АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № A70-6441/2013
«22» августа 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2013 года. Полный текст решения изготовлен 22 августа 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Гаражно-строительного кооператива № 5 «МЕДИК»
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области
об оспаривании решения № 72/13-51176 от 13.05.2013, решения № 72/13-51140 от 13.05.2013, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
третье лицо – Департамент имущественных отношений Тюменской области,
при участии
от заявителя – ФИО1 председатель кооператива на основании доверенности № 12 от 10.01.2013, ФИО2 на основании от 13.06.2013,
от ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 10.07.2013,
от третьего лица _ Бояр Л.Ю. на основании доверенности № 13531/08-3 от 09.11.2012,
установил:
ГСК № 5 «Медик» (далее – заявитель, Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (далее – ответчик, ФКП Росреестра) о признании недействительными решения № 72/13-51176 от 13.05.2013, решения № 72/13-51140 от 13.05.2013, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Определением суда от 23.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее – Департамент).
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, представили дополнительные документы.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица полагает заявленные требования подлежащими разрешению на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела, Гаражно-строительный кооператив № 5 «МЕДИК» с 1966 года располагается на земельных участках с единым адресным описанием: <...> а, выделенных для строительства индивидуальных гаражей. На указанной территории возведена группа нежилых строений (гаражи) общей площадью - 6 050,7 м.кв., административное здание площадью - 16,2 м.кв. и нежилое сооружение площадью - 10,6 м.кв. Все постройки введены в эксплуатацию на основании Приказа Управления по работе с населением Ленинского административного округа Администрации города Тюмени от 09.08.2006 № 435.
Земельным участкам Заявителя присвоены кадастровые номера 72:23:0220001:296 и 72:23:022001:230. Сведения об этих земельных участках носят временный характер, а их границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Соответствующие отметки имеются в Кадастровых выписках о земельных участках № 7223/201/10-9398 от 12.05.2010 и №7223/201/10-9399 от 07.05.2010.
24 июня 2010 Департамент издал Распоряжение № 404-пг «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилые строения (административное, гаражи) по адресу: <...> а». Общая проектная площадь согласованных земельных участков составила 13 948 м.кв. Указанным распоряжением Департамент возложил на Заявителя обязанность осуществить установление границ выделяемых земельных участков и их постановку на государственный кадастровый учёт.
30 ноября 2012 на основании обращения Заявителя Департаментом вынесено Решение № 947сх «О внесении изменений в Распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 24.06.2010 № 404-пг», которым были уточнены условия внесения сведений о предоставляемых Заявителю земельных участках в Единый государственный кадастр недвижимости.
08 апреля 2013 Заявителя направил в Межрайонный отдел № 1 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения ФКП Россреестра пакет документов для осуществления кадастрового учёта изменений объектов недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0220001:296 и 72:23:022001:230. Внесение изменений в ранее учтенные сведения о земельных участках предполагалось в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельных участков, изменением вида разрешённого использования, изменением иных сведений об адресе земельных участков, изменением сведений о растровой стоимости земельных участков, изменением иных сведений о кадастровом инженере дельных участков.
13.05.2013 ФКП Россреестра вынесены решение 72/13-51176 и решение № 72/13-51140 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости. В качестве оснований для отказа указан пункт 1 части 5 статьи 27 ФЗ от 27.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости, со ссылкой на то, что в результате данного кадастрового учёта площадь уточняемого земельного участка, определённая с учётом установленных в соответствии с требованиями указанного Закона, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости».
Заявитель, полагая что оспариваемые решения не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Свою позицию обосновывает ссылками на статьи 10, 28, пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, статью 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411. Полагает, что в соответствии с указанными правовыми нормами Департамент, являясь органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена на территории города Тюмени, своим Распоряжением № 404-пг от 24.06.2010 однозначно определил новое местоположение границ и новую площадь предоставляемых Заявителю земельных участков на основании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 04.02.2010 № 7223/201/10-2095: земельный участок 1 (к.н. 72:23:022001:230) - 2 929 м.кв., земельный участок 2 (к.н.72:23:0220001:296) - 11019 м.кв.
При этом местоположение границ выделяемых Заявителю земельных участков и их площадь были определены Департаментом с учетом фактического размера землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельных участков было определено с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков и сложившейся застройки квартала. При.этом факт законности возведения всех нежилых строений и сооружений подтверждается Приказом Управления по работе с населением Ленинского административного округа Администрации города Тюмени от 09.08.2006 № 435.
Ранее учтённые в Едином государственном кадастре сведения о спорных земельных участках (об их границах и площади) до настоящего времени абсолютно не соответствуют фактическому размеру землепользования, местоположению границ, местоположению границ смежных земельных участков и сложившейся застройке.
Таким образом, по мнению заявителя, при вынесении оспариваемых решений ФКП Росреестра игнорирует законные полномочия Департамента по распоряжению земельными участками, а так же предусмотренную Земельным кодексом РФ процедуру предоставления заинтересованному лицу - Заявителю земельных участков, занятых строениями и сооружениями.
