ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7341/17 от 09.10.2017 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-7341/2017

16 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2017 года. Полный текст решения изготовлен 16 октября 2017 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области

о признании недействительным пункта 1 представления от 28.04.2017 № 67-20-12/20-1961,

третьи лица - Департамент финансов Тюменской области, Министерство финансов Российской Федерации,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 21.12.2016 №14/5614-16, ФИО2 на основании доверенности от 21.12.2016 № 14/5616-14,

от ответчика – ФИО3 на основании доверенности № 5 от 12.01.2017, ФИО4 на основании доверенности от 02.08.2017 №50, ФИО5 на основании доверенности от 02.08.2016 №49,

от Департамента финансов ТО – ФИО6 на основании доверенности от 11.09.2016 № 48/12-10, ФИО7 на основании доверенности от 15.08.2015,

от Минфина России – ФИО3 на основании доверенности от 20.01.2017,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 28.04.2017 № 67-20-12/20-1961.

Определениями суда от 16.06.2017, от 24.08.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Тюменской области, Министерство финансов Российской Федерации (далее – третьи лица).

От Департамента поступило уточнение заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит признать недействительным Приказ Министерства финансов РФ от 19.05.2017 №378 и обязать Министерство финансов РФ возвратить незаконно списанные денежные средства в размере 4 064 600 руб.

В качестве соответчика Департамент просит привлечь Министерства финансов РФ.

Поскольку в данном случае заявителем сформулированы самостоятельные требования к самостоятельному лицу (Министерство финансов РФ), которые не подлежат рассмотрению в настоящем деле, суд не усматривает оснований для принятия к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявления об уточнении исковых требований. В связи с чем, суд также отказывает в удовлетворении ходатайства о привлечении Министерства финансов РФ к участию в деле в качестве соответчика.

Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях.

Представители ответчика возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Департамента финансов Тюменской области считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления, на основании приказа Управления от 09.02.2017 №45, проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, направленных на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 4 064 600 рублей, полученных на софинансирование расходных обязательств Тюменской области по оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

По результатам проверки составлен Акт выездной проверки Департамента от 17.03.2017, в котором зафиксировано, в том числе, использование Департаментом межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2016 году на оказание не связанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта с нарушением условий их предоставления на сумму 4 064 600 рублей.

В адрес Департамента направлено Представление от 28.04.2017 № 67-20-12/20-1961 с указанием фактов выявленных нарушений, а также следующих требований:

- рассмотреть информацию об указанных в Представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- принять меры по устранению причин и условий их совершения.

Срок исполнения Представления – не позднее 15 июня 2017 года.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, Департамент полагает, что пункт 1 Представления противоречит действующим нормативным актам, а равно нарушает его права на самостоятельное осуществление своих полномочий по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным производителям Тюменской области.

В заявлении Департаментом сделан вывод о том, что требования статьи 21 Бюджетного кодекса РФ и приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н при формировании кодов целевых статей для отражения средств федерального бюджета и средств областного бюджета в части софинансирования соблюдены. В составе кодов целевых статей направления 13-17 разрядам присвоены коды 54390 и R4390 соответственно.

По мнению Департамента, бюджетные ассигнования в бюджете Тюменской области имелись и условия предоставления субсидий были полностью соблюдены органами государственной власти Тюменской области при получении субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта. В связи с чем, средства федерального бюджета и были предоставлены бюджету Тюменской области.

В письменных возражениях заявителем поддержана изложенная позиция, а также дополнительно указано на то, что мероприятие «Оказание не связанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта», со стороны бюджета Тюменской области выполнено полностью. Департаментом субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта израсходованы в полном объеме и направлены сельскохозяйственным товаропроизводителям Тюменской области, что подтверждено документально.

Таким образом, заявитель полагает, что нарушений условий предоставления и использования субсидий не допущено. Оспариваемое представление, по мнению Департамента, противоречит требованиям бюджетного законодательства. Департамент не имел основания для не предоставления средств субсидии из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта. Нарушений условий предоставления и использования межбюджетных трансфертов со стороны органов государственной власти Тюменской области не было допущено.

Подробно доводы Департамента изложены в заявлении и письменных возражениях.

В представленном отзыве ответчиком поддержана позиция оспариваемого Представления.

По мнению Управления, средства субсидии израсходованы Департаментом с

нарушением условий их предоставления на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках мероприятия «Стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы» подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса».

