ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-642/2011 от 12.04.2011 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень Дело № А70-642/2011

«22» апреля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Багатурия Л.Е., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску

ОАО «Тарманское-Западное» к Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области

о признании права собственности отсутствующим и обязании передать помещение по акту

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачевой К.В.

при участии в судебном заседании:

Представители истца: ФИО1 по доверенности № ? от 12.01.2010г.;

Представитель ответчика: ФИО2 по доверенности от 21.02.2011г. № 124; ФИО3 глава МО на основании решения от 16.12.2008г.;

Представитель третьего лица: ФИО4 по доверенности от 14.01.2011г.;

установил:

ОАО «Тарманское-Западное» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее ответчик) о признании отсутствующим права собственности Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на здание общей площадью 1 365 кв.м., расположенное по адресу: <...> и обязании передать здание ОАО «Тарманское-Западное».(т.1 л.д.3-6).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.

Исковые требования со ссылками на ст.217,218 Г РФ мотивированы тем, что в 2009г. за истцом зарегистрировано право собственности на спорное помещение на основании плана приватизации торфопредприятия «Тарманское-Западное», утвержденного Председателем Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области № 151/05 от 14.08.1995г. Ответчиком, являющимся арендатором части помещения, произведена реконструкция, присвоен адрес и зарегистрировано право собственности на спорный объект 13.05.2010г. Истец указывает, что зарегистрированное повторно за ответчиком право собственности на объект, принадлежащий истцу, незаконно и проси признать данное право отсутствующим.

Ответчик отклонил исковые требования по основаниям, изложенным в отзыве на иск(т.2. л.д.13-14). Указал, что здание «Торговый центр» в 1993 году было передано истцом по акту приема- передачи в ведение ответчика и на баланс Новотарманского муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия. На основании выписки из реестра объектов муниципальной собственности на 01.10.1997г. за Администрацией Новотарманского сельсовета зарегистрировано право муниципальной собственности (регистрационное удостоверение серия ТР № 1803 от 26.01.1998г.). Ответчик пояснил, что с момента передачи объекта нес бремя содержания имущества, оплачивал коммунальные платежи, произвел ремонт здания, заключал договоры аренды помещений.

Ответчик на основании ст. 195 ГК РФ заявил о пропуске срока исковой давности, началом течения срока исковой давности указывает момент передачи спорного имущества по акту в1993г.

Суд считает данное заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску истца, право которого нарушено.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд считает, что по данному требованию исковая давность на дату предъявления иска (01.02.2011г.) не истекла, так как право собственности за ОАО «Тарманское-Западное» на указанное нежилое помещение зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2009г.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в отзыве на иск указало основания произведенной регистрации права, просило принять решение на усмотрение суда.

Исследовав письменные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 в случаях, когда право собственности на одно и то же недвижимое имущество зарегистрировано за разными лицами, оспаривание зарегистрированного права осуществляется посредством иска о признании права отсутствующим.

Согласно пункту 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа рабочими комиссиями по приватизации, создаваемыми на каждом предприятии.

Как следует из материалов дела, согласно Указу Президента РФ от 01.07.1992г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» государственное торфопредприятие «Тарманское-Западное» преобразовано в ОАО «Тарманское-Западное». На основании Постановления Администрации Тюменского района Тюменской области от 12.09.1995г. и свидетельства о государственной регистрации предприятия от 25.09.1995г. № 0293 серия ТМ-1 зарегистрировано открытое акционерное общество «Тарманское-Западное» (т.1 л.д.18,19).

Комитетом по управлению имуществом Тюменской области выдано свидетельство на право собственности № 0578 от 09.08.1995г. на имущественный и неимущественный комплекс государственного торфопредприятия «Тарманское-Западное» с указанием вида собственности: федеральная.(т1 л.д.63)

В абзаце 4 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Согласно пунктам 5, 6, 8, 10 Положения "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721, пунктам 1.3, 2.1, 2.4 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", акционерному обществу передается имущество в соответствии с планом приватизации, утвержденный пообъектный состав с определением стоимости имущества отражается в акте оценки стоимости имущества.

Согласно приказу № 151/05 от 14.08.1995г. Комитета по управлению государственным имуществом в Тюменской области утвержден план приватизации государственного торфопредприятия «Тарманское-Западное» за подписью председателя Комитета ФИО5 (т.1 л.д.17).

