ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-661/17 от 05.04.2017 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-661/2017

06 апреля 2017 года

Резолютивная часть объявлена 05 апреля 2017 г.

В полном объёме решение изготовлено 06 апреля 2017 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи М.Ю. Бедериной, рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по иску Департамента культуры Тюменской области (ИНН <***> ОГРН <***>, 625000, <...>) к Муниципальному автономному учреждению культуры города Тюмени «Молодёжный театр «Ангажемент» имени B.C. Загоруйко» (ИНН <***> ОГРН <***>, 625946, <...>) о взыскании денежных средств в размере 550 000 рублей

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - ФИО1, доверенность от 08.02.2017г., личность удостоверена паспортом; ФИО2, доверенность от 16.11.2016г.

от ответчика - ФИО3, доверенность от 25.11.2016г., личность удостоверена паспортом;

Лицо, ведущее протокол: помощник судьи Парис Н.И.

установил:

заявлен иск Департамента культуры Тюменской области (ИНН <***> ОГРН <***>, 625000, <...>) к Муниципальному автономному учреждению культуры города Тюмени «Молодёжный театр «Ангажемент» имени B.C. Загоруйко» (ИНН <***> ОГРН <***>, 625946, <...>) о взыскании денежных средств в размере 550 000 рублей.

Представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика требования оспорил по доводам отзыва, в том числе заявил о пропуске срока исковой давности.

Материалами дела установлено, 08 ноября 2013 истцом, Департаментом культуры Тюменской области (далее - Департамент), по результатам проведённого Департаментом конкурса, организованного в порядке, определённом постановлением Правительства Тюменской области от 08.08.2011 № 249-п «О предоставлении в Тюменской области государственной поддержки в Форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Правительства Тюменской области в области театрального искусства», на основании распоряжения Правительства Тюменской области от 16.10.2013 № 1955-рп «Об утверждении перечней получателей государственной поддержки в области театрального искусства», заключено с ответчиком, Муниципальным автономным учреждением культуры города Тюмени «Молодёжный театр «Ангажемент» имени B.C. Загоруйко» (далее по тексту- ответчик) Соглашение № 17 о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение гранта Правительства Тюменской области на осуществление театрального творческого проекта в Тюменской области (далее по тексту- Соглашение), согласно которому Департамент предоставляет ответчику субсидию на финансовое обеспечение гранта Правительства Тюменской области в области театрального искусства на осуществление театрального творческого проекта в Тюменской области: постановку спектакля «Записки на сгущёнке», посвящённого Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а ответчик осуществляет постановку спектакля «Записки на сгущёнке» в соответствии с планом по реализации проекта со сроком реализации ноябрь-декабрь 2013 года.

Согласно пункту 2.2. Соглашения общая сумма субсидии по настоящему Соглашению составляет 550 000,00 (пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Указанное Соглашение не оспорено и не признано недействительным.

Согласно платежному поручению № 542138 от 19.11.2013 Департамент перечислил ответчику 550 000,00 (пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с п. 3.4.6 Соглашения ответчик обязан представить в Департамент одновременно с отчетом справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на последний отчетный период.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительством Тюменской области принято постановление от 08.08.2011 № 249-п «О предоставлении в Тюменской области государственной поддержки в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Правительства Тюменской области в области театрального искусства», приложением № 1 которого утвержден «Порядок предоставления государственной поддержки в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Правительства Тюменской области на осуществление театральных творческих проектов в Тюменской области» (далее — Порядок).

В целях реализации требований статьи 78 Бюджетного кодекса, постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг» Порядком, определяющим процедуру предоставления государственной поддержки в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Правительства Тюменской области на осуществление театральных творческих проектов в Тюменской области, устанавливаются общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Согласно пункту 1.6. Порядка соискателями грантов являются физические лица, проживающие в Тюменской области и имеющие стаж работы в учреждениях культуры Тюменской области не менее 1 года, театры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов и иные юридические лица, зарегистрированные в качестве юридического лица в Тюменской области и действующие не менее 1 года со дня государственной регистрации, создавшие или имеющие намерение создать и (или) осуществить постановку нового театрального творческого проекта в Тюменской области, обратившиеся с заявкой в Департамент по форме, установленной в приложении к настоящему Порядку.

Таким образом, Порядком предусмотрена возможность быть соискателями и получателями субсидии, предоставляемой ее получателям в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, в том числе государственным и муниципальным учреждениям.

Согласно пункту 2.2 Порядка одним из условий получения субсидии получателем субсидии является отсутствие у получателя гранта просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в период действия соглашения.

Согласно пункту 6.1 Порядка субсидия подлежит возврату в областной бюджет получателем бюджетных средств в установленном порядке в полном объеме в случае нарушения условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка, а также в случае установления нецелевого использования гранта.

Согласно пункту 6.2 Порядка в случае возникновения оснований для возврата гранта в соответствии с пунктом 6.1 Департамент не позднее чем в 10-дневный срок со дня обнаружения нарушений направляет получателю уведомление о расторжении соглашения и о возврате гранта в полном объёме.