Третье лицо - Департамент финансов Тюменской области полагает, что нарушение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431, отсутствует.

Министерство финансов Российской Федерации считает оспариваемое Представление законным и обоснованным, соответствующим требованиям Бюджетного кодекса РФ.

Третьим лицом в представленном отзыве сделан вывод о том, что Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» денежные средства на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семейного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной не были предусмотрены, а равно предусматривались по иному мероприятию на развитие материально-технической базы.

Министерство финансов Российской Федерации также указало, что в связи с выявлением факта нарушения условий предоставления (расходования) субсидии принято решение о взыскании из бюджета Тюменской области и перечислении в доход федерального бюджета средств в сумме 4 064 600 рублей. Указанные денежные средства взысканы в федеральный бюджет.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в рамках выездной проверки Управлением выявлено использование Департаментом межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2016 году на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта с нарушением условий их предоставления. Общая сумма нарушения составила 4 064 600 рублей.

Так, Управлением сделан вывод о том, что в нарушение подпункта «б» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1431, субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в обозначенной выше сумме предоставлены при отсутствии в Законе Тюменской области от 08.12.2015 №142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятия «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» программы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития промышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п, по направлению «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса технологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади».

Также, в нарушение подпункта «б» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1431, средства федерального бюджета, предоставленные в 2016 году бюджету Тюменской области на реализацию государственной программы субъекта по направлению «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», использованы Департаментом с нарушением условий предоставления на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого фунта в рамках мероприятия «Стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы» подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса».

Указанные выше нарушения явились основанием для направления в адрес Департамента оспариваемого Представления.

Признавая правомерность и обоснованность факта выявленных Управлением нарушений, суд полностью разделяет позицию ответчика, и исходит из нижеследующего.

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» бюджету Тюменской области на 2016 год определены субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее - субсидии) в сумме 4 064 600 рублей.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила № 999).

Условия предоставления и расходования субсидий предусмотрены Положениями пункта 8 Правил № 999, в том числе:

а) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;

б) требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 27.12.2012 №1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Правила №1431, действующие до 13.04.2017).

Субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующему направлению: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади (подпункт «б» пункта 2 Правил №1431).

Подпунктами «а» и «б» пункта 6 Правил №1431 установлено, что условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются:

а) наличие государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по направлениям, указанным в пункте 2 Правил №1431;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ.

Государственной программой Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п, в рамках мероприятий 1.7.1, направленных на стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы, не предусмотрено направление бюджетных средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и

семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утверждением Минсельхозом России, в расчете на 1 гектар посевной площади. Средства федерального бюджета в сумме 4 064 600 рублей предусмотрены по мероприятию 1-7.2. «Несвязанная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта».

Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» не предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией мероприятия «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» подпрограммы Развитие агропромышленного производства Тюменской области» государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №699-п по направлению «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади».

Таким образом, суд разделяет позицию ответчика и Министерства финансов РФ о нарушении подпункта «б» пункта 6 Правил №1431.

Судом установлено, что бюджетные ассигнования в Законе Тюменской области от 08.12.2015 №142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» по мероприятию 1.7.2 Государственной программы не предусмотрены, а включены в рамках мероприятия 1.7.1 Государственной программы, направленного на стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы.

Следовательно, в нарушение подпункта «б» пункта 6 Правил №1431, указанные средства федерального бюджета использованы Департаментом в рамках мероприятия «Стимулирование овощеводческих и картофелеводческих предприятий на создание материально-технической базы» подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса».

Суд находит верным вывод ответчика о том, что Законом Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» денежные средства на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семейного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной не были предусмотрены, и предусматривались по иному мероприятию. Факт выявленного нарушения подтвержден материалами дела.

Доводы заявителя об обратном судом проверены, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку позиции и выводов Управления не опровергают.

Отказывая в удовлетворении требований Департамента судом также учтено, что по результатам представленных Управлением документов, уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения, Министерством финансов Российской Федерации принято решение о взыскании из бюджета Тюменской области и перечислении в доход Федерального бюджета средств в сумме 4 064 600 руб.

Указанные денежные средства, в соответствии с приказом Министерства финансов России от 19.05.2017 № 378, взысканы в федеральный бюджет (платежное поручение от 24.05.2017 №711935), которые поступили Министерству сельского хозяйства РФ (код дохода 2 18 25439).

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований Департамента.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.