ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-5890/2007 от 28.11.2007 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень

Дело № А70-5890/26-2007

«05» декабря 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2007 года.

          Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Южакова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Южаковым Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Первого заместителя прокурора Тюменской области

к Администрации Заводоуковского городского округа,

к Управлению социальной защиты населения Заводоуковского района,

к Автономной некоммерческой организации «Комплексный Центр социального обслуживания населения»

о признании недействительным муниципального контракта,

при участии:

от прокурора: Чезганова Л.В. (служебное удостоверение №97974/05),

от ответчика (Администрация Заводоуковского городского округа): ФИО1 по доверенности от 30.01.2007г. №50а,

от других ответчиков: не явились,

установил:

          Первый заместитель Прокурора Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации Заводоуковского городского округа, Управлению социальной защиты населения Заводоуковского района, Автономной некоммерческой организации «Комплексный Центр социального обслуживания населения» о признании недействительным муниципального контракта №33 от 29.01.2007г. на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Заводоуковского городского округа в 2007 году, заключенного между ответчиками.

          Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены, представили отзывы на исковое заявление.

          Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие надлежаще извещенных ответчиков.

          В качестве основания для признания контракта недействительным Прокурор ссылается на следующие обстоятельства и доводы.

По результатам размещения муниципального заказа на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Заводоуковского городского округа, проведенного способом запроса котировки цен, 29.01.2007г. администрацией Заводоуковского городского округа (Заказчик), Управлением социальной защиты населения Заводоуковского района (далее - Управление) и автономной некоммерческой организацией «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» (на основании решения правления АНО «ТЦСПСиД» №4 от 02.06.2007г. реорганизовано в форме преобразования в АНО «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт №33 на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Заводоуковского городского округа в 2007 году.

Согласно пункту 1.1. контракта его предметом является выполнение исполнителем задания заказчика по оказанию услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Заводоуковского городского округа в 2007 году.

На основании пункта 2.3. контракта Исполнитель обязался предоставлять следующие услуги: определение права на получение субсидий; прием документов, предоставляемых заявителем с заявлением о предоставлении субсидии; начисление субсидий; подготовка разовых поручений, ведомостей, личных дел получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; архивирование: разовых поручений, ведомостей, личных дел получателей; информационно-разъяснительная работа с населением.

В соответствии с пунктом 5.1. цена контракта составляет 164 000 рублей. На основании пункта 5.2. Заказчик перечисляет денежные средства на счет Исполнителя согласно поданной заявки Управления.

Размещение администрацией Заводоуковского городского округа муниципального заказа на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и заключенный по его результатам контракт №33 на оказание такого вида услуг не соответствуют требованиям закона исходя из следующего.

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно пункту 7 которых решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения коммунальных услуг для получения субсидий граждане и члены их семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидий с приложением необходимых документов.

В силу статьи 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренными пунктами 8 и 9 данных Правил.

Из анализа приведенных норм следует, что полномочия по решению вопросов о предоставлении гражданам субсидий, включая прием документов, необходимых для начисления субсидий, определение ее размера, принятие решение о предоставлении субсидии, вправе осуществлять лишь органы местного самоуправления или уполномоченные ими муниципальные учреждения. Передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов о предоставлении гражданам субсидий иным учреждениям, кроме муниципальных, действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, согласно приведенным выше положениям Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органы местного самоуправления, если сами не осуществляют полномочия по решению вопросов о предоставлении гражданам субсидий, то вправе наделять данными полномочиями муниципальные учреждения.

Следовательно, размещение муниципального заказа путем проведения конкурса или запроса котировок цен для этих целей не требуется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Согласно пункту 2 статьи 42 указанного закона заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 данной статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи и главой 5 данного Федерального закона.

Из анализа приведенных положений статьи 42 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что осуществление котировок возможно только в случае, когда по планируемым к закупкам товарам (работам, услугам) существует функционирующий рынок и данные товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) любому лицу.

Услуги по начислению и выплате субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, не могут быть оказаны любому лицу, более того, по такому виду услуг не существует функционирующего рынка. Следовательно, уполномоченным органом на размещение заказов для муниципальных нужд - администрацией Заводоуковского городского округа необоснованно избран такой способ размещения заказа как запрос котировок цен.

Согласно преамбуле Устава «Комплексный центр социального обслуживания населения» является автономной некоммерческой организацией.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Автономная некоммерческая организация «Комплексный центр социального обслуживания населения» на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ (в ред. от 02.02.2006г.) «О некоммерческих организациях» не является муниципальным учреждением.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Из пункта 2.4. Устава АНО «Комплексный центр социального обслуживания населения» следует, что данная организация имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход и не противоречащую целям и задачам.

