ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7493/17 от 13.09.2017 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-7493/2017

19 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2017г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.09.2017г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Марковой Н.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Водовозовой Ю.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску от 13.06.2017

Кооператива «Новосел» эксплуатации коллективных гаражей для автолюбителей индивидуального пользования» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – истец)

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ответчик 1)

к Департаменту имущественных отношений города Тюмени

(ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ответчик 2)

третье лицо - Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени

о признании права собственности,

при участии:

от истца: ФИО1, доверенность от 12.06.2017 №б/н

ФИО2, доверенность от 05.06.2017 №б/н

от ответчика-1: не явился, извещен.

от ответчика-2: не явился, извещен

от третьего лица: не явилось, извещено

установил:

Кооператив «Новосел» эксплуатации коллективных гаражей для автолюбителей индивидуального пользования» 14.06.2017 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку – нежилое двухэтажное здание площадью 398,7 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени.

Ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области отзыв на иск не представил.

Ответчик Департамент имущественных отношений города Тюмени и третье лицо Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени с иском не согласны, о чем представлены отзывы.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Ответчики и третье лицо в назначенное судебное заседание не явились, извещены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, КП «Пригородное» постановлением от 18.05.1993 №422 предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок для размещения временных металлических гаражей, о чем в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за №00341, о чем свидетельствует Государственный Акт на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ТЮ2-1700341.

Распоряжением от 31.03.1999 №889 Администрация города Тюмени руководствуясь ст.71 Закона РФ « О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991, Федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ, законом Тюменской области «О регулировании земельных отношений в Тюменской области» от 14.021997 №75, решением Тюменской городской Думы «Об утверждении Положения о сервитутах в г.Тюмени» от 15.10.1996 №56 и постановлением администрации Тюменского района от 18.05.93 №422 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование КП «Пригородное» под размещение временных металлических гаражей» на основании письма гаражного кооператива «Новосел» вход. №867 от 27.02.1998 «О закреплении земельного; участка в постоянное (бессрочное) пользование под существующие гаражи», Устава гаражного кооператива «Новосел», зарегистрированного постановлением Главы администрации Тюменского района №715 от 06.12.1994, письма гаражного кооператива «Новосел» директору ТОО КСП «Пригородное» с просьбой о переоформлении земельного участка в пользу гаражного кооператива «Новосел» №11/17 от 20.01.1998, постановления администрации Тюменского района №422 от 18.05.1993 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование КП «Пригородное» под размещение временных металлических гаражей», Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей №ТЮ2-1700341 КП «Пригородное», выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Тюменского района, топографической съемки масштаба 1:500 с согласованными границами земельного участка гаражного кооператива «Новосел» смежными землепользователями, межевого дела по установлению границ в натуре земельного участка гаражей отменила распоряжение Постановление администрации Тюменского района от 18.05.1993 №422 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование КЛ «Пригородное» для размещения временных металлических гаражей» и предоставила земельный участок площадью 0,8220 га в бессрочное (постоянное) пользование гаражному кооперативу «Новосел» под существующие металлические гаражи индивидуальных владельцев по ул.Широтная-Мельникайте-Чаплина в соответствии прилагаемой выкипировке из плана города масштаба 1:2000 и топографической съемки масштаба 1:500, из земель общего пользования для благоустройства и содержания предоставила земельный участок площадью 876,0 кв.м без выделения границ в натуре, расположенный между красной линией и существующим ограждением гаражей по ул.Мельникайте, без права застройки территории капитальными зданиями и сооружениями.

Право бессрочного постоянного пользования было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Тюменской областной палатой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.06.1999 сделана запись регистрации № 72-01/401-14/1999-23.

Как указывает истец, в последующем на данном земельном участке кооперативом было принято решение о строительстве здания для размещения ремонтной мастерской транспортных средств его членов (автосервиса). Строительство здания осуществлено в период с 2001 года по 2005 год без разрешающих на то документов.

Кооператив обратился в Тюменский филиал ФГУП «Техинвентаризация-Федеральное БТИ» для технического описания построенного здания, получена справка о технико-экономических показателях №21690 от 30.08.2011 Далее был изготовлен кадастровый паспорт и проведена постановка на учет здания в ГКН Росреестра по Тюменской области.

