Арбитражный суд Тюменской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень 24 декабря 2007 года | Дело № А70-6595/25 -2007 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2007 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
ФИО1
о признании незаконным решения ИФНС России по г.Тюмени №3 от 31.07.2007 №10285а об отказе в государственной регистрации при создании Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» по причине отсутствия в п.1.4 устава почтового индекса,
о взыскании с ИФНС России по г.Тюмени №3 19320 рублей, в том числе: 7320 рублей расходов в связи с регистрацией юридического лица, 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления арбитражным судом, 10000 рублей оплаты услуг представителя,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, паспорт <...> от 23.10.2003; ФИО2 по доверенности от 31.10.2007;
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 03.10.2007;
установил,
ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г.Тюмени №3 от 31.07.2007 №10285а об отказе в государственной регистрации при создании Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» по причине отсутствия в п.1.4 устава почтового индекса и о взыскании с ИФНС России по г.Тюмени №3 денежной суммы в размере 19320 рублей в том числе: 7320 рублей расходов в связи с регистрацией юридического лица, 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления арбитражным судом, 10000 рублей оплаты услуг представителя.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзыве и дополнении к нему, доводов.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.07.2007 года заявитель обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 с заявлением о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» в качестве юридического лица.
Решением ИФНС России по г. Тюмени №3 от 31.07.2007 №10285а заявителю отказано в государственной регистрации на основании подпункта а) п.1 ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, определенных п. «а» ст.12 названного закона.
Инспекцией указано, что заявителем представлено заявление по установленной Постановлением Правительства РФ №302 форме 11001, между тем, в нем указан адрес места нахождения юридического лица, не соответствующий данным об адресе места нахождения юридического лица, указанным в учредительных документах общества.
Заявитель с отказом в государственной регистрации юридического лица не согласен, считает, что законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, среди которых отсутствуют указанные в решении инспекции обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственный орган отказывает в государственной регистрации, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.12 названного закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно представленной инспекцией в материалы дела расписке, заявителем представлены на государственную регистрацию юридического лица следующие документы: заявление на шести листах, устав, решение о создании юридического лица, справка об открытии счета, документ об уплате государственной пошлины.
Как следует, из представленного в материалы дела заявления, в пункте 2.3 Формы: адрес в Российской Федерации указан почтовый индекс: 625000, субъект РФ: Тюменская область, город: Тюмень, улица: Герцена, номер дома: 72.
Согласно уставу общества (л.д.32) местонахождение общества: <...>; почтовый адрес общества: 625000, <...>.
Таким образом, адрес в заявлении на государственную регистрацию и почтовый адрес в уставе юридического лица полностью совпадают.
Местонахождение юридического лица в уставе указано без почтового индекса.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221, под почтовым адресом понимается местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 почтовый индекс – это условное цифровое обозначение почтового адреса, присваиваемое объекту почтовой связи.
Пунктами 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Суд считает, что заявитель в соответствии с требованиями изложенных выше норм и данными учредительных документов указал в пункте 2.3 формы 11001 почтовый индекс места нахождения создаваемого юридического лица.
В силу ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации возможен только в случае непредставления определенных законом необходимых для государственных регистрации документов, а также в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Других оснований для отказа в регистрации закон не содержит.
Судом установлено, что для государственной регистрации юридического лица заявитель представил пакет необходимых документов и заявление, составленное по форме Р11001.
На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконным решения ИФНС России по г.Тюмени №3 об отказе в государственной регистрации юридического лица от 31.07.2007 №10285а подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в решении по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В целях восстановления нарушенных незаконным отказом прав заявителя суд считает необходимым обязать ИФНС России по г.Тюмени №3 в пятидневный срок произвести государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» в качестве юридического лица на основании документов, полученных инспекцией 24.07.2007 вх.№10285А.
Заявителем также заявлены требования о взыскании с ИФНС России по г.Тюмени №3 денежной суммы в размере 19320 рублей в том числе: 7320 рублей расходов в связи с регистрацией юридического лица, 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления арбитражным судом, 10000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
Таким образом, заявленное требование о взыскании денежной суммы состоит из требования о возмещении судебных расходов – 12000 рублей (10000 рублей + 2000 рублей) и расходов, понесенных при обращении заявителя за государственной регистрацией ООО «Меридиан» - 7320 рублей.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей 1082 ГК Российской Федерации, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК Российской Федерации: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом удовлетворено требование заявителя о признании незаконным отказа в государственной регистрации и в целях восстановления его нарушенных прав в порядке ст.201 АПК РФ суд обязал инспекцию произвести государственную регистрацию ООО «Меридиан» на основании ранее представленных документов, в связи с чем, требования заявителя в части взыскания с инспекции убытков в сумме 7320 рублей удовлетворению не подлежат.
Статья 101 АПК РФ устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в числе других расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах.
Согласно п.3 ст.111 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, на которое возлагается возмещение судебных расходов, арбитражный суд вправе уменьшить размер возмещения, если этим лицом представлены доказательства их чрезмерности.
Необходимым условием для компенсации судебных издержек, понесенных стороной, в пользу которой принято судебное решение, является соответствие предъявленной ко взысканию суммы таких расходов критерию разумности.
Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя арбитражный суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, объема удовлетворенной части, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных юридических услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов.
В соответствии с п.20 Информационного письма Президиума ВАС РФ №82 от 13.08.2004 при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов согласно ст.65 АПК РФ).
В качестве доказательств произведенных расходов заявителем представлен договор об оказании юридических услуг от 01.10.2007, заключенный с ФИО4 на сумму 10000 рублей. Согласно договору оказания юридических услуг исполнитель обязуется оказать услуги по подготовке документов для оспаривания в судебном порядке отказа инспекции в государственной регистрации юридического лица при создании, в том числе подготовить заявление, собрать необходимые документы, выслать в адрес инспекции, а также осуществить судебное представительство в суде интересов заказчика.
Суд считает, что подготовка заявления и поддержка заявленных требований в арбитражном суде требовала от представителя наличия специальных познаний, а также проведения анализа действующего законодательства, четко не регулирующего обстоятельства, из которых возник спор.
Суд считает, что судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей соразмерны сложности дела, затраченному времени представителя и объему удовлетворенных требований.
Таким образом, суд, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом, считает заявленные требования о взыскании судебных расходов в сумме 10000 рублей подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 об отказе в государственной регистрации юридического лица от 31.07.2007 №10285а.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 в пятидневный срок произвести государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» в качестве юридического лица на основании документов, полученных 24.07.2007 вх.№10285А.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 в пользу ФИО1 (адрес места жительства: <...>) судебные расходы в сумме 10100 рублей, в том числе 10000 рублей расходов на оплату услуг представителя, 100 рублей – государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1900 рублей, уплаченную квитанцией от 26.10.2007. Выдать справку на возврат.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |
Минеев О.А. |