ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7685/13 от 17.09.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-7685/2013

« 20 »

сентября

2013 г.

Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В. Авдеевой, рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску

Администрации Абатского муниципального района

к ООО «Быструшинское»

третье лицо: Департамент агропромышлненного комплекса Тюменской области

о взыскании 10 189 150 рублей 00 копеек,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – по доверенности № 37 от 10.12.2012 года;

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 09.07.2013 года;

от третьего лица: ФИО3 – по доверенности № 14/673-13 от 01.03.2013 года;

установил:

Администрация Абатского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО «Быструшинское» о взыскании 10 189 150 рублей 00 копеек, в качестве возврата субсидий, предоставленных ответчику на основании договора № 5 о субсидировании от 24.04.2013 года (л.д. 3-4).

Определением от 14.08.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Департамент агропромышлненного комплекса Тюменской области (л.д. 84).

В судебном заседании, начатом 10.09.2013 года, был объявлен перерыв до 17.09.2009 года, после чего судебное слушание было продолжено.

После перерыва представитель истца в судебное заседание не явился, направил в материалы дела ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя, указал на поддержку заявленных требований в полном объеме.

Ответчик иск частично оспаривает по основаниям письменного отзыва, представил дополнения к письменному отзыву. Согласно позиции ответчика субсидии подлежат возврату частично на сумму 2 183 722 рублей 32 копейки.

Третье лицо также считает иск подлежащим удовлетворению в части по основаниям письменного отзыва.

Исследовав письменные доказательства, доводы искового заявления, отзывов на него, заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 24 апреля 2013 года между ООО «Быструшинское» (получатель) и Администрацией Абатского муниципального района (далее плательщик) был подписан договор № 5 о субсидировании (далее - Договор).

Предметом настоящего Договора является предоставление плательщиком получателю за 53 420 га возделывания сельскохозяйственных культур в 2103 году.

Согласно пункту 1.2 Договора настоящий Договор заключен в соответствии с Законом Тюменской области от 12.10.2001 года № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области», Законом Тюменской области от 06.11.2012 года № 90 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2012 года № 581-п «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 05.09.2012 года № 30 «Об утверждении административного регламента» и на основании протокола от 16.04.2013 года № 1 заседания комиссии по проверке обоснованности рабочих планов, созданной постановлением администрации Аббатского муниципального района от 29.12.2012 года № 107.

Согласно разделу 2.1 Договора получатель обязан направить средства, полученные по настоящему Договору на приобретение горюче-смазочных материалов (пункт 2.1.2). Провести посев сельскохозяйственных культур на посевных площадях не ниже уровня 2012 года (пункт 2.1.3).

Плательщик же принял на себя обязательства на основании представленных получателем документов, в пределах утвержденных лимитов, выплачивать получателю субсидии по ставке 211, 9296 рублей за 1 га. Общая сумма субсидии по настоящему Договору составляет 11 321 279 рублей. 90% от общей суммы субсидии, что составляет 10 189 150 рублей, выплачивается получателю до начала весенне-полевых работ. Оставшаяся сумма субсидии выплачивается получателю после предоставления формы статистической отчетности о посеве 2013 года с отметкой органа статистики (раздел 2.2 Договора).

Пунктом 3.2 Договора предусмотрено, что в случае неисполнения п. 2.1.3 настоящего Договора, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме в течение 10 дней с момента составления акта комиссией по рассмотрению причин недосева сельскохозяйственных культур к уровню 2012 года.

Во исполнение своих обязательств по Договору истцом были перечислены ответчику денежные средства в сумме 10 189 150 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений №7054 от 26.04.2013 года и № 7428 от 30.04.2013 года (л.д.9,10).

Согласно сведениям об итогах сева под урожай 2013 года от 20.06.2013 года (л.д.11-16) ответчик осуществил посев сельскохозяйственных культур на посевных площадях ниже уровня 2012 года (2012 год – 53420га (плановый посев по Договору); 2013 – 37774га – фактический посев).

Актом от 26.06.2013 года комиссия истца по рассмотрению причин недосева сельскохозяйственных культур в текущем году определила следующие причины недосева: - сложные погодные условия; - отказ от помощи других сельскохозяйственных предприятий района; - недостаток технической оснащенности.

В связи с наличием оснований для возврата субсидий, определенных пунктом 3.2 Договора истцом 05.07.2013 года было вручено ответчику письмо № 1652 с предложением возвратить субсидии в сумме 10 189 150 рублей в десятидневный срок с даты составления акта (л.д.60).

Поскольку субсидии в установленный срок ответчиком возвращены не были, указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Рассматриваемые отношения следует квалифицировать как отношения, регламентируемые соответствующими нормами раздела III Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Стороны не оспаривают факт получения ответчиком субсидий в сумме 10 189 150 рублей, равно как и факт недосева сельскохозяйственных культур по отношению к плановому Договорному (37774га вместо 53420га).

Вместе с тем, ответчик и третье лицо со ссылкой на Закон Тюменской области от 06.11.2012 года № 90 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 года № 581-п «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» полагают, что поскольку посев сельскохозяйственных культур на площади ниже уровня предшествующего года вызван сложившимися неблагоприятными природно-климатическими условиями, по решению комиссии департамента агропромышленного комплекса Тюменской области выплата субсидий может осуществляться пропорционально засеянным площадям в соответствии с заключительным отчетом об итогах сева под урожай текущего года.

В материалы дела представлен протокол заседания комиссии Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области по рассмотрению причин недосева сельскохозяйственных культур в 2013 году к уровню предшествующего года в связи со сложившимися неблагоприятными природно-климатическими условиями 2013 года от 05.09.2013 года, согласно которому комиссия с учетом мнения приглашенных специалистов посчитала возможным произвести выплату субсидий на поддержку растениеводства ООО «Быструшинское» Аббатского района пропорционально засеянной площади и рекомендовать администрации Аббатского муниципального района решить вопрос по выплате субсидий на поддержку растениеводства ООО «Быструшинское» пропорционально засеянной площади.

Согласно позиции истца, принятие Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области решения о выплате субсидий пропорционально засеянным площадям не может повлиять на обязанность ответчика возвратить сумму полученных по Договору субсидий в полном объеме, поскольку Договор не содержит условий о возможности возврата субсидий при недосеве в каком-либо ином размере, нежели в полном объеме.

Суд, оценив представленные в материалы дела документы и аргументы сторон, полагает необходимым признать обоснованной позицию ответчика и третьего лица в связи с нижеследующим.

Как следует из положений раздела 1 Договора он заключен в соответствии с Законом Тюменской области от 12.10.2001 года № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области», Законом Тюменской области от 06.11.2012 года № 90 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2012 года № 581-п «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Законом Тюменской области от 06.11.2012 года № 90 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства в части поддержки растениеводства (возделывание сельскохозяйственных культур).

Порядок реализации органами местного самоуправления переданного государственного полномочия утвержден Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2012 года № 581-п «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Согласно пункту 1.19.2 Положения реализация передаваемого полномочия осуществляется органами местного самоуправления путем субсидирования затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для осуществления возделывания сельскохозяйственных культур в текущем году. Получателями субсидии являются сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организации, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям по обмолоту зерновых и (или) зернобобовых культур на площади не менее 10 тысяч гектаров и возделывающие сельскохозяйственные культуры.

Основанием для получения субсидий являются: копия формы статистической отчетности об итогах сева сельскохозяйственных культур за предшествующий год (для ранее осуществлявших деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей), рабочие планы на проведение весенних полевых работ в текущем году; договор о субсидировании, заключаемый органами местного самоуправления с получателем субсидии, содержащий в числе прочих условий и условия возврата целевых средств в полном объеме в случае сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур к предшествующему году (для ранее осуществлявших деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей) либо снижения площади посева к заявленной в рабочем плане на проведение весенних полевых работ в текущем году (для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей).

При этом, этот же пункт 1.19.2 Положения содержит указание на то, что сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществившим посев сельскохозяйственных культур на площади ниже уровня предшествующего года в связи со сложившимися неблагоприятными природно-климатическими условиями, выплата субсидии осуществляется по решению комиссии департамента агропромышленного комплекса Тюменской области пропорционально засеянным площадям в соответствии с заключительным отчетом об итогах сева под урожай текущего года.

Таким образом, учитывая, что Договор, заключен сторонами в соответствии с указанными выше нормативными документами, его условия не могут противоречить их положениям. Принимая во внимание наличие ссылок в Договоре на Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 года № 581-п «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», правоотношения сторон по Договору регулируются и содержащимися в данном документе положениями.

С учетом изложенного судом отклоняются доводы истца о том, что частичный возврат субсидий по Договору невозможен в силу отсутствия в нем такого условия.

Принимая во внимание наличие заключения комиссии Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, содержащего выводы о произведении выплаты субсидий на поддержку растениеводства ООО «Быструшинское» Аббатского района пропорционально засеянной площади, суд полагает, что возврату подлежит субсидия именно в части, которая приходится на незасеянную площадь.

Таким образом, по мнению суда, размер подлежащей возврату субсидии, обоснованно определен ответчиком исходя из площади недосева и размера субсидии, приходящейся на 1 га, что составило 2 183 722 рубля 32 копейки.

Расчет ответчика не оспорен истцом, контррасчет не представлен.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Учитывая частичное удовлетворение требований иска, государственная пошлина за рассмотрение дела в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Быструшинское» (ИНН:7208002761;ОГРН:1067208000529) в пользу Администрации Абатского муниципального района (ИНН:7208000250;ОГРН:1027201486180) денежные средства в сумме 2 183 722 рубля 32 копейки.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «Быструшинское» (ИНН:7208002761;ОГРН:1067208000529) в доход федерального бюджета 33 918 рублей 61 копейку государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Я.В.Авдеева