ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-6545/14 от 18.08.2014 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-6545/2014

18 августа 2014 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Стафеева С.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Уральский банк реконструкции и развития»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

об оспаривании постановления от 15.05.2014г. № А14/47-02 о назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе

установил:

Открытое акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития» (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области  (далее по тексту – Управление) об оспаривании постановления от 15.05.2014г. № А14/47-02 о назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе.

С учетом разъяснения сторонам в определении суда от 25.06.2014г. возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, учитывая отсутствие возражений сторон, надлежащее извещение заявителя и ответчика, суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Управления от 09.12.2013г. № Р13/115-04 была признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Кредиты от 12%, мечтай и делай!» Уральский банк реконструкции и развития 8 800 1000 200, Максима Горького, 74. Указанная реклама была признана Управлением не соответствующей  требованиям ч.7 ст. 5, ч.1 ст. 28, п.2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-Ф «О рекламе».

01.04.2014г. по факту нарушения Обществом законодательства о рекламе должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении № А14/47, в соответствии с которым установлено, что в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена  ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Постановлением от 15.05.2014г. № А14/47-02Управление привлекло Общество к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Общество не согласно с постановлением от 15.05.2014г. № А14/47-02, считает его незаконным и подлежащим отмене.

Исследовав материалы дела, доводы заявления, отзыва, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ст. 3 этого же закона объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что на рекламной конструкции, принадлежащей ООО «Компания мир визуальные коммуникации»  по ул. 50 Лет Октября г. Тюмени, возле дома, расположенного по адресу: <...>,  размещена реклама следующего содержания: «Кредиты от 12%, мечтай и делай!» Уральский банк реконструкции и развития 8 800 1000 200, Максима Горького, 74.Указанная информация выполнена крупным шрифтом.

К нижней части рекламного поля, размещена информация об условиях кредитования: «Кредит «Открытый». Процентная ставка годовая от 12% до 31%) (зависит от кредитоспособности заемщика). Сумма кредита от 50 000 руб. до 1 000 000 руб. Срок кредита 12,36, 60 и 84 месяца. Рассмотрение заявки при сумме до 600 000 руб.- в течение часа. При сумме до 1 000 000 руб. - в течение 2 дней. Кредит предоставляется по банковской карте. За выдачу наличных в банкоматах и кассах сторонних банков взимается комиссия- 0,8% от суммы операции, но не менее 120 руб. В случае если доход супруга/супруги учитывается при расчете лимита кредитования, обязательно его/ее поручительство, в ином случае – поручительство не требуется. Заявитель  может оформить кредит согласно условиям оформления кредитов в любом отделении банка при наличии адреса постоянной регистрации. В любом регионе присутствия банка возможно досрочное погашение без штрафов и ограничений. Пени, начисляемые в случае нарушения сроков возврата кредита, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами: 0,5% в день от суммы просроченной задолженности по кредиту /процентам. Клиентам в возрасте от 60 лет до 75 лет на дату окончания срока действия кредитного договора кредит предоставляется при  условии оформления пакета банковских услуг «Универсальный»».

Управлением было установлено, что текст, размещенный в нижней части рекламного поля, занимает лишь 10% от всего рекламного пространства. Указанная информация  выполнена мелким, нечитаемым шрифтом серого цвета частично на темно-зеленом фоне, частично на белом фоне. При этом рекламная конструкция размещена на разделительной полосе проезжей части. Подача рекламной информации происходит путем смены одного изображения на другое, режим показа  - несколько секунд. Из-за размера шрифта, использованной цветовой гаммы, а также из-за того, что рекламное поле разбито на полосы, некоторые слова и буквы изображены частично либо полностью отсутствуют.

Управлением установлено, что особенности размещения рекламы (местоположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации при движении, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, а также высота расположения рекламного щита) лишают потребителей возможности получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «Кредиты от 12%, мечтай и делай!» Уральский банк реконструкции и развития 8 800 1000 200, Максима Горького, 74». Иные существенные условия кредитования недоступны для потребителей рекламы, хотя и размещены в тексте рекламы.

Указанные обстоятельства установлены Управлением и подтверждаются  материалами дела, в том числе актом осмотра наружной рекламы от 29.08.2013г. и приложенной к нему фототаблицей.

