ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5867/2022-2008 от 23.09.2008 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625000 г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Тюмень

Дело № А70-5867/22-2008

23 сентября 2008 года

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 23.09.2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 23.09.2008 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зимневой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело

  по заявлению ООО «Исток»

к старшему Государственному лесному инспектору в лесничествах и лесопарках Тюменской области Департамента лесного комплекса Тюменской области Чиркунову Ивану Васильевичу

об отмене постановления № 671 от 28.08.2008 г. и постановления № 673 от 28.08.2008 г. о назначении административного наказания

при участии

от заявителя: Пономарев К.А., представитель (доверенность от 01.09.2008 г. № 5),

от ответчика Чиркунов И.В. лично (доверенность от 01.08.2008 г. № 37, Фомина К.А., представитель (доверенности от 15.07.2008 г. № «б/н»),

установил:

09.09.2008 г. в арбитражный суд Тюменской области обратилось ООО «Исток» (далее- заявитель) к старшему Государственному лесному инспектору в лесничествах и лесопарках Тюменской области Департамента лесного комплекса Тюменской области Чиркунову Ивану Васильевичу (далее- ответчик) с заявлением об  отмене постановления от 28.08.2008 г. № 671 о назначении административного наказания (л.д.4).

Заявление принято к производству суда, судебному делу присвоен номер А70-5867/22-2008.

09.09.2008 г. в арбитражный суд Тюменской области от заявителя поступило также заявление к ответчику об  отмене постановления от 28.08.2008 г. № 673 о назначении административного наказания (л.д.40).

Заявление принято к производству суда, судебному делу присвоен номер А70-5868/22-2008.

Определением суда от 23.09.2008 г. дело № А70-5868/22-2008 и дело № А70-5867/22-2008 объединены в одно производство с присвоением номера № А70-5867/22-2008.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неправомерность проведенной ответчиком проверки делян спустя более 1 года после завершения лесорубочных работ на данных делянах. По мнению заявителя отсутствует отягчающее вину обстоятельство, принятое ответчиком во внимание при назначении наказаний по постановлениям от 28.08.2008 г. № 671 и № 673 Кроме того, при проведении проверки участвовал неуполномоченный представитель заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил основания заявленных требований. Считает, что оспариваемые постановления от 28.08.2008 г. № 671 и № 673 подлежат отмене в связи с тем, что проверка делян ответчиком неправомерно проведена спустя более 1 года после завершения лесорубочных работ на данных делянах. По мнению заявителя отсутствует отягчающее вину обстоятельство, принятое ответчиком во внимание при назначении наказаний по постановлениям от 28.08.2008 г. № 671 и № 673.

Суд в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) принимает к рассмотрению измененные основания требований.

В судебном заседании ответчик требования заявителя не признал, представив отзыв на заявление.

Заслушав объяснения представителя заявителя и ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Заявитель имеет статус юридического лица, что подтверждается копией свидетельства от 26.11.2002г. серии 72 № 000814551, представленной в материалы дела (л.д.34, 67).

18.05.2006 г. и 21.08.2006 г. заявителю в соответствии с п. 28 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. № 551, действовавших в тот период, выдан лесорубочный билет № 60 сроком действия до 17.05.2007 г. для проведения рубки леса с целью заготовки древесины в Байкаловском лесничестве Тобольского лесхоза, в том числе в 53 квартале, деляна № 1, выдел № 4 и лесорубочный билет № 89 сроком действия до 20.08.2007 г. для проведения рубки леса с целью заготовки древесины в Байкаловском лесничестве Тобольского лесхоза в 54 квартале, деляна № 1, выдел № 26 (л.д.76, 81) (далее- спорные участки леса)

30.07.2008 г. ответчиком на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24.07.2008 г. № 65-ГК (л.д.88) в присутствии представителя заявителя (л.д.30) проведена проверка деятельности заявителя на предмет соблюдения правил заготовки древесины, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах при производстве рубки на спорных участках леса.

В результате осмотра ответчиком на спорных участках леса выявлены следующие нарушения: в квартале № 53 - захламление лесосеки порубочными остатками; оставление хлыстов деревьев возле дороги; оставление неокоренной и необработанной древесины в на срок более 30 дней; в квартале № 54- оставление спиленных деревьев на месте рубки у пня; оставление неокоренной и необработанной древесины на срок более 30 дней; складирование порубочных остатков; оставление порубочных остатков за пределами лесосеки.

18.08.2008 г. ответчиком в присутствии законного представителя заявителя составлен акт проверки соблюдения требований лесного законодательства № 180, в котором также зафиксированы вышеуказанные нарушения (л.д.18, 52).

Заявитель с предъявленными правонарушениями не согласился, представив письменные возражения (л.д.9).

18.08.2008 г. ответчиком в присутствии законного представителя заявителя составлены протокол об административном правонарушении № 601 и протокол об административном правонарушении № 603 о наличии в действиях заявителя признаков административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрено ч. 1 ст. 8.25., ч.1 ст. 8.31., ст. 8.32. КоАП РФ (л.д.11, 47).