Возражая против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, представитель ФКП Россреестра основывает свою позицию на выводах, изложенных в оспариваемых решениях.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:296, с адресным описанием: <...>; статус участка «учтенный»; дата постановки на учет 16.10.2009; категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «под строительство индивидуальных гаражей»; декларированная площадь - 6 714 кв.м.; сведения о правах - отсутствуют.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:296 площадью 6 714 кв.м. внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.04.2009 № 352-пг «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилое строение (административное) по адресу: <...>» в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:161.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:161 площадью 7200 кв.м внесен в кадастр 10.06.2005 на основании решения Исполнительного комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся от 21.11.1966 № 553-3 «Об отводе земельного участка под строительство индивидуальных гаражей Тюменскому заводу медицинского оборудования».
В материалах кадастрового дела имеется уведомление от 01.08.2009 № 49 согласно которому ГСК «Медик» не возражал относительно разделения земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 72:23:0220001:161, в результате чего данный земельный участок, который изначально был выделен площадью 7200 кв.м. под строительство индивидуальных гаражей, был разделен на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:296 площадью 6714 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 72:23:0220001:295 площадью 633 кв.м.
В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0220001:295 является Общество с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой Дизайн».
А также в государственном кадастре недвижимости содержаться сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:230, с адресным описанием: <...>; статус участка « ранее учтенный»; дата постановки на учет - 24.11.2006; категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «под строительство гаражей-стоянок»; декларированная площадь - 1976 кв.м.; сведения о правах - отсутствуют.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0220001:230 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Исполнительного комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся от 23.02.1974 № 70-к «О прирезке земельного участка кооперативу № 5 индивидуальных гаражей рабочих завода медицинского оборудования и инструментов»
В орган кадастрового учета 08.04.2013 поступили заявления от ГСК № 5 «Медик» о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0220001:296 и о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0220001:230, межевые планы от 24.12.2012, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0220001:296, 72:23:022001:230 расположенных по адресу: <...>, выполненные кадастровым инженером ФИО4, распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 24.06.2010 № 404-пг «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилые строения (административное, гаражи) по адресу: <...>, решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 30.11.2012 № 947-сх «О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 24.06.2010 № 404-пг».
По итогам проведенной проверки заявлений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от 08.04.2013 № 72-0-1-30/3023/2013-10387 и № 72-0-1-30/3023/2013-10384 было выявлено, что в результате данного кадастрового учета площадь уточняемых земельных участков, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которых относительно этих земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов.
На основании вышеизложенного, ФКП «Россреестра» приняты оспариваемые решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 13.05.2013 № 72/13-51176 и № 72/13-51140 на основании пункта 1 части 5 статьи 27 27 Закона о кадастре поскольку площадь уточняемого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При этом Земельным кодексом РФ (пункт 1 статьи 11.9) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени» утверждены правила землепользования и застройки города Тюмени. Оспариваемые решения от 13.05.2013 № 72/13-51140 и № 72/13-51176 приняты с учетом норм, установленных правилами землепользования и застройки города Тюмени.
Уточняемые земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0220001:230 и 72:23:0220001:296 расположены в двух территориальных зонах ИТ-1 (Зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур) и П-1 (Зона размещения производственных объектов IV-V класса опасности), соответственно предельный минимальный размер для уточняемых земельных участков не установлен, таким образом подлежит применению пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, согласно которому если предельный минимальный размер не установлен, допускается увеличение уточняемого участка на десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В данном случае в документах, определяющих местоположение границ спорных земельных участков при их образовании (решение Исполнительного комитета Тюменского городского совета депутатов трудящихся от 23.02.1974 № 70-к и решение Исполнительного комитета Тюменского городского совета депутатов трудящихся от 21.11.1966 № 553-з), указана площадь земельного участка, сведения о которой в настоящее время содержатся в государственном кадастре недвижимости, с учетом перераспределения исходного участка с кадастровым номером 72:23:022001:161.
Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе, и изменение площади земельного участка, осуществляется на основании заявления, а так же необходимых для осуществления такого учета изменений, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре.
Статьей 20 Закона о кадастре определено, что с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях предусмотренных федеральным законом, иные лица.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и представленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается и выдается заявителю в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Департамент имущественных отношений Тюменской области своим Распоряжением от 24.06.2010 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилые строения (административное, гаражи) по адресу: <...> утвердил схему вновь образуемого земельного участка. Изменив уникальные характеристики объекта недвижимости, которыми согласно статье 7 Закона о кадастре являются описание местоположения и площадь земельного участка, однако при уточнении границ земельного участка образование нового земельного участка не осуществляется, а происходит лишь официальное закрепление сложившейся межи и последующее уточнение кадастровых сведений о местоположении границ земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, это не освобождает заявителя от обязанности в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий и бездействия государственных и иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, действие или бездействие не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных правовых актов недействительными, действий и бездействия государственных и иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух составляющих: ненормативный правовой акт, действие, бездействие противоречат нормам права и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что заявитель в нарушение части 1 статьи 65 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказал, что оспариваемые решения нарушают его права и законные интересы. Суд считает, что оспариваемые решения соответствуют Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Решению Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», а поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Безиков О.А.