АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625000, город Тюмень, улица Хохрякова, 77
г. Тюмень Дело № А70-6249/29-2007
«13» декабря 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2007 года.
Дата изготовления решения в полном объеме 13 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Тихомирова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «ТНК-ВР Холдинг»
об оспаривании постановления об административном правонарушении № 10206000-1469/2007 от 25.08.2007, вынесенного Выборгской таможней
при ведении протокола судебного заседания судьей Тихомировым В.В.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.08.2007;
от ответчика – не явились, извещены,
установил:
Открытое акционерное общество «ТНК-ВР Холдинг» (далее – ОАО «ТНК-ВР Холдинг», общество, заявитель) обратилось с заявлением об оспаривании постановления об административном правонарушении № 10206000-1469/2007 от 25.08.2007, вынесенного Выборгской таможней (далее – Таможенный орган, ответчик).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, просит удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте заседания надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление, в соответствии с которым возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 127 Таможенного кодекса РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131).
Согласно ч. 1, 2 ст. 131 Таможенного кодекса РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы: договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; транспортные (перевозочные) документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Кодекса; платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в ст. 16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 15.08.2007 в ОТО и ТК № 2 Выборгского таможенного поста заявитель представил к таможенному оформлению грузовую таможенную декларацию № 10206082/150807/0004500 на вывозимый в режиме «Экспорт» товар (нефть сырая необработанная – код 2709009000). Вместе с обозначенной декларацией, общество представило пакет документов в соответствии с описью (л.д. 87).
В силу ч. 2 ст. 367, ч. 1, 3 ст. 367 Таможенного кодекса РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Судом установлено, что 15.08.2007 таможенный орган направил заявителю запрос № 1 о представлении в срок до 17.08.2007 дополнительных документов, подтверждающих сведения в предварительной грузовой таможенной декларации, а именно: акт приема-сдачи нефти – документ, оформленный принимающей и сдающей сторонами и подтверждающий прием-сдачу нефти в зону таможенного контроля СМНП Приморск; акт погрузки – документ, подтверждающий сдачу под таможенным контролем транспортной организацией товара (нефти) для отправки на экспорт; паспорт качества – документ, являющийся обязательным приложением к акту приема-сдачи нефти, в котором указываются результаты измерений показателей качества нефти, а также указываются ГОСТ и ТУ товара; грузовой манифест – перечень коносаментов, подтверждающих общее количество грузов, находящихся на борту судна; сертификат происхождения – документ, подтверждающий сведения, заявленные в графе № 31 предварительной грузовой таможенной декларации.
16.08.2007 ОАО «ТНК-ВР Холдинг» представило в адрес ответчика письмо № 022/4931и-ТХ, в котором сообщило Таможенному органу, что представило предусмотренный законом пакет документов одновременно с предварительной грузовой таможенной декларацией и попросило предоставить письменные разъяснения о необходимости представления дополнительных документов.
17.08.2007 общество направило в адрес Выборгской таможни письмо № 022/4943и-ТХ-ОР с приложением документов, указанных в запросе ответчика: акты приема-сдачи, оформленные согласно договору от 20.12.2006 № 0007125, сертификаты происхождения товара и грузовые манифесты. В данном письме заявитель также указал, что заверенные надлежащим образом копии соответствующих сертификатов качества были ранее представлены в таможенный орган, сертификат качества, оформляемый в порту погрузки, является документом, подтверждающим качество товаров, вывозимых с территории РФ в рамках Контракта от 19.12.2006 № ТНВ-1111/06.
Заявитель разъяснил ответчику, что по объективным причинам у общества отсутствуют некоторые из истребованных документов, в частности, акт погрузки нефти. В соответствии с условиями договора об оказании услуг от 01.04.2006 № ТБХ-0358/06/140 ПТП передача нефти по количеству подтверждается подписанным капитаном танкера морским коносаментом, акт погрузки нефти не является документом отчетности, оформляемым в рамках договора. В связи с изложенным, заявитель не располагает обозначенным документом, следовательно, не имеет возможности представить его в таможенный орган. Общество также указало, что не располагает паспортами качества, оформляемыми в рамках Договора, так как их передача заявителю не предусмотрена условиями договора.
Вышеуказанное письмо от 17.08.2007 получено таможенным органом 30.08.2007.