В п.11 акта оценки стоимости зданий и сооружений приватизируемого предприятия, являющегося приложением (№1) к утвержденному Плану приватизации указан объект «столовая Торговый центр» 1982г. ввод в эксплуатацию, первоначальная балансовая стоимость (226 тыс. руб.), остаточная (172 тыс. руб.)( т.1 л.д. 58-59).

Пункт 8 Плана приватизации содержит укрупненный перечень и стоимость объектов, материалов, не подлежащих приватизации. В данном перечне объект «Торговый центр» отсутствует.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 72 НЛ № 466497 от 28.08.2009г. на основании плана приватизации торфопредприятия «Тарманское-Западное», утвержденного Председателем Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области № 151/05 от 14.08.1995г., зарегистрированного МУ Бюро технической инвентаризации и регистрации 14.12.1998г. за № ?-1354-2719, ОАО «Тарманское-Западное» зарегистрировало право собственности на нежилое строение (Торговый центр) назначение: нежилое, литер А:2-этажный, литера А1,А2: 1 –этажный, общая площадь 1387,9 кв.м., лит. А,А1,А2,(кадастровый номер 72-72-01/273/2009-005) расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Новотарманский.(т1 л.д.12).

Зарегистрированное за истцом право собственности на момент рассмотрения иска не оспорено, план приватизации недействительным не признан. Вместе с тем с опровержение указанных фактов в материалы дела ответчиком представлены следующие документы.

Согласно Акту, подписанному председателем Новотарманского Сельского Совета, директором торфопредприятия «Тарманское-Западное», директором Новотарманского муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия, согласованному Главой администрации Тюменского района, Утвержденному председателем комитета Госимущества от 01.02.1993г. здание «Торговый центр» передано истцом в ведение Новотарманского Сельского Совета, на баланс Новотарманского муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия(т.1 л.д.139-144).

В подтверждение нахождения спорного объекта на балансе Новотарманского муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия ответчиком в материалы дела представлены надлежащим образом заверенные копии инвентарной книги основных средств(т.1 л.д.145-152).

Распоряжением № 75 от 29.07.1997г. Администрации МО Новотарманского сельского Совета «О формировании муниципальной собственности Новотарманского муниципального образования» утвержден перечень предприятий, имущества, передаваемого в муниципальную собственность, в который включено Новотарманское муниципальное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие, а также здание «Торговый центр» кирпичное 2-х этажное(т.2 л.д.15-27).

Впоследствии объект«Торговый центр» был включен в реестр муниципальной собственности, на основании которого МУ БТИ иР Тюменского района выдано регистрационное удостоверение № 1803 от 26.01.1998г. о регистрации права муниципальной собственности, произведенной на основании выписки из реестра объектов муниципальной собственности на здание «Торговый центр», расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Новотарманский(т.1 л.д.153).

Как следует из пояснений сторон, до момента приватизации торфопредприятия «Тарманское-Западное» в некоторых помещениях здания «Торговый центр» размещалась Администрация Новотарманского района, с 1997 года - Клуб, с 2010г. - библиотека.

Истец в судебном заседании пояснил, что договорные отношения между сторонами не оформлялись, помещение использовалось ответчиком с согласия истца. Заключение ответчиком договоров аренды с арендаторами производилось при условии частичной оплаты аренды арендаторами истцу (письмо, т.3 л.д.41-42).

Как указывает истец и не оспаривает ответчик, после произведенного капитального ремонта помещения, объекту «Торговый центр», расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, пос. Новотарманский, Приказом ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ»№ 10/920 от 26.03.2010г. присвоен адрес <...>.

13.05.2010г. на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НЛ 732394 ответчик зарегистрировал право собственности на административное 2-х этажное здание, общей площадью 1365,5 кв.м., литера АА1,А2, по адресу: <...>.(кадастровый номер 72-72-01/110/2010-187)(т.1 л.д.154).

На основании свидетельства 72НЛ 732413 от18.05.2010г. и свидетельства 72НЛ 760296 от 02.06.2010г. ответчик зарегистрировал право собственности на земельный участок площадью 5722 кв.м., расположенный по адресу: <...> для использования под нежилое строение «Торговый центр» (т.1.л.д.156-157).

Стороны в судебном заседании подтвердили, что здание «Торговый центр», расположенное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, пос. Новотарманский,(кадастровый номер 72-72-01/273/2009-005), право собственности на которое зарегистрировано за истцом и административное 2-х этажное здание, общей площадью 1365,5 кв.м., литера АА1,А2, расположенное по адресу: <...>(кадастровый номер 72-72-01/110/2010-187) фактически являются одним и тем же объектом.

