АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-7268/2021 |
30 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ПАО «Птицефабрика «Боровская» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об оспаривании предписания от 07.04.2021 № 80 об устранении выявленных нарушений,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.01.2021;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 (после перерыва);
установил:
ПАО «Птицефабрика «Боровская» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее – ответчик, Управление) об оспаривании предписания от 07.04.2021 № 80 об устранении выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика против удовлетворения требований заявителя возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
На основании мотивированного представления Начальника отдела пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте от 15.03.2021, а также распоряжения заместителя руководителя Управления от 16.03.2021 № 80 государственным инспектором Управления была проведена внеплановая документарная проверки в отношении Общества на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства.
Проверкой установлено, что в процессе приготовления готовых кормовых смесей для кормления птицы Обществом используются премиксы, в состав которых входят незарегистрированные в государственном реестре лекарственных средств и кормовых добавок концентраты кормовые ферментные «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс Энзим комби», что является нарушением требований ст. 13 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон о ветеринарии), а также п. 3,4 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденных приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 № 48 (далее – Приказ № 48).
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.04.2021 № 80, а также выдано предписание от 07.04.2021 № 80 об устранении выявленных нарушений.
Согласно предписанию от 07.04.2021 № 80 Обществу надлежит использовать зарегистрированные кормовые добавки в кормлении животных и птицы, а также предоставить документы подтверждающие использование в кормлении животных и птицы зарегистрированных кормовых добавок. Срок исполнения в срок до 07.05.2021 и 07.10.2021 соответственно.
Обществу вменяется нарушение ст. 13 Закона о ветеринарии и положений п. 3, 4 Правил № 48.
Общество не согласно с предписанием от 07.04.2021 № 80, считает его не соответствующим требованиям законодательства, в связи чем обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением по настоящему делу.
Заявленные требования мотивированы доводами о том, что, что Общество закупает премиксы по результатам конкурентных закупок в сопровождении деклараций соответствия на каждую партию премиксов, что соответствует требованиям ст. 13 Закона о ветеринарии.
Заявитель указывает, что в настоящее время порядок регистрации кормовых добавок для животных Правительством РФ не установлен, в связи с чем приказ № 48 применению не подлежит. Использование Обществом ферментных комплексов «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» соответствует положениям абз. 4 ст. 13 Закона о ветеринарии, поскольку в отношении указанной продукции имеется декларация о соотвесвтии, предусмотренная законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Общество указывает, что на протяжении нескольких лет использует при кормлении птицы ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби». Выбор Общества в пользу указанных ферментов основан на результатах производственных опытов, которые подтвердили экономическую эффективность применения названных ферментных комплексов.
Оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Общества, поскольку создает препятствия в использовании в производственной деятельности проверенных и хорошо себя зарекомендовавших ферментных комплексов «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс Энзим комби».
Управление возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, порядок регистрации кормовых добавок «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс Энзим комби» предусмотрен Приказом № 48, следовательно, использование указанных добавок в отсутствие их регистрации является неправомерным.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных.
В соответствии со ст. 13 Закона о ветеринарии, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.
Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
В силу абз. 7 ст. 13 Закона о ветеринарии регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, однако на сегодняшний день такой порядок отсутствует.
Из материалов дела следует, что в кормлении птицы в составе премиксов Общество использует концентраты кормовые ферментные «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс Энзим комби».
Согласно инструкции по применению кормовые ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» предназначены для повышения усвояемости питательных веществ из растительных ингредиентов корма для свиней и сельскохозяйственных птиц. «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» вводят в состав премиксов и и/или кормовых концентратов, комбикормов на специализированных предприятиях, имеющих необходимое технологическое оборудование при условии использования технологии многоступенчатого смешивания. Используется в дозировки 50 г/т корма, при использовании в точных дозировках побочных явлений и осложнений у животных и птицы не обнаружено. Противопоказаний не установлено.
Согласно 2.1.12. решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» корма и кормовые добавки - продукты растительного, животного, минерального, химического и микробиологического происхождения, включая их смеси, используемые для кормления животных всех видов или как компоненты для производства кормов.
Согласно ГОСТу Р 51848-2001 «Продукция комбикормовая. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 № 581-ст) премикс - это комбикормовая добавка, представляющая собой однородную смесь микрокомпонентов и наполнителя, предназначенная для обогащения комбикормов и белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов (пункт 9); комбикормовая добавка — это природные и/или вещества или их смеси, вводимые в состав комбикормов, белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов в небольших количествах с целью улучшения их потребительских свойств и/или сохранения качества (пункт 8а); кормовой концентрат - продукция с содержанием питательных веществ выше физиологических потребностей животных, предназначенная для последующего разбавления и смешивания с другими кормовыми средствами с целью получения сбалансированного по питательности корма (пункт 6).
Из материалов дела следует, что ООО ПК «Корма» (производитель ферментных комплексов) по запросу Управления предоставлило декларацию о соответствии на кормовые ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби», инструкции о применении «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби», свидетельства о государственной регистрации на компоненты, входящие в состав ферментных концентратов.
Из доказательств, представленных Обществом следует, что «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» состоят из: ФИО3 50 TS (эндо-1,3 (4)-глюконаза); ФИО4 200 TS (эндо-1,4- (3- ксиланаза); ФИО5 200 TS (фитазаЕС 3.1.3.8); ФИО5 500 TS (протеаза); ФИО6 200 TS (липаза); Мисма Зим М (эндо-1,4-(3-маннаназа).
Все компоненты из которых состоят ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» зарегистрированы, что подтверждается материалами дела.
Указанные документы были направлены Управлением в ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» для установления вопроса необходимости регистрации ферментных комплексов в порядке, установленном Приказом № 48., либо отсутствии таковой.
Управлением в материалы дела представлено заключение ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» от 13.04.2021 № 1275/9, согласно которому продукты «НовоМикс Оптима», «Новомикс Энзим комби», учитывая информацию о составе, применении, биологических свойствах и назначении, подлежат регистрации в качестве кормовых добавок для животных в соответствии с Приказом № 48.
На основании заключения ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» Россельхознадзор направил в адрес Управления письмо от 16.04.2021 № ФС-КС-2/10899, согласно которому продукты «НовоМикс Оптима»; «Новомикс Энзим комби» подлежат государственной регистрации в соответствии с Приказом № 48.
Приказом № 48 установлена единая процедура государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных и кормовых добавок, за исключением кормовых добавок, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов (пункт 2).
Согласно п. 3 Приказа № 48 порядок государственной регистрации добавок является обязательным для выполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство, реализацию, использование (пункт 3).
Согласно п. 4 Приказа № 48 государственной регистрации подлежат, в том числе новые добавки; новые комбинации зарегистрированных ранее добавок; новые комбинации зарегистрированных ранее добавок; добавки, зарегистрированные ранее, но произведенные в других формах, или с новой дозировкой, или с другим составом вспомогательных веществ.
Ссылаясь на указанное выше заключение ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» Управление настаивает на доводах о том, что «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс энзим комби» подлежат регистрации, а Общество использует в своей производственной деятельности незарегистрированные кормовые добавки.
Обществу вменяется нарушение требований ст. 13 Закона о ветеринарии, а также нарушение требований п. 3 и п. 4 Правил № 48, что выразилось в использовании в составе премиксов, применяемых при изготовлении кормовых смесей для птиц концентратов кормовых ферментных «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс энзим комби», незарегистрированных в качестве кормовой добавки.
Выводы Управления суд считает несостоятельными на основании следующего.
Как уже ранее отмечено, в силу абз. 7 ст. 13 Закона о ветеринарии регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако на сегодняшний день такой порядок отсутствует, в связи с чем ссылка в обоснование законности предписания на Правила №48 является несостоятельной.
Аналогичная правовая позиция изложена постановлении Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 17.06.2020 по делу №А70-13842/2019, в рамках которого также дана оценка правомерности применения Обществом в рецептуре премиксов для кормления поголовья птицы кормовых добавок, концентратов ферментных «НовоМиксОптима» и «НовоМикс Энзим Комби».
Суд считает возможным учесть выводы по делу № А70-13842/2019 в части, касающиеся возможности применения к спорным правоотношениям норм Приказа № 48 и соблюдения требований ст. 13 Закона о ветеринарии.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает следующее.
Как указывалось выше, Обществу вменяется нарушение требований п. 3 и 4 Приказа № 48.
Вместе с тем указанные положения Приказа № 48 не содержат каких-либо требований и запретов относительно обращения на территории Российской Федерации незарегистрированных кормовых добавок.
Норма законодательства, запрещающая оборот незарегистрированных кормовых добавок, Управлением не приведена и судом не установлена.