Сделав вывод о неисполнении запроса о представлении документов в установленный срок, должностное лицо Выборгской таможни, составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 21.08.2007, на основании которого вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 10206000-1469/2007 от 25.09.2007, заявитель привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 16.12. КоАП РФ в виде штрафа в размере 75000 руб.
Обращаясь в суд с требованием об отмене указанного постановления, заявитель утверждает, что представил необходимые документы в полном объеме, считает, что исполнил требования Таможенного законодательства РФ надлежащим образом.
Из содержания ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 363 Таможенного кодекса РФ следует, что таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 367 Таможенного кодекса РФ таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Приказом Государственного Таможенного Комитета РФ от 16.09.2003 № 1022 утвержден перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
В представленном суду отзыве, Выборгская таможня ссылается на п. 13 вышеназванного перечня, в котором указаны документы и сведения, представляемые при помещении товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории РФ, под выбранный таможенный режим, в том числе: коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными органами; транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществляется международная перевозка товаров, а также иные документы и сведения, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России.
Из п. 28, 29 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ следует, что транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках; коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное.
Пунктом 54 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами (утв. Приказом Государственного Таможенного Комитета РФ от 12.09.2001 № 892) установлено, что по окончании погрузки грузов (товаров) на судно оформляются документы, касающиеся груза (товара). К таким документам относятся: коносаменты, декларация о грузе, судовые манифесты и другие документы.
Таможенный орган не представил суду доказательств того, что конкретные и необходимые сведения о количественных и качественных характеристиках товара, содержащиеся в акте погрузки нефти и паспорте качества нефти, которые не были представлены заявителем, невозможно установить из других документов.
Суд считает, что непредставление обозначенные документов не влечет за собой однозначный вывод о недостоверности и недостаточности представленных заявителем сведений.
Исследовав материалы дела, суд установил, что представленные заявителем документы содержат все необходимые сведения, подтверждающие информацию, заявленную в таможенной декларации. Обратное таможенным органом не доказано.
В силу ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд усматривает сомнение в виновности заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Как установлено судом на основе полного и всестороннего изучения доказательств, акты приема-сдачи, сертификаты происхождения товара и грузовые манифесты, истребованные согласно запросу, обществом представлены таможенному органу.
Из материалов дела следует, что документы были направлены заявителем в адрес Выборгской таможни по почте 17.08.2007, то есть в установленный срок.
В Таможенном законодательстве отсутствует указание на способ представления истребуемых документов, следовательно, суд считает возможным сделать вывод о том, что в части указанных трех документов запрос таможенного органа исполнен без нарушения установленного срока. Относительно оставшихся двух документов доводы заявителя об их фактическом отсутствии и невозможности представления в установленный срок не опровергнуты ответчиком. При этом следует учесть, что акт погрузки – это внутренний документ порта, оказавшего соответствующие услуги, апаспорт качества – документ, который находится у транспортного предприятия (ОАО «АК «Транснефть»).
Кроме того, из приведенных выше норм следует, что срок предоставления необходимой информации устанавливается таможенным органом по своему усмотрению, но он должен быть достаточным для предоставления документов. Срок устанавливается с учетом имеющейся у лица возможности своевременного предоставления истребуемых сведений. Для этого таможенным органом должен приниматься во внимание характер требуемой информации, вид необходимых документов, любые иные обстоятельства, влияющие на сроки выполнения его требования.
Судом установлено, что запрос о представлении документов получен обществом 15.08.2007, срок его исполнения – 17.08.2007.
По мнению суда, данный срок является недостаточным для предоставления документов с учетом характера запрошенных документов, а также доводов стороны о том, что некоторые документы относились к деятельности другого хозяйствующего субъекта, реально отсутствовали у ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и требовали времени для их получения.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По мнению суда, заявителем предприняты все действия по соблюдению таможенных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, обратное таможенным органом не доказано.
Суд считает, что в действиях ОАО «ТНК-ВР Холдинг» отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 24.5. КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При названных обстоятельствах, факт правонарушения не доказан, оспариваемое постановление не соответствует закону, что является основанием для его отмены.
На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 10206000-1469/2007 от 25.08.2007, вынесенное Выборгской таможней в отношении Открытого акционерного общества «ТНК-ВР Холдинг» (место нахождения – <...>, свидетельство о регистрации 72 № 000562232 от 01.11.2004 выдано Межрайонной Инспекцией ФНС России № 7 по Тюменской области).
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.