ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-6256/2006 от 11.10.2006 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова, 77

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                          Дело № А - 70 -6256/5 - 2006

«17» октября 2006 года.

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2006г.

Полный тест решения изготовлен 17 октября 2006г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Максимовой Н.Я.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Максимовой Н.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
ЗАО «Тюменьагросервис»
о признании незаконным отказа №01/114/2006-205 от 25.07.2006г.  в государственной регистрации перехода  права собственности на недвижимое имущество  и обязании  ГУ ФРС по Тюменской области, ХМАО-ЮГРЫ, ЯНАО произвести  государственную регистрацию перехода  права собственности на недвижимое имущество  

заинтересованное лицо: Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО,
3-е лицо: ЗАО «Агропромснаб»
при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бородина В.П. по доверенности от 19.05.2006г. № 72-01/070881,

от заинтересованного лица: Хмарная Н.В. по доверенности от 10.01.2006г. № 15;
3-го лица: Соснин К.Д. директор протокол от 24.03.2006г. паспорт 7102020206;

установил:
  ЗАО «Тюменьагросервис» обратилось в суд с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО о признании незаконным отказа № 01/114/2006-205 от 25.07.2006г.  в государственной регистрации перехода  права собственности на недвижимое имущество – нежилое двухэтажное кирпичное здание общей площадью 1675,1 кв.м.(литера А площадь 334,9 кв.м. –административное здание, литера А1 площадью 1340,2 кв.м. – склад), расположенное по адресу: г.Тюмень ул. Ямская д. 101 на основании решения Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2006г.(дело № А-70-12636/9-2005)  и обязании  ГУ ФРС по Тюменской области, ХМАО-ЮГРЫ, ЯНАО произвести  государственную регистрацию права собственности на указанное недвижимое имущество(л.д.3-5).

Заявление, со ссылками на Федеральный Закон от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон), ст.13,131,551 Гражданского кодекса РФ, мотивировано необоснованным отказом ответчика в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, возникшее у заявителя на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 07/им от 12.01.2004г., решения арбитражного суда Тюменской области от  07.04.2006г.(дело № А-70-12636/9-2005). 

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.84-88). Указывает, что в документах, представленных заявителем для государственной регистрации,  обнаружены  недостатки и противоречия. Неустранение заявителем указанных недостатков явилось причиной для отказа в государственной регистрации.

Представитель третьего лица не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы, дела, заслушав  пояснения представителей сторон, суд считает заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

12.01.2004г. между ЗАО «Тюменьагросервис» и ЗАО «Агропромснаб» заключен договор купли-продажи № 07/им недвижимого имущества, в том числе нежилого двухэтажного кирпичного здания общей площадью 1675,1 кв.м.(литера А площадь 334,9 кв.м. – административное здание, литера А1 площадью 1340,2 кв.м. – склад), расположенного по адресу: г.Тюмень ул. Ямская д. 101.(л.д.7-8).

Указанное имущество передано заявителю по акту приема-передачи от 29.08.2005г.

В связи с уклонением ЗАО «Агропромснаб» от государственной регистрации перехода права собственности на проданное им недвижимое имущество по договору купли-продажи от 12.01.2004г. № 07/им, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2006г., вступившим в законную силу 10.05.2006г., заявленные требования удовлетворены, принято решение зарегистрироватьв Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО, переход права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи № 07/им от 12.01.2004г.

В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

24.05.2006г. заявитель обратился в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество: нежилое двухэтажное кирпичное здание общей площадью 1675,1 кв.м.(литера А площадь 334,9 кв.м. – административное здание, литера А1 площадью 1340,2 кв.м. – склад), расположенное по адресу: г.Тюмень ул. Ямская д. 101 на основании договора купли-продажи № 07/им от 12.01.2004г. и решения Арбитражного суда Тюменской области от  07.04.2006г. 

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 13 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ ответчиком проведена правовая экспертиза, в ходе которой выявлены недостатки и противоречия в представленных на регистрацию документах.

В связи с чем, ответчиком  21.06.2006г. принято решение о приостановлении государственной регистрации  права собственности до 21.07.2006г. на основании пунктов 1,2 статьи 19 Закона.

28.06.2006г. заявитель представил ответчику дополнительные документы: заявление, контракт от 01.06.2004г.; протокол № 4  от 10.01.2004г.; протокол № 11 от 10.01.2004г.; протокол от 01.06.2004г., что подтверждается распиской в получении документов от 28.06.2006г. к пакету документов № 06/19472.(л.д.19).

