ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-6505/07 от 11.01.2008 АС Западно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625000, город Тюмень, улица Хохрякова, 77

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                  Дело № A70-6505/29-2007

«18» января 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2008 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Тихомирова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Солитон-Офис»

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам

о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тихомировым В.В.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2008,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 01.01.2008,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Солитон-Офис» (далее - ООО «Солитон-Офис», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам о приостановлении государственной регистрации (далее – Управление, ответчик).

ООО «Солитон-Офис» представило заявление об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, просит признать незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды № 23-20/852 от 31.03.2006 (землеустроительное дело № 23132), заключенного с Департаментом имущественных отношений Тюменской области на земельный участок, площадью 1263 квадратных метров, с кадастровым номером 72:23:04 30 001:0145, по адресу: <...>; обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам произвести государственную регистрацию данного договора.

Суд принимает уточнение заявленных требований.

Заявитель поддержал требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором указал, что считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что рассматриваемые требования подлежат удовлетворению по указанным ниже основаниям.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 16.11.2005 № 2583/14-з «О предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в <...>» и на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области № 343/14-з от 31.03.2006 «О предоставлении ООО «Солитон-Офис» в аренду земельного участка для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами», 31.03.2006 Департамент имущественных отношений Тюменской области (Арендодатель) и ООО «Солитон-Офис» (Арендатор) заключили договор № 23-20/852 аренды земельного участка (землеустроительное дело № 23132). Согласно п. 1.1 договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 1263 квадратных метров, кадастровый номер 72:23:04 30 001:0145, расположенный по адресу: <...>.

30.08.2007 ООО «Солитон-Офис» обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам с заявлением о государственной регистрации договора № 23-20/852 от 31.03.2006.

27.09.2007 Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.

В качестве основания приостановления государственной регистрации договора Управление указало то обстоятельство, что, по мнению ответчика, вышеназванный земельный участок был предоставлен заявителю с нарушением действующего законодательства. Ответчик полагает, что распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области № 2583/14-з от 16.11.2005 «О предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в <...>» противоречит нормам действующего земельного законодательства, поскольку согласно п. 1, 2 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе.

В связи с тем, что заявитель не устранил причины, послужившие основанием для приостановления регистрации договора, письмом от 29.10.2007 № 01/193/2007-373/017953/07-0 Управление сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации.

Судом установлено, что на момент издания распоряжения от 16.11.2005 № 2583/14-з статья 30 Земельного кодекса РФ определяла два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: по предварительному согласованию и без предварительного согласования мест размещения объектов.

Согласно ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

-выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

-проведение работ по формированию земельного участка;

-государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 Земельного кодекса РФ;

-принятие решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.

Согласно ст.31 Земельного кодекса РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.

Порядок предоставления земельных участков на территории Тюменской области регулируется Законом Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области». Статьями 3, 5 и 14 которого установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом Тюменской области осуществляет функции по регулированию земельных отношений, а именно от имени области владеет и распоряжается землями, отнесенными к государственной собственности Тюменской области, в том числе предоставляет земельные участки в пользование на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе. Состав и порядок работы комиссии определяются Губернатором Тюменской области.

В соответствии с Законом Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» и Постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 № 99-п «О совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам» создана совместная комиссия, в функции которой входит принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства без проведения торгов в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, в том числе рассмотрение акта выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; предоставление в аренду земельных участков, в отношении которых принято решение предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» органы местного самоуправления имеют право принимать заявления о предоставлении земельных участков на территории муниципального образования; обеспечивают выбор земельного участка для строительства объектов; вносят предложения по проекту решения, представляемому в совместную комиссию.

Во исполнение положений Земельного кодекса РФ и Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 Правительством Тюменской области от 05.07.2005 №98-П утверждено Положение «О порядке предоставления земельных участков и осуществления градостроительной деятельности на территории административного центра Тюменской области и Тюменского района». Согласно данному Положению органы местного самоуправления по поступившему заявлению о выборе земельного участка в течение 14 дней готовят проект границ, градостроительный паспорт, акт выбора земельного участка и направляют материалы на рассмотрение в Совместную комиссию, которая принимает решение о возможности предоставления земельного участка в аренду либо об отказе в его предоставлении. В случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка осуществляется подписание акта выбора земельного участка. В течение 7 дней с момента получения протокола Совместной комиссии Департаментом имущественных отношений Тюменской области издается распоряжение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. На основании данного распоряжения в течение 14 дней осуществляется утверждение проекта границ данного земельного участка. После выполнения всех вышеуказанных действий заявитель предоставляет заявление о предоставлении земельного участка в аренду для строительства в Департамент для рассмотрения на Совместной комиссии. На основании решения данной комиссии в течение 7 дней издается распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду и заключается договор аренды с заявителем в течение 7 дней с момента издания распоряжения.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа прав на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах с 01.10.2005.

Таким образом, с 01.10.2005 предоставление земельных участков под жилищное строительство по предварительному согласованию места размещения объекта не осуществляется.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Уполномоченным органом, в функции которого входит принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства без проведения торгов в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, является совместная комиссия по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.

В деле имеется заверенная копия Решения совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, которое, согласно протокола от 29.09.2005 № 36/р, было принято в соответствии с актом выбора земельного участка. В акте № 371 выбора земельного участка 11.11.2005 имеются подписи членов совместной комиссии, датированные днем заседания совместной комиссии – 29.09.2005.

Следовательно, процедура по выбору земельного участка для строительства была выполнена до 01.10.2005.

Законность принятия решения совместной комиссии по предварительному согласованию ООО «Солитон-Офис» земельного участка не оспаривалась.

В связи с изложенным суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что распоряжения № 2583/14-з от 16.11.2005 «О предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в <...>» противоречит нормам действующего законодательства, поскольку принято после 01.10.2005.

Из материалов дела также следует, что распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 20.09.2006 №1723/14-з отменено вышеуказанное распоряжение Департамента имущественных отношений от 16.11.2005 № 2583/14-з.

Отмена мотивирована ссылками на ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области». Принимая данное распоряжение Департамент исходил из того, что распоряжение от 16.11.2005 № 2583/14-з было ранее вынесены в нарушение ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку после наступления 01.10.2005 продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства должны осуществляться на аукционах.

Ссылка Управления на данное распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1723/14-з от 20.09.2006 об отмене распоряжения № 2583/14-з от 16.11.2005 судом также не принимается, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора, вышеназванное распоряжение № 1723/14-з от 20.09.2006 в части отмены распоряжения № 2583/14-з от 16.11.2005 «О предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в <...>» признано недействительным в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 по делу № Ф04-7829/2007(40018-А70-32).

Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производится правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности.

Из правил, установленных п. 1 ст. 19 этого же Федерального закона следует, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

Ст. 20 вышеуказанного Федерального закона устанавливает основания для отказа в государственной регистрации прав. В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства или не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В ст. 166 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Порядок признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц предусмотрен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Порядок признания сделки недействительной предусмотрен Гражданским кодексом РФ.

Оспаривая законность предоставления заявителю земельного участка, Управление фактически оспаривает законность Договора аренды № 23-20/852 от 31.03.2006, распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области № 2583/14-з от 16.11.2005 «О предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в <...>», а также № 343/14-з от 31.03.2006 «О предоставлении ООО «Солитон-Офис» в аренду земельного участка для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами».

Основываясь на анализе вышеизложенных норм, а также с учетом Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 по делу № Ф04-7829/2007(40018-А70-32), суд считает, что сделка, совершенная по договору аренды № 23-20/852 от 31.03.2006 не может являться ничтожной, поскольку достаточных сведений позволяющих установить, что она противоречит закону, не представлено.

На момент представления ООО «Солитон-Офис» документов, необходимых для проведения государственной регистрации договора, Управление не располагало сведениями о признании недействительным в установленном законом порядке распоряжений Департамента имущественных отношений Тюменской области № 2583/14-з от 16.11.2005 и № 343/14-з от 31.03.2006, а также о признании судом недействительной сделки по договору аренды.

Основываясь на изложенном, суд считает, требования ООО «Солитон–Офис» подлежащими удовлетворению. Отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка № 23-20/852 от 31 марта 2006 г., заключённого между ООО «Солитон-Офис» и Департаментом имущественных отношений Тюменской области, содержащийся в письме от 29.10.2007 г. Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам следует признать незаконным и несоответствующим Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Заявитель представил в судебное заседание ходатайство, в котором просит суд вынести судебный акт с решением о немедленном исполнении и выдать исполнительный лист на следующий день после принятия судебного акта.

В соответствии с ч. 7 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Согласно ч.2 ст. 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Однако решения арбитражных судов о признании незаконными решений государственных органов не предполагают выдачи исполнительных листов на исполнение таких решений сразу после их вынесения судом первой инстанции. Соответствующий государственный орган или его должностное лицо в любом случае обязаны принять меры к немедленному исполнению указанных актов.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства заявителя и выдачи исполнительного листа на следующий день после принятия судебного акта.

При подаче заявления, ООО «Солитон–Офис» уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. платежным поручением № 871 от 22.10.2007. на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ обозначенная сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 101, 102, 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и несоответствующим Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержащийся в письме от 29.10.2007 г. Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка № 23-20/852 от 31 марта 2006 г., заключённого между ООО «Солитон-Офис» и Департаментом имущественных отношений Тюменской области.

Обязать указанный орган принять меры, направленные на государственную регистрацию обозначенного договора.

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в пользу ООО «Солитон–Офис» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей. Выдать исполнительный лист.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                       В.В. Тихомиров