АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-5972/2022
20 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2022 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Болговой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ГКУ ТО «УАД» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к АО «Тобольское ПАТП» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о взыскании штрафных санкций в размере 133 982,81 руб.
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.10.2020;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 31.01.2022; ФИО3 по доверенности от 31.05.2022 (в режиме онлайн заседания);
установил:
ГКУ ТО «УАД» (далее – истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к АО «Тобольское ПАТП» (далее – ответчик, Общество) о взыскании штрафных санкций в размере 133 982,81 руб.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал против удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 137 АПК РФ, учитывая определение от 18.05.2019 по настоящему делу и отсутствие возражений сторон, 10.06.2020 судом было вынесено протокольное определение о завершении предварительного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
13.10.2020 между ГКУ ТО «УАД» (заказчик) и АО «Тобольское ПАТП» (подрядчик) заключен государственный контракт №01672000034200051460001 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее – контракт).
По условиям контракта подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее – работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к контракту, а заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых установлены приложением № 2 к контракту, объем работ установлен приложением № 3 к контракту.
Контрактом предусмотрено, что не позднее 15 рабочих дней со дня окончания Контракта (этапа исполнения контракта) подрядчик с учетом сведений, представленных оператором информационной системы навигации, составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт приемки выполненных работ в соответствии с приложением №6 к контракту в двух экземплярах.
По условиям контракта (приложение № 10) контроль за соблюдением подрядчиком условий контракта осуществляется с использованием информации – данных Региональной навигационно-информационной системы Тюменской области (далее – РНИС ТО), которые предоставляются ГБУ ТО «Объединение Автовокзалов и Автостанций», которое является оператором информационной системы навигации (приложение № 1 к приложению № 15 контракта).
Выявленные по данным РНИС ТО отступления от требований к качеству осуществления перевозок и/или условий Контракта фиксируются в реестре, составленном Оператором РНИС ТО (в электронном виде), которые направляются заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней. При приемке работ заказчик использует данные РНИС ТО.
На основании информации, предоставленной ГБУ ТО «Объединение Автовокзалов и Автостанций» (письмо от 09.11.2021 № 1232 с приложенной таблицей), истец указывает, что подрядчиком допущены нарушения условий контракта, что выразилось в отсутствии навигационных данных по рейсам в количестве 1 нарушения.
На основании изложенного истец предъявил в отношении подрядчика штрафные санкции, предусмотренные условиями контракта, за факт выявленного нарушения.
Пунктом 9.6 контракта определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, подрядчик выплачивает заказчику штраф, размер которого определен в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера штрафа: 10 процентов цены контракта (этапа исполнения контракта) в случае, если цена контракта (этапа исполнения контракта) не превышает 3 000 000 руб.
Согласно п. 2.2 контракта цена 12 этапа – октябрь 2021 года составляет 1 335 638,79 руб.
Учитывая изложенное, согласно расчету истца размер штрафа составляет 133 982,81 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию. Оставление требований претензии послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением по настоящему делу.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик также указывает, констатация факта отсутствия навигационных данных сама по себе не является основанием для наложения заявленных санкций, указывает, что несмотря на отсутствие навигационных данных, запланированные рейсы были выполнены в полном объеме.
Событие нарушения ответчик не признает, считается на многочисленные сбои в работе РНИС ТО.
Кроме того, ответчик указывает, что по условиям контракта является допустимым одно нарушение на 1 000 километров пробега транспортных средств, следовательно оснований для начисления штрафа не имеется.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ч. 1 ст. 329 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Частями 6, 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Аналогичная норма закреплена в ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, согласно которой сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Данные законоположения корреспондируют ст. 401 ГК РФ, в которой сформулированы общие основания для ответственности за нарушение обязательств, к каковым отнесены неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, а также наличие вины у лица, его не исполнившего.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 405 ГК РФ должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.
При этом согласно п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Последний, в свою очередь, считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (п. 1 ст. 406 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется одно нарушение, что выразилось в отсутствии навигационных данных.
В соответствии с пп. «г» п. 1 и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки автомобильным транспортом по регулируемым тарифам обязаны обеспечить передачу мониторинговой информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок, в региональную навигационно - информационную систему (РНИС).
При этом вопрос оснащённости автобусов, необходимым оборудованием, в частности системой ГЛОНАСС и тахографами, в полной мере относится к ответчику, как к лицу, осуществляющему перевозки пассажиров и багажа.
Возражая против вменяемых нарушений, ответчик считает, что его навигационное оборудование работало исправно в штатном режиме, ссылается на сбои в работе РНИС ТО. В подтверждение изложенного Общество представило в материалы дела переписку с истцом, Департаментом информатизации Тюменской области, Главным управлением строительства Тюменской области.
Доводы Общества отклоняются судом с учетом следующего.
Согласно положениям главы 1 распоряжения департамента информатизации Тюменской области от 15.01.2020 № 01-р «Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе Тюменской области» владельцем РНИС ТО является Тюменская область в лице Департамента информатизации Тюменской области, осуществляющего функции по созданию и использованию РНИС ТО, обеспечивающего ее эксплуатацию и развитие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Под мониторинговой информацией понимается совокупность навигационной и телеметрической информации, привязанной к шкале времени, передаваемой от аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (бортовой терминал), установленной на транспортных средствах или иных подвижных объектах, через аппаратно-программные навигационные комплексы в РНИС ТО.
Согласно главе 4 Распоряжения Департамента информатизации Тюменской области от 15.01.2020 № 01-р РНИС ТО предусматривает модульную структуру, включающую в себя следующие функциональные подсистемы и модули: подсистема мониторинга и диспетчерского управления транспортными средствами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа в Тюменской области. Данная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа в Тюменской области в целях обеспечения безопасности и повышения качества перевозок пассажиров и багажа, а также повышения эффективности контроля за исполнением государственных и муниципальных контрактов по перевозке пассажиров и багажа в Тюменской области. В подсистеме осуществляется ведение реестра межмуниципальных и униципальных маршрутов регулярных перевозок, предусмотренного Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Устойчивое функционирование Подсистемы мониторинга и диспетчерского управления транспортными средствами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа в Тюменской области обеспечивается за счет выполнения ее участниками, организационно-технических мероприятий в том числе по обеспечению работоспособности аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Интервал передачи мониторинговой информации, включая накопленную информацию о местоположении ТС (географическая широта местоположения ТС, географическая долгота местоположения ТС, время и дата фиксации местоположения ТС, скорость движения ТС, путевой угол ТС, идентификационный номер абонентского терминала) должен быть идентичен интервалу передачи информации от ТС, но не реже 1 раза в минуту.
Мониторинговая информация о параметрах движения и местоположении транспортного средства (или иного подвижного объекта) передается в РНИС ТО с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на транспортных средствах пользователей РНИС ТО Мониторинговая информация должна передаваться в режиме реального времени в формате, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 № 285.
Все события и перемещения транспортных средств автоматически документируются в РНИС ТО и могут использоваться для последующей обработки и предоставления пользователям РНИС ТО.
Истец для целей получения информации относительно работоспособности сервера РНИС ТО направил в Департамент информатизации Тюменской области соответствующий запрос (исх. № 862/06 от 07.02.2022).
Согласно письму Департамент информатизации Тюменской области от 28.02.2022 № 0473/22 система РНИС ТО за период с 01.07.2021 по 31.01.2022 работала в штатном режиме, сбоев в работ РНИС ТО зафиксировано не было. В период с 05.09.2021 по 07.09.2021 проводились технологические работы С 08.09.2021 исторические данные о движении транспортных средств доступны.
Судом установлено, что вменяемое нарушение имело место 04.10.2021.
Таким образом, письмом Департамента информатизации Тюменской области от 28.02.2022 № 0473/22 подтверждается отсутствие сбоев в работе РНИС ТО в октябре 2021
В порядке ст. 65 АПК РФ Обществом не опровергнуты сведения, предоставленные Департаментом информатизации Тюменской области от 28.02.2022 № 0473/22
Судом установлено, что переписка Общества по вопросу работоспособности РНИС ТО не касается даты совершения вменяемого нарушения (04.10.2021).
Согласно п. 2.3.1.3. приложения № 1 к контракту при организации передачи мониторинговых данных на сервер РНИС ТО подрядчик обязуется при отсутствии связи по пути следования маршрута, обеспечить передачу архивных данных за период отсутствии соединения с сервером РНИС ТО.
Истцом установлено неисполнение требований п. 2.3.1.3. приложения № 1 к контракту, что также свидетельствует о наличии непредставления навигационных сведений по вине Общества, а не в связи с нерабоспособностью РНИС ТО.
Исследовав материалы дела, суд считает подтвержденным событие вменяемого Обществу нарушения. Суд также отмечает, что вопреки позиции Общества, фактическое выполнение им рейса, не исключает событие вменяемого нарушения.
Однако, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает следующее.
Согласно п. 2.12 приложения № 2 к приложению № 10 к контракту по нарушению, выражающемуся в отсутствии навигационных данных по рейсу, в качестве максимального количества допустимых отступлений от требований к качеству осуществления перевозок на 1000 км пробега транспортных средств указано одно нарушение.
Таким образом, положения п. 2.12 приложения № 2 к приложению № 10 предусматривает условие, которое позволяет освободить ответчика от ответственности за совершение одного нарушения.
Истец вменяет ответчику совершение одного нарушения. При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Сидорова О.В.