АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-803/2018 |
04 апреля 2018 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению
ООО «Русское»
к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области
об оспаривании постановления от 10.01.2018 о назначении административного наказания (дело № 243-Ю-14.16/2017),
установил:
ООО «Русское» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) об оспаривании постановления от 10.01.2018 о назначении административного наказания (дело № 243-Ю-14.16/2017).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 31.01.2018 вышеуказанное заявление принято к производству в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.03.2018 по делу № А70-803/2018, составленным в виде резолютивной части, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
28.03.2018 от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения.
В силу положений ч. 3 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Рассмотрев заявления о подготовке мотивированного решения по настоящему делу, суд считает названное заявление подлежащим удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенному на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР), по адресу: <...>, литер А4, ООО «Русское» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 28.11.2014 г. № 72РПА0001545, сроком действия - по 27.11.2019.
На основании поступившей в Департамент жалобы гражданина ФИО1 по факту реализации алкогольной продукции (три банки пива «Балтика 3», объемом 0,45 литра, общей стоимостью 147 руб.) в магазине Общества, расположенном по адресу: <...>, в отношении ООО «Русское» административным органом 10.10.2017 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Департаментом было установлен факт реализации в вышеуказанном магазине ответчика алкогольной продукции 09.09.2017, что является нарушением запрета, установленного пп.1 п. 1 Постановления Правительства Тюменской области № 575-п (далее – Постановление № 575-П).
20.11.2017 Департаментом по данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
10.01.2018 Департаментом в отношении Общества вынесено постановление по делу № 243-Ю-14.16/2017 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заявитель не согласен с постановлением от 10.01.2018 по делу № 243-Ю-14.16/2017, полагает, что событие вменяемого ему административного правонарушения ответчиком не доказано. Заявитель также ссылается на то обстоятельство, что факт использования в магазине незарегистрированной контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) в период с 01.09.2017г. по 16.09.2017г., не может служить доказательством наличия связи между кассовым чеком № 87 от 09.09.2017 и реализацией какой-либо продукции магазином в указанный период.
Департамент против доводов Общества возражает, считает доказанным событие и состав административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства и позиции сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом № 171-ФЗ.
В соответствии с п. 12 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 названного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Под розничной продажей алкогольной продукции понимается такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.
В силу абз. 2 п. 5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Так, согласно п. 9 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
На основании указанной нормы закона вынесено постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2013 № 575-п «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области» (далее - Постановление Правительства Тюменской области № 575-п).
Ст. 8 Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий, установленные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Тюменской области № 575-п установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в Тюменской области в дни проведения массовых мероприятий, установленные правовыми актами органов местного самоуправления, в случае наделения органов местного самоуправления государственным полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 22.05.2017 № 211-пк «Об установлении в 2017 году дней проведения массовых мероприятий, во время которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» установлены дни проведения массовых мероприятий в 2017г., в том числе день, посвященный празднованию VI Областного праздника трезвости – 09.09.2017г.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований п. 9 ст. 16 и п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ 09.09.2017 в магазине Общества «Продукты», расположенном по адресу: <...>, гражданину ФИО1 была реализована алкогольная продукция – три банки пива «Балтика 3», объемом 0,45 л. общей стоимостью 147 руб.
Факт приобретения алкогольной продукции подтверждается, в частности, копией кассового чека от 09.09.2017 (л.д.69), показаниями ФИО1 (л.д.69).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что 09.09.2017, то есть в день запрета на розничную продажу алкогольной продукции, Общество допустило такую реализацию.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, Обществом не представлено.
Судом отклоняются доводы Общества о том, что представленный в материалы административного дела кассовый чек не может подтверждать факт реализации алкогольной продукции 09.09.2017, поскольку ККМ была зарегистрирована в налогом органе только 13.10.2017
13.10.2017г. специалистом Департамента в присутствии продавца магазина Общества ФИО2 проведен осмотр помещения магазина «Продукты» по адресу: <...>.
В ходе осмотра установлено наличие в продаже пива «Балтика 3. Классическое», объемом 0,45 литра, стоимостью 49 руб., аналогичному тому, которое приобрел ФИО1 09.09.2017г. Расчет в указанном магазине производится с помощью контрольно-кассовой техники «ПИРИТ 1Ф», заводской № 0126013746.
Как следует, из представленного в материалы дела журнала учета розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, по чекам за период с 01.09.2017г. по 16.10.2017г., сформированного на портале сервисов ФС РАР (далее – журнал), установлено, что Общество по адресу: <...> до 12.10.2017г. (включительно) использовало контрольно-кассовую технику, не зарегистрированную в установленном законодательством РФ порядке (в графе «Касса» вместо заводского номера указано пустое назначение EMPTY).
Таким образом, факт отсутствия регистрации ККМ в налоговом органе не свидетельствует об отсутствии события вменяемого правонарушения.
Применением Обществом незарегистрированной ККМ подтверждается отсутствием номера ЭКЗЛ, а также заводского номера ККТ в чеке, представленным ФИО1 При этом в чеке имеется указанные на наименование Общества, его место нахождение и ИНН.
Таким образом, чек № 87 от 09.09.2017г., представленный ФИО1, получен именно в магазине Общества, расположенном по указанному выше адресу.
Исследовав материалы дела, суд считает доказанным событие вменяемого Обществу правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав материалы дела, суд считает у Общества имелась возможность для соблюдения указанных выше требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований из материалов дела не усматривается, в связи с чем суд считает, что Департаментом доказана вина Общества в совершенном правонарушении.
Таким образом, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его Обществом, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении Общества к требованиям законодательства об обороте алкогольной продукции.
Привлечение Общества к административной ответственности осуществлено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Исследовав материалы дела, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 226-229, ст. 211 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения в Восьмой арбитражный апелляционный суд, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Сидорова О.В.