АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-7477/2022 |
19 мая 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2022 года. Решение в полном объёме изготовлено 19 мая 2022 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании заявление
ООО «Эскомтел Магистральные Сети Связи» ИНН <***>
к начальнику Тобольского межрайонного отдела государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО1,
к начальнику Управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 15.02.2022
№ 77,
об оспаривании решения от 24.03.2022,
при участии:
представитель заявителя – ФИО3 по доверенности от 11.05.2022,
установил:
ООО «Эскомтел Магистральные Сети Связи» (далее – заявитель, Общество, ООО «Эскомтел МСС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к начальнику Тобольского межрайонного отдела государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО1, к начальнику Управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 (далее – ответчики) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 15.02.2022 № 77, об оспаривании решения от 24.03.2022.
Поскольку с заявлением в суд заявитель обратился 04 апреля 2022 г., в данном случае соблюдён 10-дневный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Отзыв на заявление ответчиками не представлен.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав его объяснения, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, учитывая требования части 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проверке судом оспариваемого постановления в полном объеме, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.01.2022 в 13-30 час. в ходе исполнения поручения Департамента лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент) от 28.12.2021 № 15922-21 участковым лесничим Жердняковского участкового лесничества Уватского лесничества ГКУ ТО «Тюменское управление лесами» ФИО4 установлено, что ООО «Эскомтел МСС» самовольно использует лесной участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Демьянское участковое лесничество <...> на площади 0,0001 га. для размещения объектов, являющихся объектами капитального строительства вышки мобильной сотовой связи (Фермная мачта серии ТМ-36) без оформленных надлежащим образом разрешительных документов.
Актом осмотра от 11.01.2022 установлено, что в квартале 122 выдела 5 Демьянского участкового лесничества установлена вышка мобильной сотовой связи размером у основания 50х50 см., изготовленная из металлических уголков высотой 30 метров, окрашенная в красно-белый цвет, с мачтой солнечных батарей в количестве 4 штук и ветряным электрогенератором на вершине размером у основания 50х50 см., изготовленным из металлической трубы высотой 0 метров с координатами 59°44'19,2" 069°47'02,5", на трех растяжках из металлического троса диаметром 6 мм. размерами 25х25 см. с координатами 59°44'19,2" 069°47'04,45". Расстояние от вышки до растяжек 20 метров.
Из акта приема передачи сооружения от 01.11.2021 № 472 следует, что фермная мачта ТМ-36, расположенная на подъезде к селу Туталово Уватского района Тюменской области, принадлежит ООО «Эскомтел МСС».
В связи с изложенными обстоятельствами главным специалистом отдела государственного лесного контроля управления федерального государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО5 в отношении ООО «Эскомтел МСС» составлен протокол об административном правонарушении от 01.02.2022 № 23 по статье 7.9 КоАП РФ – самовольное занятие лесных участков.
Рассмотрев данный протокол и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, начальник Тобольского межрайонного отдела государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО1 вынес оспариваемое постановление от 15.02.2022 № 77, в соответствии с которым ООО «Эскомтел МСС» привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Материалы дела свидетельствуют, что протокол составлен и постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о совершении данных процессуальных действий. Полномочия должностных лиц Департамента на возбуждение дела об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления по статье 7.9 КоАП РФ предусмотрены ст.23.24 и ч.1 ст.28.3 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением от 15.02.2022 № 77, Общество обжаловало его вышестоящему должностному лицу.
Решением начальника управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 от 24.03.2022 в удовлетворении жалобы отказано, постановление от 15.02.2022 № 77 оставлено без изменения.
Считая постановление от 15.02.2022 № 77 и решение от 24.03.2022 незаконными, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на лесном участке, расположенном по адресу: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Демьянское участковое лесничество <...> на площади 0,0001 га. находится принадлежащая Обществу фермная мачта ТМ-36 без оформленных надлежащим образом разрешительных документов.
Таким образом, ООО «Эскомтел МСС» самовольно использует указанный лесной участок, что образует в его действиях событие административного правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ.
Вина Общества в том виде, как она определена частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, административным органом установлена.
Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности судом не установлено.
За совершение административного правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
При этом арбитражный суд не усматривает оснований для замены штрафа на предупреждение, поскольку самовольное занятие лесного участка создает угрозу окружающей природной среде и совершенное административное правонарушение не отвечает признакам части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, арбитражный суд считает возможным снизить назначенный Обществу штраф до 50 000 руб. в связи со следующим.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022, то есть после вынесения постановления от 15.02.2022 № 77 и решения от 24.03.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» (пункт 3 Закона № 70-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Эскомтел МСС» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятие) на момент совершения правонарушений находилось в данном реестре.
Санкция статьи 7.9 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ; наказание должно быть назначено Обществу в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица (то есть в размере от 50 000 руб. до 150 000 руб.).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Исходя из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Сведений об исполнении Обществом оспариваемого постановления от 15.02.2022 № 77 в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенное, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ следует признать постановление Департамента лесного комплекса Тюменской области от 15.02.2022 № 77 не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 50 000 руб.
Изложенные обстоятельства являются основанием для частичного удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.167 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 4.1.2 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить частично.
Постановление Департамента лесного комплекса Тюменской области от 15.02.2022 № 77 признать не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 50 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья | Коряковцева О.В. |