АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-646/2019 |
25 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь»
к Тюменской таможне
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10503000-643/2018 от 28.12.2018,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 27.12.2017,
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 28.03.2019 №083, ФИО3 на основании доверенности от 10.01.2019 №014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тюменской таможне (далее – ответчик, таможенный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10503000-643/2018 от 28.12.2018.
Определением суда от 28.01.2019 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.
На основании определения от 21.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании 11.04.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом объявлен перерыв до 18.04.2019.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях.
Представители ответчика возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Как следует из материалов дела, 26.10.2018 Тюменскому таможенному посту Тюменской таможни владельцем склада временного хранения (далее - СВХ) Общества по системе электронного обмена представлен документ отчета по форме ДО - 1 (отчётность, формируемая при помещении товаров на СВХ). Время регистрации отчетности таможенным органом отчетности - 29.10.2018 в 17 часов 40 минут.
23.10.2018 Тюменским таможенным постом Тюменской таможни завершена таможенная процедура таможенного транзита товара, перемещавшегося по ТД № 10102150/131018/0006831.
В ходе проверки отчетности по форме ДО-1 №0000039 от 29.10.2018 установлено, что в графе 10 «Дата истечения срока временного хранения» указана дата 25.02.2019.
Ответчиком сделан вывод о том, что Тюменскому таможенному посту Тюменской таможни владельцем склада временного хранения Общества представлен документ отчета по форме ДО-1 №0000039 от 29.10.2018, в котором содержатся недостоверные сведения, а именно: в графе 10 «Дата истечения срока временного хранения» указана дата 25.02.2019, вместо 23.02.2019, что не соответствует требованиям законодательства.
В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 20.12.2018 главным государственным таможенным инспектором таможенного органа, в присутствие представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, и.о. заместителя начальника таможенного органа вынесено Постановление от 28.12.2018 № 10503000-643/2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В заявлении Обществом сделан вывод о том, что с учетом требований закона, исчисление СВХ товара начинается с 24.10.2018 и истекает 24.02.2019 (воскресенье). В связи с чем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день - 25.02.2019. Каких-либо специальных норм исчисления СВХ для указания в форме ДО-1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) или подзаконные акты не содержат. По мнению заявителя, дата истечения СВХ в ДО-1 исчислена и указана верно.
В письменных возражениях Обществом поддержана изложенная позиция и указано на несостоятельность доводов ответчика. Порядок, на который ссылается ответчик, принят в целях реализации «Таможенного кодекса Таможенного союза», утратившего силу с 1 января 2018 года.
Ответчик возражает против заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Довод заявителя о том, что дата истечения срока временного хранения в ДО-1 исчислена и указана верно, ответчик находит не основанным на нормах действующего законодательства.
По мнению таможенного органа, срок, установленный статьей 101 ТК ЕАЭС, имеет специальный порядок исчисления и не переносится в случае, когда его окончание приходится на нерабочий день. Указанный срок (4 месяца) является пресекательным, возможность изменения (увеличения) предельного срока временного хранения ТК ЕАЭС не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объект правонарушения является установленный законодательством порядок совершения таможенных операций при временном хранении товаров, включающий представление лицом, получившим разрешение на временное хранение, отчетности таможенному органу.
Объективная сторона правонарушения заключается в противоправных действиях лица, выразившихся в представлении в таможенный орган отчета, содержащего недостоверные сведения о данных товара.
В силу пункта 1 статьи 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров. Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных настоящим Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Пунктом 1 статьи 100 ТК ЕАЭС установлено, что для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
Согласно пункту 2 статьи 100 ТК ЕАЭС таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не позднее 1 часа с момента подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 100 ТК ЕАЭС товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
На основании пункта 2 статьи 449 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров, находящихся на временном хранении на день вступления настоящего Кодекса в силу, исчисляется в соответствии со статьей 101 ТК ЕАЭС.
Исходя из пункта 1 статьи 101 ТК ЕАЭС, срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца.
На основании пунктов 5 и 6 статьи 4 ТК ЕАЭС срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 3 статьи 101 ТК ЕАЭС предусмотрено, что по истечении срока временного хранения товаров товары, выпуск которых не произведен либо в отношении которых не получено разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. Указанные товары не задерживаются таможенным органом в случае, если таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом до истечения срока временного хранения, но таможенным органом по истечении срока временного хранения товаров не произведен выпуск товаров либо не отказано в выпуске товаров. В случае отказа в выпуске товаров товары, срок временного хранения которых истек, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.
Как следует из материалов дела и отмечено судом выше, в октябре 2018 года в адрес филиала Общества - «МЗ «Электросталь Тюмени» прибыл вагон с товаром «смеси огнеупорные». Процедура таможенного транзита была завершена 23.10.2018. Товар размещен на СВХ.
В ходе проверки отчетности по форме ДО-1 №0000039 от 29.10.2018 ответчиком установлено, что в графе 10 «Дата истечения срока временного хранения» указана дата 25.02.2019.
Заявитель пояснил, что при заполнении формы отчета ДО-1 и расчете даты истечения срока, сотрудник Общества руководствовался пунктом 1 статьи 101 ТК ЕАЭС, согласно которого, срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца.
В свою очередь ответчик полагает, что отчетность содержит недостоверные сведения, в графе 10 «Дата истечения срока временного хранения» подлежит указанию дата 23.02.2019.
Вместе с тем, удовлетворяя требования заявителя, суд разделяет вывод Общества о том, что ТК ЕАЭС и иные акты не содержат каких-либо специальных норм исчисления СВХ для указания в форме ДО-1.
По убеждению суда, СВХ товара исчисляются согласно приведенным выше положениям статей ТК ЕАЭС.
В рассматриваемом случае, со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов (23.10.2018), представленных для помещения товаров на временное хранение, т.е. с 24.10.2018 четыре месяца истекают 23.02.2019 (суббота). Поскольку последний день срока приходится на нерабочий день, то согласно пункту 6 статьи 4 ТК ЕАЭС днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день - 25.02.2019.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что дата истечения СВХ в ДО-1 исчислена и указана Обществом верно.
Позиция ответчика основана на ошибочном понимании норм права, а потому судом во внимание не принимается. Положения пунктов 3, 6 статьи 4 ТК ЕАЭС, на которые ссылается таможенный орган, опровергают вывод ответчика относительно исчисленного им срока окончания временного хранения (23.02.2019).
При этом судом не принимаются доводы представителей ответчиков со ссылкой на пункты 16 и 17 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения, утв. приказом ФТС от 29.12.2012 № 2688, поскольку он подлежит применению в части не противоречащей ТК ЕАЭС.
Оценив представленные доказательства, суд установил, что материалами дела не подтверждается факт предоставления Обществом отчетности, содержащей недостоверные сведения о СВХ товара.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся материалы дела, суд пришел к выводу, что ответчиком не доказан состав административного правонарушения.
В связи с чем, вывод таможенного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, является необоснованным и документально не подтвержденным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление № 10503000-643/2018 от 28.12.2018 является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10503000-643/2018 от 28.12.2018 и.о. заместителя начальника Тюменской таможни, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь».
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |