АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-6519/2018
25 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
СНТ «Архитектор»
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области
о признании незаконным решения от 05.02.2018 № 146-з-ТР,
третьи лица: Департамент лесного комплекса Тюменской области,
МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, поскольку судебный акт
Федеральное агентство лесного хозяйства
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании протокола от 24.01.2018 №1, ФИО2 по доверенности от 16.04.2018, ФИО3 по доверенности от 16.04.2018;
от ответчика – ФИО4 по доверенности от 04.04.2018 №64/08-3-Д;
от Департамента Лесного комплекса Тюменской области - ФИО5 по доверенности от 04.04.2018 №38; ФИО6 по доверенности от 14.08.2018 №189,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Архитектор» (далее – заявитель, товарищество, СНТ «Архитектор») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ответчик, Департамент, уполномоченный орган) о признании недействительным решения от 05.02.2018 № 146-з-ТР об отменен постановления администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области 24.07.2001 №40.
Определением от 30.05.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент лесного комплекса Тюменской области и МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.
На основании определения от 03.07.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство лесного хозяйства и Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований по доводам отзыва и дополнений к нему.
Представители третьего лица – Департамента лесного комплекса Тюменской области возражали против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Представители третьих лиц - МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Федерального агентства лесного хозяйства, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Данными лицами представлены отзывы, в которых изложена позиция в опровержения доводов заявителя, просят в удовлетворении требований отказать.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области 24.07.2001 №40 СНТ «Архитектор» предоставлен земельный участок площадью 103га в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 146-3-ТР от 05.02.2018 постановление администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области 24.07.2001г. №40 было отменено.
Полагая, что решение от 05.02.2018 № 146-ТР Департамента является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что СНТ «Архитектор» от предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования не отказывалось. Департамент имущественных отношений Тюменской области в суд с заявлением о прекращении прав на земельный участок не обращался, решение принял без соответствующего решения совместной комиссии. В связи с чем, считает, обжалуемое решение принято при отсутствии оснований и в нарушение порядка, установленного законом.
Также указывает, что постановление органа местного самоуправления не может быть прекращено либо изменено иным распорядительным органом в одностороннем порядке.
Возражая против заявленных требований, Департамент пояснил, что на момент вынесения постановления Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района от 24.07.2001 №40, Администрация Андреевского муниципального образования Тюменского района полномочиями на предоставление участков лесного фонда не обладала, участок лесного фонда не мог быть предоставлен СНТ «Архитектор» в постоянное (бессрочное) пользование.
Позиция МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, согласно отзыву, заключается в том, что земельный участок, расположенный на землях лесного фонда, не может находиться в частной собственности, кроме того, действующим законодательством прямо запрещено размещение на землях лесного фонда предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества.
Департамент лесного комплекса Тюменской области в отзыве возражает против удовлетворения заявленного требования. При этом указывает, что постановление №40 от 24.07.2001 Администрацией Андреевского муниципального образования Тюменского района, которым было принято решение предоставить «СНТ Архитектор» земельный участок площадью 103 га в бессрочное (постоянное) пользование из земель государственного лесного фонда (а не за счет сельскохозяйственных земель), противоречит законодательству Российской Федерации (принято в нарушение действующего на тот момент законодательства) и, соответственно, не может и не могло являться основанием для изменения границ лесного фонда. Указанное постановление не содержит ни цели предоставления земельного участка, ни его местонахождения.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) нормам законодательства и нарушение ими прав и интересов заявителя.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу суд находит недоказанным.
Постановлением администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.07.2001 № 40 (далее также -постановление №40), на основании статьи 9 Закона о местном самоуправлении Тюменской области, СНТ «Архитектор» предоставлен земельный участок площадью 103 га в бессрочное (постоянное) пользование из земель Гос.лес фонда.
В силу пункта 4 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 №411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» Департамент является правопреемником органов местного самоуправления Тюменской области в отношении принятых правовых актов по вопросам осуществления полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи.
В силу статьи 9 Закона Тюменской области от 06.12.1995 №16 (ред. от 16.03.2001) «О местном самоуправлении» (принят Тюменской областной Думой 29.11.1995), упомянутой в постановлении №40, к вопросам местного значения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно ст.19 Лесного кодекса РСФСР (ред. от 24.12.1993, действовавшая до 2006 года) лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу положений законодательства, действующего на момент издания постановления №40, органы местного самоуправления не обладали полномочиями на передачу в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков, входящих в государственный лесной фонд и являющихся федеральной собственностью.
Согласно информации, предоставленной Департаментом лесного комплекса Тюменской области, при сопоставлении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре со схемой проекта организации застройки СНТ «Архитектор», приложенной к обращению ФИО1, в Департамент лесного комплекса Тюменской области 26.12.2017, выявлено, что проектируемые границы СНТ «Архитектор» (проект ЗУ 72:17:0404004:123) имеют многочисленные наложения на земли лесного фонда, в том числе на земли лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов - лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковая зона): включают участки земель лесного фонда Тюменского лесничества, Боровского участкового лесничества, в лесных кварталах №19 (лесотаксационные выделы 28, 29), №20 (лесотаксационные выделы: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 33), №29 (лесотаксационные выделы: 4, 7, 11, 35, 38, 42), №30 (лесотаксационные выделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17, 21, 22, 23, 24), №31 (лесотаксационный выдел 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 38).