По результатам рассмотрения материалов административных дел 28.08.2008 г. ответчиком в присутствии законного представителя заявителя вынесено постановление № 671 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25., ч.1 ст. 8.31., ст. 8.32. КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.7- 8) и постановление № 673 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25., ч.1 ст. 8.31., ст. 8.32 КоАП РФ и назначении административного наказания в размере 30 000 руб. (л.д.43- 44).

Не согласившись с вынесенными постановлениями № 671 и № 673 от 28.08.2008 г., заявитель в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, обратился в суд с настоящим заявлением (л.д.36, 69).

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами заявителя. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.25. КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 8.31. КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007г. № 184 утверждены Правил заготовки древесины, утвержденных (далее – Правила от 16.07.2007г. № 184).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах» (далее – Правила от 30.06.2007г. № 417).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414 утверждены Правил санитарной безопасности в лесах (далее Правила от 29.06.2007г. № 414).

Согласно п. 7, 8 «б», 61 Правил от 16.07.2007г. № 184 рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.

Не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами;

Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.

В соответствии с п. 16, 19, 21 Правил от 30.06.2007г. № 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи.

Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

В соответствии с п. 39 «б», 44, 52 Правил от 29.06.2007г. № 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.

В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Использование лесов для иных целей (не связанных с вырубкой) не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.

Ответчик считает, что заявитель, допустивший захламление спорных участков леса порубочными остатками, складировавший порубочные остатки на лесосеке (вместо сбора порубочных остатков на волока и уплотнения тракторами в процессе трелевки), оставивший порубочные остатки за пределами лесосеки, оставивший хлысты деревьев возле дороги, а также спиленную неокоренную и необработанную древесину на месте рубки на срок более 30 дней, нарушил, тем самым, п. 7, 8 «б», 61 Правил от 16.07.2007г. № 184, п. 16, 19, 21 Правил от 30.07.207г. № 417, п. 39«б», 44, 52 Правил от 29.06.2007г. № 414.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Суд считает, что вывод ответчика о наличии в действиях заявителя нарушений действующего законодательства, сделанный по результатам внеплановой проверки деятельности заявителя, основывается на противоречивых и недостоверных доказательствах. При этом суд исходит из следующего.

Судом установлено, что срок действия лесорубочного билета № 60 от 18.05.2006 г. установлен до 17.05.2007 г., срок действия лесорубочного билета № 89 от 21.08.2006 г.- до 20.08.2007 г.

Согласно ст. 62, 64 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. № 551 после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев.

Судом установлено, что 28.05.2007 г. и 21.08.2007 г. должностным лицом Тобольского лесничества по окончании срока действия лесорубочных билетов № 60 от 18.05.2006 г. и № 89 от 21.08.2006 г. проведено освидетельствование мест рубок по лесорубочному билету № 60 в квартале 53, делянке № 1 и лесорубочному билету № 89 в квартале 54 делянке 1, в результате которого нарушений лесного законодательства не выявлено (л.д.86, 87).

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что должностным лицом, проводившим первоначальное освидетельствование, допущены нарушения норм действующего законодательства либо совершен должностной проступок (должностное преступление), в результате которых акты освидетельствования могут считаться недостоверными, суду не представлено.

Кроме того, в материалах дела имеется акт проверки от 17.11.2006 г. № 139 (л.д.15), согласно которому нарушений лесного законодательства со стороны заявителя при проведении рубок на спорных участках леса также не выявлено.

Доказательств того, что спорные участки леса осваивались заявителем после окончания срока действия лесорубочных билетов № 60 от 18.05.2006 г. и № 89 от 21.08.2006 г. и, соответственно, после первоначального освидетельствования суду не представлено.

Внеплановая проверка соблюдения заявителем требований лесного законодательства проведена спустя более 1 года после окончания действия лесорубочных билетов № 60 от 18.05.2006 г. и № 89 от 21.08.2006 г.

В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса РФ пребывание в лесах граждан является свободным.

Доказательств того, что спорные участки леса являются закрытой территорией, на который ограничен доступ граждан суду не представлено.

Не представлено суду и каких- либо доказательств, исключающих случаи освоения спорных участков леса после прекращения действия лесорубочных билетов № 60 от 18.05.2006 г. и № 89 от 21.08.2006 г. иными участниками лесных отношений.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено достоверных доказательств совершения выявленных в результате внеплановой проверки 30.07.2008 г. нарушений заявителем.

Согласно ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемых ему административных правонарушений, а, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является неправомерным, вынесенные постановления от 28.08.2008 г. № 671 и № 673 являются незаконными и подлежащими отмене.

Руководствуясь статьями 168-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Тюменской области Департамента лесного комплекса Тюменской области Чиркунова И.В. от 28 августа 2008 года № 671 о привлечении к административной ответственности ООО «Исток» на основании ч. 1 ст. 8.25., ч. 1 ст. 8.31 и ст. 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб. признать незаконным и отменить полностью.

Постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Тюменской области Департамента лесного комплекса Тюменской области Чиркунова И.В. от 28 августа 2008 года № 673 о привлечении к административной ответственности ООО «Исток» на основании ч. 1 ст. 8.25., ч. 1 ст. 8.31 и ст. 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб. признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.

Судья Л.А. Крюкова