АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-7742/2012
«19» октября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 19 октября 2012 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Багатурия Л.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
к Администрации города Тюмени
об обязании принять в муниципальную собственность имущество,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1, доверенность от 09.10.2012;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 14.12.2011 г., после перерыва – ФИО3, доверенность от 14.12.2011 г.;
установил:
Заявлен иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом к Администрации города Тюмени об обязании принять в муниципальную собственность г. Тюмени 8/66 доли одноэтажного жилого дома (лит. А), общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (лит. А1), общей площадью 100,0 кв.м., в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит. Б1), служба (лит. Д), расположенных по адресу: <...>, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации.
Исковые требования со ссылками на ст. 12, п. 2 ст. 1151, Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 50, п. 3 ч. 7 ст. 85 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мотивированы отказом ответчика принять в муниципальную собственность жилое помещение, включенное в жилищный фонд социального пользования.
В судебном заседании истец поддержал заявленные в иске требования. Представил дополнения к исковому заявлению.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по доводам отзыва. Считает, что у Администрации г. Тюмени нет императивной обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность. Ссылки истца на ст. 1155 ГК не состоятельны, поскольку право собственности Российской Федерации на спорное имущество возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.11.2006 г., т.е. до вступления в законную силу изменений в гражданском законодательстве. В натуре указанное имущество не выделено, следовательно, в каждом помещении указанного жилого дома, 8/66 доли в праве общей долевой собственности принадлежит в настоящее время Российской Федерации.8/66 доли в праве общей долевой собственности на указанный выше жилой дом не могут быть использованы в целях решения вопроса местного значения, указанного истцом. Актом обследования фактического использования и сохранности недвижимого имущества, утвержденного Территориальным управлением Росимущества в Тюменской области 20.07.2010 г. установлено, что помещения не соответствуют требованиям строительных норм и правил в отношении прочности и устойчивости и не пригодны к эксплуатации (л.д.35-38).
В судебном заседании 11.10.2012 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 12.10.2012 г. Сведения о времени и месте продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Тюменской области в сети Интернет по адресу: http://tumen.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерации зарегистрировано право собственности на 8/66 долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - одноэтажный жилой дом (литера А) общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (литера А1), общей площадью 100 кв.м., в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит.Б1), служба (лит.Д), расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 20.12.2006 72 ПК 483522 (л.д.24).
Право собственности Российской Федерации на указанное имущество было зарегистрировано в порядке принятия выморочного имущества, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.11.2006, удостоверенного нотариусом нотариального округа г. Тюмени Тюменской области ФИО4
Во исполнение поручения Росимущества от 21.02.2012 №СМ-18/5008 (л.д.25-26) Территориальное управление обратилось к Главе Администрации города Тюмени (письмо от 27.02.2012 №1273/04) о рассмотрении вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа город Тюмень объекта недвижимости, составляющего казну Российской Федерации - 8/66 одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (л.д.27).
Письмом от 04.04.2012 №03-06-725 Администрация города Тюмени отказала в приемке в муниципальную собственность г. Тюмени 8/66 доли в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <...> (л.д.28).
Согласно штампу Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от 26.10.2006 на техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры (л.д.29-33).
Также в соответствии с перечнем объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Тюменской области (здания и сооружения), представленным Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области к письму от 21.07.2010 №1143/02, жилой дом, расположенный по адресу: <...>, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» памятники и ансамбли, находящиеся в общей долевой собственности, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Таким образом, в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, является памятником градостроительства и архитектуры, 8/66 доли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, невозможно выделить в натуре в силу указания закона.
В соответствии с приложением № 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Исторические и культурные памятники регионального значения, к которым отнесен спорный объект, в этот перечень не включены, как не внесены они и в приложения №№ 2 - 3 к Постановлению № 3020-1.
На основании данных норм, вопрос о праве собственности относительно памятника истории и культуры должен решаться исходя из его функциональных признаков.
Одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, относится к жилищному фонду.
Согласно приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности относятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
Спорное имущество не может находиться в федеральной собственности в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На основании п.3 ч.7 ст.85 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
При этом, Суд считает, что не имеет правого значения и не является основанием для отказа от принятия в муниципальную собственность данные акта обследования фактического использования и сохранности недвижимого имущества, утвержденного Территориальным управлением Росимущества в Тюменской области 20.07.2010 г. (л.д.40-45).
В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, суд пришел к выводу о том, что требования истца об обязании принять в муниципальную собственность г. Тюмени 8/66 доли одноэтажного жилого дома (лит. А), общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (лит. А1), общей площадью 100,0 кв.м., в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит. Б1), служба (лит. Д), расположенных по адресу: <...>, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации подлежат удовлетворению.
На основании п.п. 1.1 п. 1ч. I ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Тюмени принять в муниципальную собственность г. Тюмени 8/66 доли одноэтажного жилого дома (лит. А), общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (лит.А1), общей площадью 100,0 кв.м.. в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит.Б1), служба (лит. Д), расположенные по адресу: <...> составляющих имущество государственной казны Российской Федерациию
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья Л.Е. Багатурия