ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7478/19 от 20.06.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-7478/2019

27 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года. Полный текст решения изготовлен 27 июня 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, и Ямало-Ненецкому автономному округу

к Обществу с ограниченной ответственностью «Ля Мажор»    

о привлечении к административной ответственности  на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии

от заявителя – Воробей Н.П. на основании доверенности от 31.01.2019 №21-Д,

от ответчика – Актабаев Е.Н. на основании доверенности от 03.06.2019,     

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу  (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ля Мажор» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Представитель заявителя поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В отзыве ответчик пояснил, что за использование передатчика аналогового звукового радиовещания без регистрации радиоэлектронного средства Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.14 КоАП РФ. По мнению ответчика,  требование заявителя о привлечении Общества к административной ответственности за отсутствие лицензии при оказании услуг связи самому себе на законе не основано и удовлетворению не подлежит.

От заявителя дополнительно поступили письменные пояснения, в которых сделан вывод о том, что отсутствие лицензии на оказание услуг связи образует одно бездействие. Второе действие (бездействие) относится к сфере средств массовых коммуникаций. В данном случае Общество является вещателем. Отсутствие лицензии на вещание образует другое бездействие.

Управление также указало, что предоставление Обществом в эфире радиостанции платных рекламных услуг без использования радиоэлектронного средства связи (далее - РЭС, радиовещательный передатчик) невозможно, при этом использование РЭС невозможно без лицензии на оказание услуг связи. В связи с чем, заявитель полагает, что  оказание услуг связи является предпринимательской деятельностью. Действующим законодательством РФ предусмотрено, что оператор связи обязан иметь договор с вещателем. В случае, если  Обществом не планировалось получение лицензии на оказание  услуг  связи  для  целей эфирного  вещания, для осуществления вещания необходимо наличие договора с оператором связи, имеющим лицензию на оказание услуг связи.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Управление поступили обращения граждан, содержащие признаки нарушения законодательства РФ в области оказания услуг связи. В своих обращениях заявители просили дать оценку правомерности вешания радиостанции «Радио родных дорог» в городе Ялуторовск Тюменской области на частоте 88,5 МГц, а также оказания в эфире платных услуг рекламного  характера.

В заявлении Управление указало, что сведениями, содержащимися в Единой информационной системе Роскомнадзора, подтверждается отсутствие разрешительных документов на право вещания на указанной частоте в г.Ялуторовске, в том числе, лицензии на оказание услуг связи.

Со ссылкой на материалы, поступившие в адрес Управления, заявитель указал на факт выявления признаков нарушений порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиочастотного спектра, РЭС и ВЧУ, а именно, использование передатчика аналогового звукового радиовещания, установленного по адресу: Тюменская область, г.Ялуторовск, ул.Сирина, здание элеватора и функционирующей на частоте излучения 88,5 МГц, без  соответствующего разрешения.

Управлением установлено, что владельцем радиоэлектронных средств является Общество.

Таким образом, Управлением сделан вывод о том, что оператор связи – Общество осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии на оказание услуг связи.

В связи с выявленным фактом совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 23.04.2019 специалистом  Управления, в отсутствии представителя юридического лица, составлен протокол №АП-72/3/834 об административном правонарушении.

Согласно статье 28.8 КоАП РФ, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании оказание услуг связи подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 2 статьи 3 Закона о лицензировании).

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон №126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (пункт 32 статьи 2 Закона                        № 126-ФЗ).

Согласно пункту 18 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензию на осуществление деятельности в области услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87, услуги связи для целей эфирного вещания осуществляются только на основании лицензии.

Таким образом, для определения наличия состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях Общества необходимо установить осуществления предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и факт возмездного оказания услуг связи Обществом.

В силу пунктов 1, 2 статьи 44 Закона №126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 12, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 №785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания» договор между оператором связи и абонентом или вещателем заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию пользователя, имеющего намерение заключить договор, может быть заключен срочный договор. В договоре с абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии и доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования абонента.

Договор, заключаемый с гражданином, является публичным (пункт 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785).

Как было отмечено судом выше, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав и оценив, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы дела, письменные доказательства и доводы сторон, установил, что из представленных в материалы дела документов не усматривается осуществление Обществом систематической деятельности по оказанию услуг связи на возмездной основе.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия возмездных договоров оказания услуг между Обществом и иными лицами.

Таким образом, суд находит обоснованным довод ответчика о том, что требование заявителя о привлечении Общества к административной ответственности за отсутствие лицензии при оказании услуг связи самому себе не основано на законе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при наличии такого обстоятельства, как отсутствие состава административного правонарушения.

Поэтому, суд считает необходимым отказать Управлению в удовлетворении заявленного требования о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.