В случае невозврата гранта взыскание средств с получателя производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.20 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 17.01.2011 N 2-п, Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

Департамент установил, что во 2 квартале 2013 ответчиком были доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2011 год в размере 948 117,67 руб. (в т.ч. 778 029,95 руб. страховая часть, 170 087,72 руб. накопительная часть); по состоянию на 01.01.2014 задолженность погашена в объёме 941 224, 86 руб. (в том числе 773 435, 21 руб. страховая часть, 167 789, 65 руб. накопительная часть), остаток непогашенной просроченной кредиторской задолженности составил 6892,81 руб. (перечислен 22.01.2014).

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Ответчик, возражая против иска, заявил о пропуске срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушен. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В обязательственных правоотношениях субъективное материальное право кредитора нарушается ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательства должником, следовательно, право на иск возникает с момента нарушения права кредитора, и именно с этого момента определяется начало течения срока давности (с учетом того, когда об этом стало известно или должно было стать известно кредитору).

В соответствии с пунктом 6.1. Положения № 249-п (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) грант подлежит возврату в областной бюджет получателем бюджетных средств (далее - Получатель) в установленном порядке в полном объёме в случае нарушения условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка, а также в случае установления нецелевого использования гранта.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения № 249-п (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) гранты предоставляются получателям грантов при соблюдении следующих условий, в том числе отсутствие у получателя гранта просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в период действия соглашения (пункт 2.2.1).

Учитывая предустановленную в материалы дела заявку ответчика на получение гранта (вх. истца № 356/пр от 24.07.2013г.) и приложенные к нему документы у ответчика на момент предоставления заявки имелась задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

В силу п. 1.7. Порядка перечень получателей грантов утверждается распоряжением Правительства Тюменской области по результатам конкурса.

В соответствии с п. 1.8. Порядка в целях организации и проведения конкурса Правительство Тюменской области формирует Экспертный совет по грантам Правительства Тюменской области в области театрального искусства (далее - Экспертный совет).

Соответствие соискателя на получение гранта установленным требованиям проверяется на этапе рассмотрения заявок соискателей.

Так, в силу п.3.1.6. - 3.1.8. Порядка, соискатели грантов должны предоставить в Уполномоченный орган в числе прочих документов справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующим органом Федеральной налоговой службы Российской Федерации и подтверждающую отсутствие просроченной задолженности на последнюю отчетную дату; справку об отсутствии просроченной задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, выданную соответствующим органом Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тюменской области и подтверждающую отсутствие просроченной задолженности на последнюю отчетную дату; справку об отсутствии просроченной задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, выданную соответствующим органом Фонда социального страхования Российской Федерации и подтверждающую отсутствие просроченной задолженности на последнюю отчетную дату.

Как следует из п.3.3 Порядка, документы, указанные в подпунктах 3.1.4, 3.1.6 - 3.1.8 пункта 3.1 настоящего Порядка, могут направляться по желанию претендента -юридического лица, при их отсутствии Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней со дня приема заявки запрашивает документы и информацию у Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в целях подтверждения сведений, представленных претендентом, и рассматривает материалы в течение 10 рабочих дней со дня поступления подтверждения от всех органов.

В силу п.3.6. Порядка Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов осуществляет проверку документов и готовит соответствующее заключение на полноту и соответствие документов требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Порядка.

В случае непредставления документов, предусмотренных подпунктами 3.1.4, 3.1.6 -3.1.9 пункта 3.1 Порядка, и неподтверждения информации о соответствии претендента требованиям, предусмотренным пунктом 1.6 настоящего Порядка, запрашиваемой Уполномоченным органом в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка, претендент признается не допущенным к отбору на получение гранта (п.3.8. Порядка).

Таким образом, проверка соответствия соискателя установленным требованиям (в том числе, по вопросу о задолженности по обязательным платежам), является непосредственной обязанностью Уполномоченного органа, т.е. Департамента культуры Тюменской области (п. 1.9 Порядка) еще на этапе отбора соискателей.

Только убедившись, что соискатель отвечает всем установленным требованиям Департамент культуры Тюменской области был вправе заключать соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение гранта.

Как следует из предоставленных Истцом документов, 16 октября 2013 года Правительством Тюменской области было издано распоряжение № 1955-рп «Об утверждении перечней получателей государственной поддержки в области театрального искусства». В данный перечень в качестве получателя гранта было включено Муниципальное автономное учреждению культуры города Тюмени «Молодёжный театр «Ангажемент» имени B.C. Загоруйко».

Таким образом, 16 октября 2013 года Истец узнал или мог узнать о нарушении своего права при предоставлении ответчику субсидии, поскольку обстоятельства, положенные в основу требования о возврате субсидий, были или должны были быть известны истцу при предоставлении субсидии.

С учетом вышеизложенного, Ответчик полагает, что в данном случае срок исковой давности для предъявления требований о возврате гранта по заявленным Истцом основаниям, надлежит исчислять с 16 октября 2013 года (с момента принятия решения о предоставлении гранта.

В любом случае, иск в суд в целях возврата гранта (при наличии на то оснований) должен быть предъявлен Департаментом не позднее 16 октября 2016 года.

С настоящим иском в суд истец обратился 24 января 2017 года.

В силу части 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Согласно части 2 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации при оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено.

Исковое заявление истца по тому же предмету и тому же основанию, поступившее в суд 18 октября 2016 года, оставлено судом без рассмотрения (дело № А70-12928/2016).

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Руководствуясь статьями 110, 167, 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Бедерина М.Ю.