Арбитражный суд Тюменской области
625052, г.Тюмень, ул. Хохрякова, 77
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень
26 ноября 2008 года
Дело № А70-6216/25 -2008
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2008 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи О.А. Минеева, при ведении протокола судебного заседания судьей Минеевым О.А., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области
о признании незаконными действий по включению войсковой части 22184 в Единый государственный реестр юридических лиц,
об обязании внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из него сведения о войсковой части 22184,
заинтересованное лицо – ГУ войсковая часть 22184,
при участии представителей сторон:
заместитель военного прокурора Тюменского гарнизона ФИО1, удостоверение №002260, на основании доверенности от 24.12.2007 № 4/9392/62;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области – ФИО2 на основании доверенности от 04.05.2008;
от ГУ войсковая часть 22184 – ФИО3 на основании доверенности от 22.11.2008 № 387;
установил,
Заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тюменской области № 12 по включению войсковой части 22184 в Единый государственный реестр юридических лиц и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из него сведения о войсковой части 22184.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено государственное учреждение войсковая часть 22184.
В судебном заседании прокурор требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов.
Представитель войсковой части 22184 требования прокурора поддержал.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования удовлетворению подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке №1106 по состоянию на 16.05.2008, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) содержится запись о государственном учреждении Восковая часть 22184 за основным государственным регистрационным номером 1027201238460, присвоенным 25.12.2002.(л.д.12-13).
Данная запись внесена регистрирующим органом на основании сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», поданном командиром войсковой части 22184 по форме №Р17001.
Прокурор указывает на неправомерное внесение регистрирующим органом сведений в ЕГРЮЛ касательно создания войсковой части как юридического лица, поскольку войсковая часть 22184 таковым не является, на государственную регистрацию документы, подтверждающие наличие у войсковой части статуса юридического лица не представлялись.
Регистрирующий орган считает государственную регистрацию законной. В обоснование своих возражений, ответчик указывает, что согласно сведениям, поданным командиром войсковой части, часть создана 24.09.1994 за регистрационным номером 314/27055, то есть до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», следовательно, войсковая часть обладает признаками юридического лица. Кроме того, 06.02.1996 начальником штаба Войсковой части 64818 до сведения начальника налоговой инспекции по г.Ишиму Тюменской области было доведено, что в соответствии с Директивой Министерства Обороны РФ от 30.08.1993 №314/3/01054 войсковой части 22184 присвоен код общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) – 08235369, который присваивается всем созданным в России юридическим лицам. (л.д.20-21).
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо должно обладать определенными признаками: прохождение государственной регистрации в установленном законом порядке в качестве юридического лица; наличие обособленного имущества; наличие право- и дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; самостоятельная имущественная ответственность.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании подпунктов 9-11 и 12 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 №1357, Министр обороны: создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных Сил; подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий, входящих в состав Вооруженных Сил, в соответствии с федеральным законодательством определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных), а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей указанных предприятий, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями; принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об обороне" дислокация воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест. Передислокация воинских частей в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации.
Таким образом, названными Положением и федеральным законом предусмотрены полномочия Министра обороны РФ по принятию решений о создании юридических лиц в форме федеральных государственных учреждений и предприятий. Войсковые части Министр обороны РФ формирует и принимает решение о их дисклокации.
Войсковая часть составляет единое структурное формирование Вооруженных Сил Российской Федерации с местом ее дислокации на определенной территории и не относятся ни к федеральным государственным учреждениям, ни к федеральным государственным предприятиям.
Сведений о том, что Министром обороны РФ принимал решение о наделении войсковой части 22184 статусом юридического лица суду не представлено. Какие-либо учредительные документы (устав, положение) войсковой части, отражающие необходимые сведения о ней, как о юридическом лице, также отсутствуют.
Кроме того, согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество находится у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
Прокурор указал, что войсковая часть полностью финансируется из федерального бюджета, не имеет каких-либо источников для самостоятельного финансирования, не имеет собственного имущества или права на распоряжение какого-либо переданного ей имущества, следовательно, не может самостоятельно отвечать по своим обязательствам.
На основании изложенного, войсковая часть не отвечает признакам юридического лица, следовательно, внесение о ней сведений в государственный реестр, противоречит действующему законодательству.
Судом не принимаются доводы ответчика относительно того, что ранее войсковая часть была зарегистрирована в качестве юридического лица, в связи с чем и было подано сообщение сведений о юридическом лице, созданном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный перечень документов, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительные документы юридического лица и др. В случае непредставления какого-либо из этих документов либо несоответствия его действующему законодательству согласно ст. 23 того же Федерального закона регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу вышеуказанного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а", "д", "л" пункта 1 статьи 5, содержащие сведения о юридическом лице в едином государственном реестре юридических лиц, а именно: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
Пункт 1 и 2 названной статьи закона возлагает на регистрирующий орган обязанность обеспечить прием и передачи регистрационных дел юридических лиц, созданных до введения в действие указанного закона.
Регистрирующим органом не представлено доказательств того, что регистрационное дело войсковой части содержит решение о создании юридического лица, его учредительные документы. Факт присвоения кода ОКПО также не свидетельствует о наличии правового статуса юридического лица.
Поскольку войсковая часть не имеет признаков юридического лица, то действия регистрирующего органа по включению войсковой части 22184 в Единый государственный реестр юридических лиц противоречат действующему законодательству.
Требование военного прокурора об устранении нарушения путем обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из него сведения о войсковой части 22184, являются обоснованными.
На основании изложенного, суд считает, что требования военного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Прокурор, выступающий в защиты публичных интересов, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина по делу в сумме 2000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса РФ подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области по включению войсковой части 22184 в Единый государственный реестр юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из него сведения о войсковой части 22184.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Выдать исполнительные листы после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А.