ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-6899/12 от 19.10.2012 АС Тюменской области

арбитражный суд тюменской области

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052/тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru; E-mail: info@tyumenarbitr.ru

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Тюмень Дело № А70-6899/2012

29 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2012 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Криволаповой И.М., рассмотрев в судебном заседании заявление

ОАО «Боровое торфопредприятие»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе

об оспаривании постановления  от 3 июля 2012 г. № 62-12-231/пн о привлечении к административной ответственности,

при участии:

представитель заявителя – ФИО1 по доверенности от 17 апреля 2012 г.,

установил:

ОАО «Боровое торфопредприятие» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – ответчик, Региональное отделение, административный орган) от 3 июля 2012 г. № 62-12-231/пн о привлечении к административной ответственности.

Поскольку копия оспариваемого постановления получена заявителем по почте 17 июля 2012 года (л.д. 73), а заявление в арбитражный суд подано 26 июля 2012 года (л.д. 36), то в данном случае соблюден 10-дневный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный частью 2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса РФ и частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

В порядке ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении: ссылается на то, что за не размещение в сети Интернет аудиторских заключений за 2008, 2009, 2010 гг. Общество уже привлекалось к ответственности постановлением РО ФСФР в УрФО от 13 декабря 2011 г., которое было отменено решением Арбитражного суда Тюменской области по делу №А70-432/2012; Устав Общества 29 июня 2012 года дополнен статьей 14 «Аудитор общества»; требование предписания о размещении аудиторского заключения не исполнимо по причине отсутствия такового; проведении аудита необязательно, поскольку Общество находится на упрощенной системе налогообложения и освобождено от ведения официальной бухгалтерской отчетности; во исполнение Предписания Обществом направлено письмо от 23 апреля 2012 г. № 32 (л.д. 3-4).

Ответчик представил в арбитражный суд отзыв, в котором выразил несогласие с заявленными требованиями: считает оспариваемое постановление законным и обоснованным (л.д. 58-65).

Заслушав объяснение представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, учитывая требования части 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проверке судом оспариваемого постановления в полном объеме, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель ОАО «Боровое торфопредприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН <***>; его место нахождение <...>; законный представитель - директор ФИО2

На основании служебной записки (вх. № 62-12-193-08/сз от 16 февраля 2012 года), в соответствии с поручением Руководителя Регионального отделения ФСФР России в Уральском федеральном округе от 21 февраля 2012 г. № 62-12-25-08/пч в период с 21 февраля 2012 года по 27 марта 2012 года проведена камеральная проверка деятельности ОАО «Боровое торфопредприятие» на соответствие законодательству РФ о ценных бумагах и соблюдение прав инвесторов.

В связи с выявленными нарушениями по итогам камеральной проверки Региональное отделение направило в адрес Общества предписание от 27 марта 2012 г. № 62-12-сф-08/4320 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации путем: 1). раскрытия и обеспечения доступа на странице в сети Интернет к: аудиторским заключениям о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 гг.; правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; спискам аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009г.; 1, 2, 3, 4 кварталы 2010г.; 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 г., содержащих достоверные данные о датах наступления основания аффилированности в отношении членов совета директоров общества в соответствии с протоколами общих годовых собраний акционеров от 30.06.2008; 30.06.2009; 30.06.2010; 30.06.2011; 2). опубликования на странице в сети Интернет информации о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов; 3). принятия мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства РФ в части нарушения порядка и срока раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в установленные законодательством сроки; 4).представления в Региональное отделение документов, подтверждающих исполнение Предписания.

Срок исполнения Предписания установлен 30 календарных дней с даты получения Предписания.

Предписание получено Обществом 3 апреля 2012 года, что подтверждается уведомлением о вручении корреспонденции № 62099447222496, следовательно, должно было быть исполнено Обществом в полном объеме в срок до 3 мая 2012 года включительно.