По запросу кооператива ООО «Мой город» произведен расчет водопотребления и водоотведения для автосервиса, получены Технические условия подключения к сетям водоснабжения от 13.02.2012 №144-т, технические условия на подключение к газораспределительной сети от 22.02.2012 №2ЦТ-Ю, составлен и подан в Региональную энергетическую комиссию проект по расчету индивидуальной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «СУЭНКО». Земельный участок, в пределах которого возведено здание поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 72723: 0430001: 122.

Кооперативом было подано заявление в Администрацию города Тюмени для выдачи разрешения на строительство. Письмом, исх.№38-06-3794 от 11.07.2012 отказано в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с ч.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

По смыслу приведенной нормы постройка может быть признана самовольной только при наличии выше указанных условий.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч.3 ст.222 ГК РФ).

Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке представляет собой исключительный способ введения объекта в гражданский оборот, который подлежит применению в ситуации, когда лицо, действующее в полной мере законно и добросовестно, но по не зависящим от него причинам не смогло получить в установленном законом порядке документы, обусловливающие законность возведения объекта капитального строительства. К таким обстоятельствам не могут быть отнесены факты, свидетельствующие о формальном обращении застройщика за получением разрешения на строительство после фактического возведения объекта, либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии обоснованного отказа в выдаче разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию.

В силу ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, оформляемого актом органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно градостроительному законодательству после окончания строительства объекта застройщик обязан получить разрешение на ввод его в эксплуатацию. В соответствии со ст.55 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть приложено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения (п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 №143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Возражая против удовлетворения исковых требований, Департамент имущественных отношений города Тюмени указывает, что истцу в выдаче разрешения на строительство было отказано по основаниям, предусмотренным ч.13 ст.51 ГрК РФ в связи с не предоставление документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения для строительства. Отказ в судебном порядке истцом не обжалован. С заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истец не обращался. По мнению ответчика, истцом не предпринято надлежащих мер для легализации самовольной постройки.

В п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 указано, что в силу п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном(бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом ВС РФ 19.03.2014, указано следующее.

В соответствии с взаимосвязанными положениями подп.2 п.1 ст.40 и п.1 ст.41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу п.1 ст.615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных п.3 ст.222 ГК РФ, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец указывает, что спорное здание, согласно проекту, было возведено в целях размещения в нем гаража и мастерской для снегоуборочной техники, в составе которой предусмотрен склад для инвентаря и расходных материалов, склад запчастей.

Вместе с тем, истцом представлен технический паспорт на нежилое здание, расположенное по адресу: <...> согласно которому назначение объекта указано – Автосервис.

Согласно п.4 ст.222 ГК РФ органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 №252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

Согласно ст.1 ГрК РФ под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно представленного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:122 граница зоны планируемого размещения объема – зона автомобильного транспорта; информация о видах разрешенного использования земельного участка – зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ИТ-1; информация об ограничениях использования земельного участка – ограничения прав на земельный участок в связи охранной зоной тепловые сети.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что спорный объект создан (возведен) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, и расположен в зонах с особыми условиями использования территорий -охранной зоне.

Соответствующих доказательств о согласовании размещения спорного объекта в охранной зоне, в зоне ИТ-1 с компетентными органами не представлено.

Доказательства соответствия требованиям законодательства о безопасности движения истцом не представлены (п.4 ст.67 Правил землепользования и застройки г.Тюмени).

Истцом не представлены надлежащие доказательства строительства спорного объекта именно за счет истца.

Все иные доводы истца, заявленные в настоящем деле, в том числе по доказательствам строительства спорного объекта, принятию мер к легализации спорной постройки и предоставлению заключений о соблюдении норм и правил при строительстве в настоящем случае не имеют правового значения, поскольку истцом не доказано, что земельный участок, на котором, по заявлению истца, предположительно строился спорный объект, предоставлялся именно для целей строительства автосервиса (ст.ст.9, 65 АПК РФ).

Принимая во внимание отказ в удовлетворение исковых требований, в соответствии со ст.110 АПК РФ вопросы о распределении государственной пошлины рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Маркова Н.Л.