ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-7955/16 от 09.08.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-7955/2016

12 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2016 года. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2016 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Публичного акционерного общества «Западно-Сибирский коммерческий банк» (ПАО «Запсибкомбанк»)   

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области

об оспаривании бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по принятию выморочного имущества; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 01.10.2014 № 620,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 06.11.2015 №167/01-Д,

от третьего лица – ФИО3 на основании доверенности от 12.07.2016,

установил:

Публичное акционерное общество «Западно-Сибирский коммерческий банк» (ПАО «Запсибкомбанк» (далее – заявитель, Общество, Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее – ответчик, Управление) об оспаривании бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по принятию выморочного имущества; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Определением от 23.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора судом, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области (далее – Инспекция, налоговый орган, третье лицо).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица поддержал свою позицию, изложенную в письменном отзыве.

Как следует из материалов дела, 24.02.2016 Банк обратился в Управление с заявлением, в котором просил осуществить мероприятия для принятия выморочного имущества (л.д.28-29).

Так, в частности, в заявлении Банк указал о том, что в производстве Тюменского районного суда находится гражданское дело №2-2333/2015 по иску Банка к наследственному имуществу ФИО4

Рассмотрение гражданского дела приостановлено судом до признания движимого наследственного имущества выморочным и перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Таким образом, заявитель указал на необходимость осуществления Управлением всех необходимых мероприятий для принятия выморочного имущества.

Рассмотрев заявление Банка, Управление письмом 25.05.2016 № 2090/01 отказалось принимать выморочное имущество (л.д.30-33).

Позиция Управления мотивирована вероятностью появления наследников                        ФИО4, а также отсутствием у Управления обязанности получения свидетельства о праве на выморочное наследство.

Ответчик также указал, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство, выдаваемое налоговому органу.

Полагая, что бездействие Управления, выразившееся в неосуществлении действий по принятию выморочного имущества, нарушает его права и законные интересы, Банк обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится принятие в установленном порядке имущества, обращенного в собственность РФ, а также выморочного имущества, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность РФ.

Из заявления Банка следует, что срок принятия наследства наследниками умершего уже истек. Заявлений о принятии наследства, об отказе от наследства не поступало. Свидетельств о праве на наследство в установленном порядке не выдавалось.

Банк также указал на то, что права и обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество не установлены. Данные полномочия переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.

Подробно позиция и доводы Банка изложены в заявлении.

Возражая против заявленных требований, Управлением поддержана позиция, изложенная в письме от 25.05.2016 №2090/01, направленном в адрес Банка.

По мнению ответчика, свидетельство о праве государства на наследство в установленном порядке получают налоговые органы, а функции по управлению федеральным имуществом, в том числе, выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Ответчик также полагает, что Банк не представил доказательства того, что имущество ФИО4 перешло в собственность государства, а равно, что денежные средства, находящиеся на счете умершего, зачислены в доход федерального бюджета. Отсутствуют доказательства, позволяющие установить, что на момент смерти ФИО4 с ним совместно никто не проживал, что от наследства никто не отказывался. Факт непринятия наследства не установлен в судебном порядке.

Управление считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо в отзыве поддержало выводы и позицию  заявителя о том, что на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также функции по принятию и   управлению  федеральным   имуществом,  в  том  числе, выморочным.

Налоговые органы не наделены правами и обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению  по нижеследующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Банком и ФИО4 20.02.2014 был заключен договор кредитования № 990028983/14ПБ, в соответствии с которым последнему предоставлен кредит в размере 50 000 рублей.

Согласно записи акта о смерти №451 от 12.05.2014 ФИО4 умер, дата смерти 10.05.2014 (л.д.38).

Также установлено, что в производстве нотариуса находится наследственное дело №93/2014 к имуществу ФИО4 Заявлений о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве наследство, об отказе от наследства от наследников не поступало, наследники отсутствуют (л.д.39).

По состоянию на 25.07.2015 за ФИО4 числится задолженность по договору кредитования в размере 85 706,84 руб.

По имеющимся сведениям регистрирующего органа на имя ФИО4 зарегистрированы следующие транспортные средства:

-  Ситроен С4, государственный регистрационный знак Р 634 КТ72, 2013 года выпуска;

- ГАЗ 30210, грузовой  бортовой, государственный регистрационный знак <***>, 1999 выпуска.

Как было отмечено судом выше, Банк обратился в Управление с заявлением, в котором просил осуществить мероприятия для принятия выморочного имущества. Однако ответчиком в этом было отказано.

Удовлетворяя требования Банка, суд руководствуется нижеследующим.

Пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

В силу частей 2, 3 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.