При осуществлении контроля исполнения Предписания должностным лицом Регионального отделения по состоянию на 4 мая 2012 года было установлено, что на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации (http://torfo-b.narod.ru/), не обеспечен доступ к текстам аудиторских заключений о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 гг.; в опубликованных на странице в сети Интернет http://torfo-b.narod.ruбанковских реквизитах Общества отсутствует информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов; Региональное отделение не представлены документы, подтверждающие исполнение Предписания: письменный отчет об исполнении п. 3 Предписания; документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений (скриншот страницы в сети Интернет).

По факту неисполнения Предписания в установленный срок, должностным лицом ответчика в отношении ОАО «Боровое торфопредприятие» 5 июня 2012 года составлен протокол об административном правонарушении № 62-12-330/пр-ап по признакам ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, на основании которого вынесено оспариваемое постановление от 3 июля 2012 г. № 62-12-231/пн о привлечении ОАО «Боровое торфопредприятие» к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 500 000 руб.

Согласно ч.9 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Протокол составлен и постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества, но при надлежащем его извещении о времени и месте совершения данных процессуальных действий.

Из материалов административного дела усматривается, что привлечение заявителя к ответственности осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ и ст. 23.47 КоАП РФ, п. 5.4.23 Положения «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, а также с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных ст.4.5 и 29.6 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административно ответственности судом не установлено.

Арбитражный суд считает вынесенное постановление законным и обоснованным, а доводы заявителя несостоятельными и подлежащими отклонению.

Довод заявителя о том, что проведение аудита необязательно, поскольку Общество находится на упрощенной системе налогообложения и освобождено от ведения официальной бухгалтерской отчетности, судом не принимается как необоснованный и не соответствующий законодательству.

В соответствии с абзацами 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

В соответствии с п. 1.15 Положенияо раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н) в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 8.3.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 103 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В соответствии с п. 1 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Форма и содержание аудиторского заключения должны соответствовать федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2010г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (далее - Стандарты).

На основании изложенного требование Предписания о раскрытии в сети Интернет доступа к аудиторским заключениям о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010гг. основано на законе.

Более того, законность вынесенного ответчиком Предписания от 27 марта 2012 г. № 62-12-сф-08/4320 в судебном порядке не оспорена.

Ссылка заявителя на исполнение Предписания письмом от 23 апреля 2012 г. № 32 судом не принимается.

Указанным письмом с приложенными к нему доказательствами подтверждается лишь частичное исполнение Предписания, а именно: на странице в сети Интернет http://torfo-b.narod.ru/), раскрыты и обеспечен доступ к правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; спискам аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009г.; 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 г.; 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 г., содержащим достоверные данные о дачах наступления основания аффилированное в отношении членов совета директоров общества в соответствии с протоколами общих годовых собраний акционеров от 30.06.2008; 30.06.2009; 30.06.2010 г; 30.06.2011 г.

Однако в остальной части Предписание Обществом не исполнено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события вмененного правонарушения.

Как свидетельствуют материалы дела, уже после истечения срока, установленного для исполнения Предписания, 12 мая 2012 года в Региональное отделение поступил ответ Общества на Предписание, в котором Общество сообщало, что копии документов для акционеров изготавливаются бесплатно, поэтому размер оплаты расходов по изготовлению копий документов не определялся; аудиторские заключения, подтверждающие достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2008,2009. 2010 гг. не размещены на странице в сети Интернет, поскольку аудиторские проверки не проводились.

При этом, в вышеуказанном ответе Общества на Предписание не содержалось письменного отчета об исполнении пункта 3 Предписания, а именно: о принятых мерах, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства РФ в части нарушения порядка и срока раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в установленные законодательством сроки.

Таким образом, в установленный срок до 3 мая 2012 года Предписание в полном объеме Обществом исполнено не было, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что по факту не размещения в сети Интернет аудиторских заключений за 2008, 2009, 2010 гг. Общество уже привлекалось к ответственности постановлением РО ФСФР в УрФО от 13 декабря 2011 г., судом не принимается, поскольку событие административного правонарушения образует не сам факт размещения/не размещения аудиторских заключении, а неисполнение Обществом законного предписания РО ФСФР России в УрФО.

