0109002:37, с адресным описанием: <...>. 109 с разрешенным использованием: для размещения зданий и сооружений (предыдущий кадастровый номер земельного участка 72:23:10:09:43:001) (т.1, л.д. 30).

Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0109002:37 был образован за счет двух земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0109002:35, 72:23:0109002:36 (в настоящее время сняты с государственного кадастрового учета) (т. 1, л.д. 31-45).

На основании распоряжения Администрации Тюменской области от 15.03.95 № 156-р «О продаже земельных участков на территории области, находящихся в государственной собственнос­ти» с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением Администрации Тюменской области от 19.06.95 № 470-р и постановления Губернатора Тюменской области от 05.02.98 №14, заявки на приобретение земельного участка в собственность от 27.08.1998 № 76 и плана приватизации, утвержденного приказом Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 05.11.1992 № 359 между Фондом имущества Тюменской области (продавец) и ОАО «Тюменский фанерный комбинат» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка № 69 от 28.08.1998, во исполнение условий которого покупатель приобрел земельный участок под существующим имущественным комплексом по ул. Береговая, 109, находящейся в ведении Администрации г. Тюмени площадью 75 386,0 кв.м. согласно плана земельного участка (п. 1.1. договора).

В соответствии с п. 3.1 договора приобретаемый земельный участок не обременен правами третьих лиц, кроме установленных земельным департаментом (комитетом по земельным ресурсам и землеустройству) г. Тюмени в соответствии с законодательством РФ публичных сервитутов (п. 3.1 договора).

По акту приема-передачи от 28.01.2000 указанный земельный участок площадью 75386 кв.м. передан ОАО «Тюменский фанерный комбинат» (т.1, л.д. 80).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 72 НВ № 548963 от 01.03.2000 зарегистрировано права собственности ОАО «Тюменский фанерный комбинат» на земельный участок площадью 75386 кв.м., расположенный по адресу: <...>, м кадастровым номером 72:23:10:09:43:001 (т.1, л.д. 75).

Согласно справке из ЕГРЮЛ от 10.04.2013 ОАО «Тюменский фанерный комбинат» прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования; Общество с ограниченной ответственностью «Аванта» создано при выделении 04.05.2008.

На основании кадастровой выписки от 08.04.2013 № 7200/201/13-76031, выписки из ЕГРП от 04.04.2013 № 01/111/2013-386 право собственности на земельный участок по ул.Береговая. 109 в г.Тюмени с кадастровым номером 72:23:0109002:37 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 72:23:10:09:43:001) зарегистрировано за ООО «Аванта».

Ссылаясь на то, что при заключении договора купли продажи земельного участка 28.08.1998 № 69 и передачи земельного участка в собственность ОАО «Тюменский фанерный комбинат», а также последующей передачи земельного участка в собственность ООО «Аванта» не были учтены интересы собственника жилого дома по ул.Поперечная, 4а – Администрации г. Тюмени, что нарушает принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также на то, что на основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 23.06.2006 № 1227-рк жилой дом по адресу <...> признан аварийным и подлежащим сносу, а получение финансовых средств поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ для расселения граждан возможно только после проведения государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:23:0109002:37, истец обратился в суд с иском о признании права муниципального образования городской округ город Тюмень в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0109002:37, а также об определении доли муниципального образования городской округ город Тюмень в размере 3409/83896 пропорционально площади земельного участка, занятого многоквартирным домом по ул. Поперечная, 4а и необходимого для его эксплуатации, а также произведении выдела в натуре причитающейся муниципальному образованию городской округ город Тюмень части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0109002:37.

Как полагает истец, поскольку он является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, при этом при приватизации земельного участка не были учтены права Администрации г. Тюмени, а также Комитетом по управлению государственным имуществом нарушены права Администрации, суд в настоящем случае должен применить правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 4275/11.

Вместе с тем, суд не находит оснований для применения указанной правовой позиции на основании следующего.

Содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 4275/11 разъяснения касались ситуации спора о приватизации земельного участка между лицами - владельцами находящихся в частной собственности объектов недвижимости, расположенных на спорном участке.

Как указано в этом постановлении, иск собственника объекта недвижимости, чьи права при приватизации земельного участка не были учтены, о признании полностью недействительной этой сделки приватизации может быть удовлетворен арбитражным судом либо при признании иска покупателем по этой сделке, либо при совокупности двух условий: земельный участок неделим; истец не готов (не желает) реализовать право на его выкуп.

В случае если земельный участок делим, но собственник объекта недвижимости, чьи права при приватизации участка не были учтены, не готов реализовать предусмотренное статьей 36 ЗК РФ право на приватизацию земельного участка, он вправе ставить вопрос о признании указанной сделки недействительной лишь в отношении части земельного участка, находящейся под его объектом недвижимости и необходимой для использования такового.

В случаях, когда собственник объекта недвижимости, чьи права при приватизации участка не были учтены, готов реализовать предусмотренное статьей 36 ЗК РФ право на выкуп участка, то независимо от делимости участка он вправе предъявить иск об установлении (признании) на этот участок права общей долевой собственности.

Публичное образование не вправе оспаривать по названному основанию заключенную им сделку приватизации земельного участка, поскольку положения статьи 36 ЗК РФ направлены на защиту интересов частных лиц.

В рассматриваемом случае иск заявлен Администрацией г. Тюмени – собственником жилого дома – объекта муниципальной собственности, поэтому указанное Постановление Президиума ВАС РФ в данном случае не применимо (иные фактические обстоятельства по делу).

Кроме того, доводы истца о том, что при заключении сделки купли-продажи спорного земельного участка были нарушены права Администрации г. Тюмени, в том числе Комитетом имущественных отношений, судом не принимаются на основании следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, договор купли-продажи земельного участка № 69 от 28.08.1998 был заключен Фондом имущества Тюменской области (продавец) на основании распорядительных документов самой Администрации г. Тюмени - на основании распоряжения Администрации Тюменской области от 15.03.95 № 156-р «О продаже земельных участков на территории области, находящихся в государственной собственнос­ти» с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением Администрации Тюменской области от 19.06.95 № 470-р и постановления Губернатора Тюменской области от 05.02.98 №14.

Исходя из того, что изменения к плану приватизации (решение о передаче в муниципальную собственность (г. Тюмень) жилого дома по адресу ул. Поперечная, 4а) были утверждены приказом Комитета по управлению государственным имуществом от 30.01.1996 № 22/05, жилой дом по адресу ул. Поперечная, 4а передан на баланс Администрации г. Тюмени по акту приема-передачи от 19.10.2001, то есть на момент заключения договора купли-продажи земельного участка от 28.08.1998 жилой дом по адресу ул. Поперечная, 4а не был принят на баланс Администрации г. Тюмени, при этом договор купли-продажи земельного участка № 69 от 28.08.1998 был заключен Фондом имущества Тюменской области (продавец) на основании распорядительных документов самой Администрации г. Тюмени в тот период времени, когда уже было известно о решении о передаче в муниципальную собственность, оснований для вывода о нарушении прав Администрации г. Тюмени при заключении договора купли-продажи земельного участка от 28.08.1998 у суда не имеется.

Доводы Администрации г. Тюмени о том, что получение финансовых средств поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ для расселения граждан возможно только после проведения государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:23:0109002:37 суд не принимает на основании следующего.

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Из приведенных норм права следует, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае иск заявлен Администрацией г. Тюмени – собственником жилого дома – объекта муниципальной собственности и правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 4275/11 в данном случае не применима, при этом договор купли-продажи земельного участка от 28.08.1998 был заключен Фондом имущества Тюменской области на основании распорядительных документов самой Администрации г. Тюмени и права Администрации г. Тюмени указанным договором нарушены не были, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

Судья А.В. Щанкина