Исследовав материалы дела, суд не усматривает доказательств, опровергающих выводы Управления о том, что часть существенных условий кредитования, размещенных в нижней части рекламного поля, в силу изложенных выше обстоятельств фактически недоступна для восприятия потребителей рекламы.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, выражается в нарушении законодательства о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из представленного в материалы дела макета рекламы следует, что в верхней части рекламного поля, в отношении которого Управление пришло к выводу о его доступности для восприятия потребителей рекламы, имеется лишь указание на минимальную процентную ставку по кредиту (от 12%).

Информация, размещенная в нижней части рекламного поля, фактически недоступная для восприятия потребителей рекламы, содержит существенные условия о рекламируемой услуге кредитования, в том числе сведения о применяемых процентных ставках (от минимальной до максимальной), сумме кредита (от минимальной до максимальной), сроках кредитования, условиях получения кредита для отдельной категорией граждан, а также иные  условия кредитования.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами Управления о том, что в рекламе фактически отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге кредитования, в том числе о диапазоне процентных ставок (от 12% до 31%) и условиях применения той или иной процентной ставки (зависит от оценки кредитоспособности заемщика), сумме предоставляемого кредита (от 50 000 руб. до 1 000 000 руб.), сроках кредитования и др.

В отсутствие указанных данных потребитель рекламы вводится в заблуждение  относительно условий кредитования, что является нарушением требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».Указанные обстоятельства также свидетельствуют о несоблюдении требований п. 2 ст. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Общество указывает, что нечитаемая реклама не может считаться ненадлежащей рекламой. Прочтение рекламы зависит от множества факторов, в том числе остроты зрения, освещенности рекламы, размера шрифта, типа шрифта, местоположения и лица, читающего рекламу и т.д. Возможность адекватного восприятия (чтения) информации обеспечивается совокупностью факторов, которые и должны учитываться при рассмотрении данного вопроса. При этом действующее законодательство не регламентирует размер шрифта, соотношение площади занимаемой различными условиями договора и другие подобные показатели, которые влияют на возможность и качество уяснения содержания  информации.

Указанные доводы судом отклоняются по следующим основаниям.

Заявитель по существу указывает, что событие правонарушения отсутствует, поскольку в рекламе содержатся все существенные условия кредитного договора,  которые в силу субъективных особенностей  не всегда могут быть уяснены  потребителями рекламы.

Исследовав материалы дела, суд считает, что указанные выше требования закона соблюдены Обществом лишь формально, поскольку из текста рекламы в виду указанных выше особенностей ее исполнения однозначно можно уставить лишь значение минимальной процентной ставки по предоставляемым кредитам (от 12%). Иные существенные условия кредитования фактически не доступны для восприятия потребителей  рекламы.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Из материалов дела следует, что текст рекламы содержит указание на Уральский  банк реконструкции и развития, однако не содержит указания на организационно-правовую  форму названного юридического лица. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что требование ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» не исполнено должным образом.

Таким образом, исследовав материалы дела, суд установил факт нарушения Обществом законодательства о рекламе (нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч.1 ст. 28, п.2. ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»), что свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.1 4.3 КоАП РФ.

Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Общество указывает, что не является субъектом совершенного правонарушения, поскольку заявитель не заключал договора с рекламораспространителем.

Суд не принимает указанные доводы Общества по следующим основаниям.

Как следует из ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 ст. 5, ст. 28  названного закона.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленному в материалы дела агентскому договору (договору комплексного обслуживания от 10.01.2012г., заключенному между Обществом (принципал) и ООО «Эд Марк» (агент), агент обязуется за вознаграждение и по поручению принципала от своего имени, но за счет принципала совершать сделки с третьими лицами на возмездное оказание принципалу рекламных услуг по изготовлению и размещению видео и аудио материалов, рекламно-полиграфической продукции, наружной и транзитной (реклама на транспорте) рекламы, в том числе совершать сделки по представлению в аренду рекламных мест, проведению рекламных акций.

При указанных обстоятельствах Управлением правомерно установлено, что Общество является рекламодателем указанной выше рекламы, в связи с чем является надлежащим субъектом административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо доказательств отсутствия возможности для соблюдения Обществом указанных выше требований законодательства о рекламе материалы дела не содержат. Следовательно, Обществом не были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение требований законодательства о рекламе, за нарушение которого ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность.

При указанных обстоятельствах вина Общества, в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ является доказанной.

Арбитражным судом установлены событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности суд не выявлено.

При указанных обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, 229 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

Судья                                                                                                                          С.А. Стафеев