7
Арбитражный суд Тюменской области
625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77
г. Тюмень | Дело № А-70-740/26-2007 |
«13» июня 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июня 2007 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Южакова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Южаковым Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
к ООО «СЦС Совинтел»,
к ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19» УФСИН России по Тюменской области
о признании договора недействительным в части,
Третье лицо: ОАО «Тюменские телефонные сети»
при участии:
от прокурора: Мухаметшина З.Н. прокурор отдела (служебное удостоверение №125937),
от ответчика (ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19»): ФИО1 по доверенности от 05.12.2005г. №5,
от ООО «СЦС Совинтел» и ОАО «Тюменские телефонные сети»: не явились,
установил:
Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО «СЦС Совинтел» и ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области о признании недействительным пункта 2.2.1. договора об оказании услуг междугородной/международной телефонной связи №Ю000039, заключенного 01.06.2006г. указанными лицами.
Определением суда от 14.03.2007г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ОАО «Тюменские телефонные сети», поскольку рассматриваемый договор от имени ООО «СЦС Совинтел» заключен генеральным директором ОАО «Тюменские телефонные сети».
В качестве оснований для признания пункта 2.2.1. договора недействительным прокурор ссылается на нижеследующее.
01 июня 2006 года ООО «СЦС Совинтел» и Федеральное государственное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 19» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области заключили договор об оказании услуг междугородной/международной телефонной связи № Ю000039.
Предметом договора является оказание ООО «СЦС Совинтел» Федеральному государственному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 19» УФСИН России по Тюменской области (абоненту) услуг междугородной и международной телефонной связи при каждом междугородном и (или) международном телефонном соединении автоматическим способом, а также обязательства абонента по оплате услуг связи на условиях и в порядке, изложенных в договоре (пункт 2.3.).
Данный договор в части условий, предусматривающих возможность приостановления услуг телефонной связи, противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту 2.2.1. договора ООО «СЦС Совинтел» вправе приостановить доступ ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» УФСИН России по Тюменской области к услугам связи путем временного отключения пользовательского (оконечного) оборудования от телефонной сети связи ООО «СЦС Совинтел» в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных ФЗ «О связи», Правилами и настоящим договором, в том числе несвоевременной оплаты услуг связи, предоставленных ООО «СЦС Совинтел» абоненту, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, до полного устранения нарушения.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 426 ГК РФ договор об оказании услуг связи является публичным, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В силу пункта 4 указанной статьи в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнение публичных договоров.
Согласно статьям 4, 21 Федерального закона «О связи» отношения в области связи, кроме Конституции Российской Федерации, настоящего закона регулируются также правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В силу статей 1, 4 Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. №2446-1 безопасность - это состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
В соответствии со статьей 12 названного закона средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации, в том числе в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 2 Указа Президента РФ от 23.11.1995 №1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение оказания услуг связи учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства; Правительству Российской Федерации указано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения оказания услуг связи учреждениям, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно статье 6 ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27.05.2003г. №58-ФЗ военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. №2446-1 силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей, внутренние войска и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
В силу Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. №1314, Федеральная служба исполнения наказаний России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию и др. Федеральная служба исполнения наказаний России специально уполномочена на решение задач в области укрепления и обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечения безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, находящихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов. Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, подлежат постановке на воинский учет, порядок и особенности которого определяются Правительством Российской Федерации.
В этой связи Федеральную службу исполнения наказаний следует рассматривать как федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной.
Таким образом, в соответствии со статьей 426 ГК РФ действующим законодательством установлены преимущества для организаций, в которых предусмотрена военная служба. В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны.
Любое ограничение или прекращение обеспечения услугами связи учреждений уголовно-исполнительной системы квалифицируются федеральным законодательством как действие, нарушающее безопасность государства.
Пункт 2.2.1. рассматриваемого договора не соответствует статье 426 ГК РФ, Указу Президента РФ «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 23.11.1995г. №1173, поскольку допускает возможность приостановления оказания услуг связи учреждению уголовно-исполнительной системы.
Оспариваемое положение договора нарушает интересы ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» УФСИН России по Тюменской области и интересы государства, поскольку допускает возможность приостановления (т.е. временного прекращения) оказания услуг связи по основаниям и в порядке, не предусмотренным законом, и может повлечь невозможность выполнения ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» УФСИН России по Тюменской области возложенных на него задач в сфере безопасности, осуществления военной службы, укрепления и обеспечения правопорядка и законности.
В отзыве на исковое заявление ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» УФСИН России по Тюменской области сообщило о согласии с требованием прокурора. Даная позиция была поддержана представителем в судебном заседании 05 июня 2007г.
ООО «СЦС Совинтел» представило отзыв на исковое заявление, согласно которому считает доводы прокурора необоснованными.
Так, по утверждению данного ответчика, в рамках иного договора ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» имеет доступ к услугам местной и внутризоновой связи, а также имеет возможность воспользоваться услугами любого другого оператора, действующего в городе Тюмени для осуществления междугородного/международного соединения. Следовательно, в случае применения последствий, указанных в оспариваемом пункте 2.2.1. договора, ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» не лишается возможности пользоваться услугами как местной и внутризоновой связи, так и услугами междугородной/международной телефонной связи.
Кроме того, по мнению ООО «СЦС Совинтел», Указ Президента РФ «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» от 23.11.1995г. №1173 содержит лишь соответствующее поручение Правительству Российской Федерации, не создавая прямой нормативной обязанности. В связи с этим, ООО «СЦС Совинтел» считает ссылку прокурора на пункт 4 статьи 426 ГК РФ несостоятельной.
ООО «СЦС Совинтел» и ОАО «Тюменские телефонные сети» о времени и месте судебного заседания извещены.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие надлежаще извещенных ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд считает суждение прокурора о несоответствии пункта 2.2.1. рассматриваемого договора нормативному регулированию состоятельным.
Данный подход соответствует единообразию в толковании и применении арбитражными судами норм материального права. В этой части прокурор обоснованно указал на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2005г. по делу №Ф04-3645/2005(12068-А27-36).
Таким образом, пункт 2.2.1. рассматриваемого договора, позволяющий ООО «СЦС Совинтел» приостанавливать доступ ФГУ «Лечебное исправительное учреждение № 19» УФСИН России по Тюменской области к услугам связи, следует квалифицировать как недействительный (ничтожный) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное требование прокурора о признании недействительным пункта 2.2.1. договора об оказании услуг междугородной/международной телефонной связи №Ю000039, заключенного 01 июня 2006 года ООО «СЦС Совинтел» и ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19» УФСИН России по Тюменской области подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей.
При подаче иска государственная пошлина не уплачена. Согласно пункту 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей – на ООО «СЦС Совинтел», в размере 1 000 рублей – на ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19» УФСИН России по Тюменской области.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2.2.1. договора об оказании услуг междугородной/международной телефонной связи №Ю000039, заключенного 01 июня 2006 года ООО «СЦС Совинтел» и ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19» УФСИН России по Тюменской области.
Взыскать с ООО «СЦС Совинтел» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Взыскать с ФГУ «Лечебное исправительное учреждение №19» УФСИН России по Тюменской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.