Действительно, РО ФСФР России в УрФО ранее направляло в адрес ОАО «Боровое торфопредприятие» предписание об устранении нарушений законодательства от 13 сентября 2011 г. № 62-11-СФ-08/10828, которое необходимо было исполнить, в том числе, путем обеспечения доступа на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации к следующим документам: аудиторским заключениям, подтверждающим достоверность годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г., 2009 г., 2010 г., в том числе в составе ежеквартальных отчетов за I квартал 2009г., I квартал 2010 г., I квартал 2011 г.

Однако в рассматриваемом случае речь идет  о двух разных предписаниях, выданных Региональным отделением: Предписание об устранении нарушений законодательства от 13.09.2011 г. № 62-11-СФ-08/10828 и Предписание об устранении нарушений законодательства от 27.03.2012 г. № 62-12-СФ-03/4320.

В данном случае Общество привлечено к ответственности за неисполнение Предписания от 27.03.2012 г. № 62-12-СФ-03/4320, что образует иное событие правонарушения, за которое Общество к административной ответственности ранее не привлекалось.

Более того, Предписание от 27 марта 2012 г. № 62-12-СФ-03/4320 не исполнено не только в части обеспечения доступа к аудиторским заключениям о достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2008, 2009, 2010 гг., но и в части иных законных требований, а именно: по состоянию на 4 мая 2012 года в опубликованных на странице в сети Интернет http://torfo-b.narod.ruбанковских реквизитах Общества отсутствовала информация о размере (порядке определения размера) расходов по изготовлению копий документов; в Региональное отделение не представлены документы, подтверждающие исполнение Предписания: письменный отчет об исполнении п. 3 Предписания.

Вина Общества в том виде, как она определена ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, административным органом установлена и отражена в тексте оспариваемого постановления.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Общества состоит в том, что несмотря на своевременное получение Предписания и наличие достаточного времени для его исполнения, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по исполнению Предписания, прямым следствием чего и явилось совершение административного правонарушения.

Объективных, непреодолимых препятствий для Общества исполнить Предписание в срок судом не установлено. Общество не представило доказательств, свидетельствующих об обратном.

Само по себе отсутствие аудиторских заключений не свидетельствует о неисполнимости Предписания и об отсутствии вины Общества, поскольку Обществом не представлены доказательства принятия хоть каких-либо мер по выполнению данного требования Предписания.

Ссылка заявителя на то, что Устав Общества 29 июня 2012 года дополнен статьей 14 «Аудитор общества», судом не принимается, поскольку данные меры были приняты уже после составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении. Указанное обстоятельство лишь подтверждает возможность Общества принять меры по предотвращению правонарушения, однако, данные меры Обществом своевременно приняты не были, ходатайство о продлении срока исполнения Предписания в Региональное отделение не направлялось.

Оснований для применения правил статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Общество осуществляет деятельности как эмитент ценных бумаг; Общество знает и должно знать требования распространяющегося на него законодательства о рынке ценных бумаг, а также меру ответственности за его нарушение; в данном конкретном случае у Общества имелось предостаточно времени с момента получения Предписания для его исполнения, однако, Обществом Предписание в полном объеме не исполнено.

В данном случае арбитражный суд не усматривает исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения.

Неисполнение требований закона в срок свидетельствует лишь об отсутствии у Общества необходимой меры ответственности за исполнение возложенных на него публично-правовых обязанностей, но не об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, значительность которых для государства подтверждается высоким размером установленного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ штрафа.

На основании изложенного, арбитражным судом установлено, что ОАО «Боровое торфопредприятие» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением от 3 июля 2012 г. № 62-12-231/ПН, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании его незаконным и отмене следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.167 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья О.В.Коряковцева