В судебном заседании представитель третьего лица дал пояснения относительно произведенной регистрации права за истцом и ответчиком на спорный объект, согласно которым регистрация права истца осуществлялась на основании плана приватизации данного предприятия, за ответчиком - на основании выписки из реестра муниципальной собственности и регистрационного удостоверения № 1803 от 26.01.1998г. При этом уведомлением от 30.04.2010г. регистрация права ответчика была приостановлена до выяснения вопроса о наличии полномочий по закреплению за собой на праве собственности здания «Торговый центр», на что ответчик письмом подтвердил свои полномочия на данный объект (т.4 л.д.51-54).

Изучив представленный документы, суд считает доводы ответчика о передаче объекта в ведение Новотарманского Сельского Совета и на баланс Новотарманского муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия на основании акта от 1993г. несостоятельными по следующим основаниям.

В подтверждение выбытия имущества и передачи его ответчику, последним представлен акт(т.1 л.д.139-143), утвержденный Председателем комитета госимущества Тюменской области ФИО5

Истец, указывая на явное различие подписи ФИО5 в данном акте и в иных, представленных в дело документах, в порядке ст. 161 АПК РФ заявил о фальсификации доказательства и об исключении его из числа доказательств. Ответчик отказался исключить представленный акт от 1993г. из числа доказательств по делу. Вместе с тем представил письмо Департамента имущественных отношений от 06.04.2011г. № 5438/08-1, в котором сообщается о вероятности подписания данного документа не ФИО5, а заместителем ФИО6

Суд, проверил и отклонил данное заявление в виду следующего.

В силу ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной, муниципальной собственности и порядке оформления права собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-р определен порядок передачи и оформления государственной собственности.

Таким образом, данному акту должны предшествовать соответствующие Распоряжения, Решения, Приказы уполномоченных органов о передаче государственного имущества в муниципальную собственность, которые ответчиком не были представлены.

Суд считает, что муниципальное образование не представило доказательств того, что в отношении указанного имущества была соблюдена процедура принятия, предусмотренная Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной, муниципальной собственности и порядке оформления права собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-р. Данный акт не может являться самостоятельным и достаточным доказательством выбытия имущества из ведения истца.

Суд не принимает в качестве достаточного доказательства нахождения спорного объекта на балансе Новотарманского муниципального жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия, представленных копий инвентарной книги основных средств, поскольку данные документы составлены в одностороннем порядке. Копии баланса, расшифровки к балансу с указанием данного имущества ответчиком не представлены.

Следует отметить, что план приватизации торфопредприятия «Тарманское-Западное», утвержденный Председателем Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области № 151/05 от 14.08.1995г., ответчиком не оспорен, данная сделка не признана недействительной.

В связи с чем, включение объекта «Торговый центр» в реестр муниципальной собственности в 1997г., выдача МУ БТИ иР Тюменского района регистрационного удостоверения № 1803 от 26.01.1998г. на данном основании необоснованно.

В абзаце 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Доводы ответчика о несении расходов на содержание имущества подтверждаются представленными в дело документами, но не являются бесспорным основанием, подтверждающим статус собственника.

В подтверждение владения недвижимым имуществом на правах собственника ответчик представил в дело договоры аренды, заключаемые с арендаторами, где арендодатель (Новотарманское муниципальное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие и Новотарманское МО) поименован как собственник, а также письмо ЗАО «Тарманское-Западное» №00/06 от 23.01.2001г. о передаче в аренду сроком на 5 лет помещения Торгового центра (т.3 л.д. 47).

По мнению суда, данными документами лишь подтверждается факт распоряжения спорным помещением ответчиком и Новотарманским МЖРЭП, но не опровергается право собственности, возникшее у истца с момента его государственной регистрации в результате преобразования на основании приватизации предприятия. (абзац 4 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010)) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств для удовлетворения заявленного требования.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования ОАО «Тарманское-Западное» о признании отсутствующим права собственности Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на здание общей площадью 1 365 кв.м., расположенное по адресу: <...> является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Принимая во внимание, что спорное имущество на момент рассмотрения спора находится в распоряжении ответчика, судом удовлетворено требование о передаче его истцу.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на объект недвижимости (здание торгового центра) общей площадью 1365 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

Обязать Новотарманское муниципальное образование Тюменского района Тюменской области в тридцатидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу передать объект недвижимости (здание торгового центра) общей площадью 1365 кв.м., расположенный по адресу: <...> ОАО «Тарманское-Западное».

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья Л.Е. Багатурия