Положения п. 3 Приказа № 48, распространяющие его действие на лиц, осуществляющих использование кормовых добавок, не опровергает выводы суда об отсутствии законодательного запрета на оборот незарегистрированных кормовых добавок, а также не исключает действие положений абз. 4 ст. 13 Закона о ветеринарии.
Согласно абз. 4 ст. 13 Закона о ветеринарии корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.
Таким образом, возможность применения ферментных комплексов «НовоМикс Оптима» и «НовоМикс энзим комби» на территории Российской Федерации согласно абз. 4 ст. 13 Закона о ветеринарии зависит от наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Аналогичный правовой вывод также усматривается из постановления суда кассационной инстанции по делу № А70-13842/2019.
Ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» производства ООО ПК «Корма» имеют: СТО 0032157329-001-2016; декларацию о соответствии №RU DRU.nT54B.00103/19 дата регистрации 04.09.2019; протокольные испытания на соответствия требованиям СТО 0032157329-001-2016, что подтверждается протоколом испытаний №8800 от 14.06.2019 испытательной лаборатории «Испытательный центр Федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» RA.RU.nn82; инструкцию по применению «НовоМикс Оптима»; инструкцию по применению «Новомикс Энзим комби».
При указанных обстоятельствах суд считает, что применение Обществом ферментов «НовоМикс Оптима «Новомикс Энзим комби» соответствует положениям абз. 4 ст. 13 Закона о ветеринарии.
Согласно абз. 5 ст. 13 Закона о ветеринарии корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
Доказательства, подтверждающие что ферментные комплексы «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» не соответствуют требованиям безопасности, изъяты из гражданского оборота в материалы дела не представлены.
Более того, согласно оспариваемому предписанию Управлением не были установлены обстоятельства, предусмотренные абз. 5 ст. 13 Закона о ветеринарии, то есть свидетельствующие о небезопасности применения ферментов «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби». Единственным основанием для вынесения оспариваемого предписания явились выводы Управления о применении Обществом незарегистрированных кормовых добавок.
Судом также установлено, что в рамках дела № А70-8644/2021 рассматривалось требование ООО ПК «Корма» (производитель «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби») к Управлению о признании недействительным предписания № 20 от 19.05.2021 о прекращении действия декларации о соответствии №RU DRU.nT54B.00103/19.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.06.2021 по делу № А70-8644/2021 заявленные требования были удовлетворены, оспариваемое предписание было признано недействительным. Судом по делу № А70-8644/2021 было установлено отсутствие доказательств, подтверждающих, что ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» не соответствуют требованиям безопасности.
Исследовав материалы настоящего дела, учитывая отсутствие законодательного запрета на использование незарегистрированных кормовых добавок, законность введения в оборот ферментов «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби» применительно к положениям абз. 4 ст. 13 Закона о ветеринарии (иное Управлением не доказано), а также отсутствие решения главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя об изъятии из реализации названных ферментов применительно к положениям абз. 5 ст. 13 Закона о ветеринарии, суд приходит к выводу о том, что Общество правомерно использует в своей производственной деятельности ферменты «НовоМикс Оптима» и «Новомикс Энзим комби».
При указанных обстоятельствах у Управления не имелось оснований к вынесению в отношении Общества предписания от 07.04.2021 № 80 об устранении выявленных нарушений, согласно которому Обществу надлежит использовать зарегистрированные кормовые добавки в кормлении животных и птицы, а также предоставить документы подтверждающие использование в кормлении животных и птицы зарегистрированных кормовых добавок.
Оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Оспариваемое предписание от 07.04.2021 № 80 об устранении выявленных нарушений подлежит признанию недействительным.
В связи с удовлетворением заявленных требований суд обязывает Управление восстановить нарушенные права Общества после вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления по настоящему делу Обществом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. согласно платежному поручению от 28.04.2021№ 87.
В силу положения ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.
Судом также установлено, что при обращении в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предписания Обществом была оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. (платежное поручение от 06.05.2021 № 100).
В соответствии с п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. (платежное поручение от 06.05.2021 № 100) подлежат возврату заявителю из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание от 07.04.2021 № 80 об устранении выявленных нарушений, вынесенное Управлением Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам в отношении ПАО «Птицефабрика «Боровская».
Обязать Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам восстановить нарушенные права ПАО «Птицефабрика «Боровская» после вступления решения в законную силу.
Взыскать с Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам в пользу ПАО «Птицефабрика «Боровская» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Возвратить ПАО «Птицефабрика «Боровская» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.