ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-8048/2018 от 17.07.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-8048/2018

24 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 24 июля 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

Департамента образования и науки Тюменской области к Частному образовательному учреждению дополнительного образования Детская юношеская автомобильная школа Тюменской областной организации общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» (ЧОУ ДО ДЮАШ ТОООО «ВОА»)

о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии:

представитель заявителя - Скирда О.С. на основании доверенности от 22 июня 2018г. №4444,

представитель ответчика - Норошкина М.А. на основании доверенности от 12 июля 2018г. №14/1,

установил:

Департамент образования и науки Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Частному образовательному учреждению дополнительного образования Детская юношеская автомобильная школа Тюменской областной организации общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» (далее - ответчик, ЧОУ ДО ДЮАШ ТОООО «ВОА», Учреждение) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что в настоящее время по заявлению Общества действие его лицензии прекращено.

Представитель ответчика не отрицает вины Учреждения в совершённом административном правонарушении, но просит учесть тяжёлое финансовое и имущественное положение при назначении административного наказания.

Заслушав объяснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.

Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности от 24.04.2015 №161 (с правом реализации образовательных программ профессионального обучения) и реализует образовательные программы подготовки водителей автомототранспортных средств категории «А», «В», подкатегории «А1».

В связи с поступившей из Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области информации и на основании приказа Департамента от 10.05.2018 №190-п в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой 21.05.2018 установлено, что в образовательном учреждении отсутствует заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям законодательства, что является нарушением подп. «е» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.2013 №966).

Результаты проверки оформлены актом от 21.05.2018 №167.

По результатам проверки главным специалистом отдела государственного контроля (надзора) Савиной Е.А. в отношении ЧОУ ДО ДЮАШ ТОООО «ВОА» в присутствии законного представителя Учреждения - директора Гаврина А.В. составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2018 №18 по признакам ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ по факту осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Полномочия должностных лиц заявителя на составление протокола об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ предоставлены им частью 3 ст.28.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением порядка и сроков его составления, регламентированных главой 28 КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п.1 Примечания к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 40 п.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, далее - Положение о лицензировании).

Подп. «е» п.7 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, является, в числе прочего, наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".

В силу подп. «а» п.9 названного Положения нарушение подп. «е» п.7 данного Положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что у него отсутствует заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям законодательства, поскольку Управлением ГИБДД УМВД России по Тюменской области принято решение о прекращении с 26.03.2018 действия ранее выданного заключения (письмо от 29.03.2018 №17/8-1420).

Таким образом, в действиях Учреждения формально содержится событие административного правонарушения по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в настоящем случае следует учитывать определенные обстоятельства.

Так, материалами дела подтверждается, что органы ГИБДД прекратили действие своего заключения на автодром не по причине несоответствия последнего требованиям, предъявляемым к автодромам, а в связи с истечением срока договора аренды на него.

Арбитражный суд так же принимает во внимание доводы Общества о том, что с момента прекращения действия заключения ГИБДД школа перестала проводить обучение водителей по различным категориям. Последняя группа обучающихся проходила обучение с 08.01.2018 по 17.02.2018. В марте 2018г. закончился срок субаренды автодрома. Руководство школы предпринимало меры для того, чтобы заключить новый договор аренды и продолжить свою деятельность. Деятельность школы приостановлена. Все сотрудники приняли решение уйти в отпуск без сохранения заработной платы до момента, пока школа не возобновит свою работу.

Так же следует учитывать и то обстоятельство, что в настоящее время действие самой лицензии Общества прекращено.

Все выше указанные обстоятельства, по убеждению арбитражного суда, свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что, в свою очередь, свидетельствует о малозначительности совершённого Обществом административного правонарушения.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Признание арбитражным судом правонарушения в качестве малозначительного влечет отмену постановления о привлечении лица к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст.167 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст.2.9 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать совершенное Частным образовательным учреждением дополнительного образования Детская юношеская автомобильная школа Тюменской областной организации общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» правонарушение малозначительным.

Освободить Частное образовательное учреждение дополнительного образования Детская юношеская автомобильная школа Тюменской областной организации общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» от административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, и ограничиться в отношении него устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Коряковцева О.В.