В пункте 50 указанного Постановления разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе, невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

В соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.

В силу статьи 1154 Гражданского кодекса РФ для принятия наследства предусмотрен шестимесячный срок.

Как установлено судо по материалам настоящего дела, ФИО4 (заемщик  Банка), умер 10.05.2014.

В представленном отзыве ответчик ссылается на наличие возможности установления лиц, фактически принявших наследство, полагает, что отсутствуют доказательства, позволяющие установить, что на момент смерти ФИО4 с ним совместно никто не проживал и от наследства никто не отказывался.

Вместе с тем, доводы Управления противоречат материалам дела, а также ответчиком не учтено, что в настоящий момент истек шестимесячный срок для принятия наследства.

Кроме того, заявлений о принятии наследства, об отказе от наследства не поступало, свидетельств о праве на наследство не выдавалось, что подтверждается письмом нотариуса ФИО5 от 03.09.2015 (л.д.39).

В материалах дела  отсутствуют доказательства того, что кто-либо вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по его сохранности, либо произвел расходы по содержанию таким имуществом, либо оплатил за свой счет долги наследодателя в материалы дела не представлено (статья 1153 Гражданского кодекса РФ).

Согласно представленного в материалы дела Определения Тюменского районного суда Тюменской области  по гражданскому делу №2-2333/2015 следует, что в процессе рассмотрения данного дела было установлено движимое имущество, принадлежащее ФИО4

При этом суд указал, что на момент смерти, наследники умершего не выявлены. В определенный законом срок никто из наследников первой и последующей очередей к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство и об отказе от наследства умершего  не обращался.

Тюменский районный суд приостановил производство по гражданскому о взыскании задолженности, до признания выявленного наследственного имущества выморочным и перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что транспортные средства: Ситроен С4, государственный регистрационный знак  Р 634 КТ72, 2013 года выпуска;  ГАЗ 30210, грузовой бортовой, государственный регистрационный знак <***>, 1999 выпуска, признаются выморочным имуществом в силу статьи 1151 Гражданского кодекса РФ.

В связи с чем, по основаниям, указанным выше, обязанность по принятию такого имущества возлагается на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, в данном случае Управление.

Суд отклоняет доводы ответчика о том, что Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 и Инструкция Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» являются действующими.

Суд исходит из того, что в настоящее время порядок, предусмотренный Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Минфином СССР 19.12.1984 № 185, а также Постановление Совета Министров СССР от 29.06.1984 №683, согласно которым обязанность по принятию выморочного имущества возложена на налоговые органы,  применению не подлежат.

Поименованные нормативные правовые акты были приняты и регулировали соответствующие действия налогового органа в период времени, когда именно данный орган имел такие полномочия.

Вместе с тем, структура и полномочия органов исполнительной власти претерпели изменения. Как отмечено судом выше, Положением о Федеральной налоговой службе от 30.09.2004 №506 права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество не установлены. Данные полномочия переданы Росимуществу.

Указанная позиция согласуется также с разъяснениями, данными в пунктах 5 и 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании».

При таких обстоятельствах, суд признает доводы ответчика несостоятельными.

Кроме того, в целях необходимости соблюдения установленного арбитражным законодательством принципа единообразия судебной практики и во избежание принятия противоречащих друг другу судебных актов, судом при вынесении решения также учтены выводы следующих судебных инстанций: Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу №А70-11288/2015; от 18.08.2015 №А70-3710/2015, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2015; Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 №15АП-4404/2016 по делу №А32-23928/2015.

Иные доводы Управления отклоняются судом как несостоятельные, поскольку позицию заявителя не опровергают.

На основании изложенного, оценив все имеющиеся доказательства по делу, как того требуют положения статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что заявленные требования Банка  подлежат удовлетворению. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с  удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, выразившееся в неосуществлении действий по принятию выморочного имущества - транспортных средств, принадлежавших ФИО4: Ситроен С4, государственный регистрационный знак <***>, 2013 года выпуска, VIN <***>, цвет черный, ПТС 40НУ112977 дата выдачи 07.10.2013; ГАЗ 330210, грузовой бортовой, государственный регистрационный знак <***>, 1999 года выпуска, VIN <***>, цвет серый, ПТС 72КС316712 дата выдачи 01.08.2014.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области осуществить действия по оформлению права собственности на указанное выморочное имущество, в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, <...>; зарегистрировано20.07.2009 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Публичного акционерного общества «Западно-Сибирский коммерческий банк» (ПАО «Запсибкомбанк») (625000, г.Тюмень, ул.8 Марта, д.1; зарегистрировано 23.11.2002 Центральным банком Российской Федерации за № 918; ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

  Судья

Безиков О.А.