Арбитражный суд Тюменской области
Именем Российской Федерации
г.Тюмень Дело № А70-6958/14-2007
«06» марта 2008 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьиБуравцовой М.А., при ведении протокола судебного заседания судьейБуравцовой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального образовательного учреждения «Полуяновская средняя общеобразовательная школа»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области
об обязании произвести зачет страховых взносов
при участии представителей:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: ФИО1 (доверенность от 09.01.2008);
установил:
МОУ «Полуяновская средняя общеобразовательная школа» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 7 по Тюменской области об обязании произвести зачет либо возврат страховых взносов.
27.02.2008г. через канцелярию суда поступили уточнения заявленных требований, где заявитель просит произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 962,12 рублей и 52,19 рублей.
Суд определил на основании ст.49 АПК РФ принять уточнения.
Заявитель указывает, что поскольку Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным отношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ.
В отзыве на заявление налоговый орган не согласен с заявленными требованиями, поскольку, в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, следовательно, отсутствуют основания для проведения зачетов или возвратов.
В части обязания произвести зачет суммы 52,19 рублей заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования споров.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен согласно почтовому уведомлению.
Представитель налогового органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В силу п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МОУ «Полуяновская средняя общеобразовательная школа» обратилось в налоговый орган с заявлением № 17 от 14.02.2007г. о зачете ошибочно уплаченных страховых взносов в размере 1 962,12 рублей на КБК 18210202020060000160 (л.д. 6).
Налоговый орган письмом № 273 от 21.02.2007г. отказал организации в зачете страховых взносов, в связи с тем, что, согласно ст.8 Налогового кодекса РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, следовательно, отсутствуют основания для проведения зачетов и возвратов (л.д.36).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
В п.1 ст.13 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку указанный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Подобная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.09.2006 № 2776/06.
В соответствии с п.п. 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату либо зачету налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п.14 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст.78 Налогового кодекса РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Судом установлено, что у МОУ «Полуяновская средняя общеобразовательная школа» имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 962,12 рублей, за зачетом которой заявитель обратился в налоговый орган.
Факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 962,12 рублей на КБК 18210202040060000160 налоговый орган подтверждает.
На основании изложенного и с учетом того, что налоговым органом не оспаривается факт наличия заявленного к зачету излишне уплаченного налога (сбора), арбитражный суд считает, что заявленные требования в части зачета излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 962,12 рублей подлежат удовлетворению.
Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 1 962,12 рублей.
Доказательства обращения в соответствии со ст.78 Налогового кодекса РФ в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в размере 52,19 рублей заявителем в материалы дела не представлены.
В соответствии с п.2 ст.148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Поскольку заявителем не соблюден предусмотренный ст.78 Налогового кодекса РФ претензионный порядок урегулирования спора, заявленные требования в части зачета налоговым органом излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 52,19 рублей, суд оставляет без рассмотрения.
Заявителем государственная пошлина оплачена в сумме 500 руб.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу ст.101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Поскольку заявленные требования удовлетворены, государственная пошлина в размере 500 рублей подлежит взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 148, 149, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской областипроизвести зачет Муниципальному образовательному учреждению «Полуяновская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН <***>; место нахождения: 626127, <...>) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 962,12 рублей с КБК 18210202040060000160 на КБК 18210202020060000160.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Заявленные требования в части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в размере 52,19 рублей оставить без рассмотрения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области в пользу Муниципального образовательного учреждения «Полуяновская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН <***>; место нахождения: 626127, <...>) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 500 рублей.
Выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.