В связи с указанным обстоятельством и в соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» центр является хозяйствующим объектом.

Согласно части 3 статьи 15 указанного закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Таким образом, размещение муниципального заказа на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг произведено необоснованно, заключенный по его результатам муниципальный контракт №33 от 29.01.2007 не соответствует требованиям закона и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является недействительной (ничтожной) сделкой.

Ответчики представили отзывы на исковое заявление, считают доводы Прокурора несостоятельными, просят в удовлетворении иска отказать.

Возражения ответчиков являются схожими исходя из изложенных ими аргументов.

Так, Администрация Заводоуковского городского округа в отзыве на исковое заявление указывает, в частности, на нижеследующее.

Согласно части 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. В данном случае муниципальный контракт №33 от 29.01.2007г. не противоречит норме статьи 159 ЖК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» к учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся в том числе: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям.

АНО «Комплексный Центр социального обслуживания населения» является социальной службой, т.к. согласно уставу цели и задачи АНО предоставление социальных услуг. Из устава видно, что АНО «Комплексный Центр социального обслуживания населения» создано как учреждение в организационно-правовой форме - автономная некоммерческая организация. То есть контракт полностью соответствует ЖК РФ. Часть 8 статьи 5 указывает, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Поэтому говорить о том, что муниципальный контракт ничтожен, как не соответствующий требованиям закона, и применять статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации нельзя.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации существуют способы защиты гражданских прав.

Прокурор выбрал способ защиты - признание недействительной сделки. Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор, обращаясь в арбитражный суд с иском, обязан указать обстоятельства, на которых основаны его исковые требования и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, в том числе обстоятельства, предоставляющие ему право на обращение в суд. Кроме того, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания данных обстоятельств возложено на прокурора. С учетом этого прокурор должен представить доказательства того, на защиту каких гражданских прав направлен иск.

Согласно Федеральному закону от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительством РФ от 30.06.2004г., контроль за соблюдением требований вышеуказанных Федеральных законов осуществляет Федеральная антимонопольная служба. При проведении проверки 30.05.2007г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области не выявило каких-либо нарушений по муниципальному контракту №33 от 29.01.2007г.

В заявлении прокурор делает вывод о том, что услуги по начислению и выплате субсидий не могут быть оказаны любому лицу, а также что не существует функционирующего рынка, однако не приводит доказательств в обоснование этих выводов.

Изучив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования Прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №761 утверждены «Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Пунктом 7 данных Правил установлено, что решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 Правил, федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения коммунальных услуг для получения субсидий граждане и члены их семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидий с приложением необходимых документов.

В силу статьи 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю.

Таким образом, законодательно допустимым субъектом для осуществления функций по начислению субсидий является орган местного самоуправления или управомоченное им муниципальное учреждение. В свою очередь, автономные некоммерческие организации к числу таких субъектов не относятся. При этом осуществление ими деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» не тождественно выполнению функций по начислению субсидий с учетом вышеуказанного нормативного регулирования.

В данной ситуации Прокурор обоснованно воспользовался предоставленным ему статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на предъявление в арбитражный суд иска о признании сделки недействительной (ничтожной). Довод ответчиков о совершении рассматриваемого муниципального контракта в общественных интересах не может быть принят во внимание как основание к выводу об отсутствии у Прокурора права обращаться с иском о его недействительности.

Отклоняется судом и довод ответчиков о соответствии рассматриваемого муниципального контракта действующему законодательству ввиду неустановления нарушений антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области. Вывод антимонопольного органа по вопросам, входящим в его компетенцию, не препятствует суду в юридической квалификации оспариваемой Прокурором сделки.

Учитывая вышеизложенное, Прокурор обоснованно указал на недействительность муниципального контракта №33 от 29.01.2007г. на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Заводоуковского городского округа в 2007 году, заключенный между Администрацией Заводоуковского городского округа, Управлением социальной защиты населения Заводоуковского района и Автономной некоммерческой организацией «Комплексный Центр социального обслуживания населения», в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины на ответчиков.

          Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 174, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.
Признать недействительным муниципальный контракт №33 от 29.01.2007г. на оказание услуг по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Заводоуковского городского округа в 2007 году, заключенный между Администрацией Заводоуковского городского округа, Управлением социальной защиты населения Заводоуковского района и Автономной некоммерческой организацией «Комплексный Центр социального обслуживания населения».

Взыскать с Администрации Заводоуковского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 666 рублей 67 копеек.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Заводоуковского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 666 рублей 67 копеек.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Комплексный Центр социального обслуживания населения» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 666 рублей 66 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья                                                                        Южаков Ю.А.