10.07.2006г. заявитель представил ответчику дополнительные документы: заявление о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество с уточненным основанием - решение Арбитражного суда Тюменской области (Дело № А-70-12636/9-2005) от  07.04.2006г., определение об исправлении опечатки Арбитражного суда Тюменской области (Дело № А-70-12636/9-2005) от  30.06.2006г.;  Определение  об исправлении опечатки Арбитражного суда Тюменской области (Дело № А-70-12636/9-2005) от  30.06.2006г., что подтверждается распиской в получении документов от 10.07.2006г. к пакету документов № 06/19472.(л.д.21).

21.07.2006г. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО принято решение № 01/114/2006-205  об отказе в государственной регистрации  перехода права собственности в соответствии с абзацем 10 п. 1 ст. 20 Закона. Основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации явилось следующее: заявитель не уточнил документы-основания государственной регистрации перехода права собственности на указанные выше объекты недвижимости; не представил на государственную регистрацию план объектов недвижимого имущества; не представил на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на земельный участок.

Заявитель считает,  что  отказ ответчика в государственной регистрации не имеет правовых оснований, определенных абзацем 10 п. 1 ст. 20 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок, - кадастровый план данного земельного участка. Представления указанных планов не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона о регистрации, ст. 3 «Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 объекты недвижимости в Едином Государственном реестре  должны быть описаны на основании данных  технического учета(инвентаризации) зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений. Согласно ЕГРП, право собственности ЗАО «Агропромснаб» зарегистрировано 22.01.2002 года, техническое описание объекта было внесено на основании Извлечения из технического паспорта от 13.11.2001 года, выданного ДФГУП «Тюмоблтехинвентаризация», дата последнего обследования 06.10.2000 года.

В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921 (далее - Положение) плановая техническая документация проводится не реже 1 раза в 5 лет. Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации. В связи с этим, необходимо представление из органа, осуществляющего технический учет, технической документации на вышеуказанный объект недвижимости.

Заявитель, ссылаясь на письмо ФГУП «Ростехинвентаризация» от 18.08.2006г., указал на возможность получения необходимых сведений только собственником объекта недвижимости. Вместе с тем, данное письмо, являющееся доказательством обращения в орган  «Ростехинвентаризации» и получение отказа в предоставлении технической документации, ответчику не было представлено.

Как указано в пункте 1.4. Договора купли-продажи № 07/им от 12.01.2004 года имущество находится на земельном участке, общей площадью 38669 кв.м., находящимся в пользовании ЗАО «Агропромснаб» на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений администрации Тюменской области от 05.11.2002 года № 2069/14-3.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Объекты следуют судьбе земельных участков. Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на, здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ предписывает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится одновременно с земельным участком за исключением случаев, когда:

отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке,
изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Поскольку в настоящее время в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о праве собственности на земельный участок, а п. 1.4. договора № 07/им от 12.01.2004 года, указано, что земельный участок находится в пользовании ЗАО «Агропромснаб» на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений администрации Тюменской области от 05.11.2002 года № 2069/14-3, заявителю необходимо было представить правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости. Данное требование также не было выполнено заявителем.

Как усматривается из представленных документов, в качестве основания для регистрации сделки заявитель указывает в заявлении от 24.05.2006г. решение Арбитражного суда Тюменской области от  07.04.2006г. и  договор купли-продажи № 07/им от 12.01.2004г., а в заявлении от 10.07.2006г. решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2006г. и определение Арбитражного суда Тюменской области об исправлении опечатки от 30.06.2006г.

Суд считает, что  правоустанавливающим документом для регистрации перехода права собственности в данном случае является договор купли-продажи № 07/им от 12.01.2004г., т.к. данным решением установлено обязательство сторон по сделке зарегистрировать переход права собственности. К компетенции арбитражного суда отнесены споры о праве собственности, и на основании решения, принятого по этим спорам, юридические лица вправе обратиться в регистрирующий орган за регистрацией права собственности на основании решения суда.

Государственная регистрация данной сделки должна производиться с учетом решения арбитражного суда Тюменской области от 07.04.2006г., но при условии предоставления всех необходимых документов, указанных в статье 17 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Суд полагает, что представленных заявителем документов недостаточно для регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в соответствии требованиям статьи 17,18 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования ЗАО «Тюменьагросервис» о признании недействительным отказа №01/114/2006-205 от 25.07.2006г.  в государственной регистрации перехода  права собственности на недвижимое имущество – нежилое двухэтажное кирпичное здание общей площадью 1675,1 кв.м.(литера А площадь 334,9 кв.м. –административное здание, литера А1 площадью 1340,2 кв.м. – склад), расположенное по адресу: г.Тюмень ул. Ямская д. 101, является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении заявления в соответствии со ст.  102, 103, 110 Арбитражного процессуального РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь 167-175, 176, 197-201 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ЗАО «Тюменьагросервис» в удовлетворении заявленных требований.
         Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                                         Максимова Н.Я.