Земли лесного фонда, расположенные в лесных кварталах №20, №30, №31 относятся к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов лесопарковая зона.
Согласно пункту 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Земли лесного фонда Тюменского лесничества являются ранее учтенными объектами недвижимости, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке.
Использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (часть 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации), и в соответствии с видами использования, установленными частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесное законодательство не предусматривает использование земель лесного фонда в целях ведения садоводства и огородничества.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В силу части 11 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовые и огородные земельные участки могут быть образованы лишь из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Перевод лесных участков земель лесного фонда в другую категорию земель в настоящее время осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В период с 08.10.1997 по 01.11.2004 годы перевод земель лесного фонда в земли других категорий, перевод земель лесного фонда в нелесные земли осуществлялись в соответствии с установленным порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 №1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом».
В соответствии с п.1 указанного постановления перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются:
в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России;
в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.
Таким образом, на момент вынесения постановления Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района от 24.07.2001 №40, Администрация Андреевского муниципального образования Тюменского района полномочиями на предоставление участков лесного фонда не обладала.
Предметом настоящего спора является отмена постановления о предоставлении Заявителю земельного участка площадью 103 гектара из земель государственного лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование.
Вместе с тем, в обоснование требований заявитель ссылается на распоряжение исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов от 08.09.1980 №488-р, решение исполкома Тюменского районного Совета народных депутатов от 15.03.1988 №58, распоряжение Правительства РФ от 09.01.1994 №32-р. Согласно указанным правовым актам Заявителю выделены земельные участки площадью 6,3 га и 1 га для размещения коллективных садов, и разрешен перевод лесных земель площадью 8,1 гектар.
Таким образом, Заявителю предоставлен в соответствии с указанными документами земельный участок площадью 7,3 га.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.09.1997 №1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, может осуществляться либо для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда, либо с изъятием земель и исключением их из состава лесного фонда. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, о плате за перевод лесных земель в нелесные и размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда.
Между тем, в распоряжении Правительства РФ от 09.01.1994 №32-р указано лишь на разрешение перевода лесных земель, вопрос о предоставлении земельного участка и плате за перевод, размере убытков не был решен. Заявитель также не приводит доказательств погашения убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда площадью 8,1 га.
Таким образом, участок площадью 8,1 га так и не был предоставлен Заявителю.
Как следует их материалов дела, заявителю принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 площадью 13,8 га, срок аренды по 11.11.2018.
Указанные земельные участки общей площадью 29,2 га (в том числе и не предоставленный участок площадью 8,1 га) не имеют никакого отношения к земельному участку площадью 103 га, относящегося к землям лесного фонда. Следовательно, ссылка заявителя в возражениях на то, что причиной пересечения земельного участка площадью 103 га с землями лесного фонда является неисполнение указанных правовых актов несостоятельна.
Также ошибочным является вывод заявителя о том, что поскольку в период с 1980 по 1994 год лесные земли площадью 15,4 га переводились в нелесные, значит администрация Андреевского муниципального образования распорядилась лесным участком площадью 103 га на законных основаниях.
Департаментом лесного комплекса Тюменской области в материалы дела представлены планы (схемы) лесных участков и данные ГЛР, подтверждающие наложение спорного участка на земли лесного фонда.
На представленной Департаментом имущественных отношений Тюменской области схеме расположения земельных участков отображены ориентировочные границы предоставленных земельных участков, границы территории, на которую претендует Заявитель, а также границы земель лесного фонда, которая наглядно демонстрирует ошибочность выводов Заявителя.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку оно вынесено Департаментом в пределах предоставленных Законом Тюменской области от 05.10.2001 №411 полномочий, является законным и обоснованным.
Ссылка заявителя на статью 57 Земельного кодекса РСФСР о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения не имеет отношения к настоящему спору, поскольку текст отмененного постановления определяет спорный участок как земли лесного фонда, распоряжение которыми осуществляется в ином порядке.
Ссылки на Указ Президента РФ от 24.12.1993 №2287, Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РФ», главу 5 Земельного кодекса РСФСР подтверждают, что орган местного самоуправления распорядился лесным фондом в отсутствие полномочий.
Так, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями. При этом, статья 94 Земельного кодекса РСФСР дает понятие земель лесного фонда. А в статьях 6, 29 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» идет речь о возможности владения, пользования и распоряжения исключительно муниципальной собственностью. Статья 51 Закон Российской Федерации от 06.07.1991 №1550-1 определяет полномочия сельской администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы.
Сельская администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также согласовывает изъятие и предоставление земель, осуществляемые вышестоящими органами.
Таким образом, указанные нормы позволяют сделать вывод о возможности распоряжения сельской администрацией исключительно муниципальной собственностью.
Заявитель полагает, что предоставление СНТ «Архитектор» земель лесного фонда возможно в постоянное (бессрочное) пользование.
В опровержение такого вывода статья 22 Лесного кодекса РСФСР, действовавшая на момент издания постановления, устанавливает, что участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
Таким образом, участок лесного фонда не мог быть предоставлен СНТ «Архитектор» в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение об отмене постановления администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.07.2001 №40 осуществлено Департаментом при наличии правовых оснований.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, оценивая доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, с учетом перечисленных положений норм права и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов обоснованными.
При изложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительным решения от 05.02.2018 № 146-з-ТР Департамента об отмене постановления администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.07.2001 №40 удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Бадрызлова М.М.