АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-816/2019 |
17 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Премьер-Викулово»
к Администрации Викуловского муниципального района
о признании недействительным распоряжения от 27.12.2018 № 1261-р,
об обязании совершить действия,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 23.01.2019 №1,
от ответчика - ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2019 №02, ФИО3 на основании доверенности от 13.03.2019 №19,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Премьер-Викулово» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Викуловского муниципального района Тюменской области (далее – ответчик, Администрация) опризнании недействительным распоряжения об отказе в заключении концессионного соглашения от 27.12.2018 № 1261, об обязании совершить действия.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 28.11.2018 года (вх. № 4194) ООО «Премьер-Викулово» обратилось в Администрацию Викуловского муниципального района Тюменской области (далее по тексту - Администрация) с предложением о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее по тексту - Предложение).
Предложение направлено в порядке ч. 4.1. ст.37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300 с приложением всех необходимых документов.
Распоряжением № 1261-р от 27.12.2018 года Администрация приняла решение об отказе ООО «Премьер-Викулово» в заключении концессионного соглашения на условиях, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего и холодного водоснабжения Викуловского муниципального района по следующему основанию: проектом концессионного соглашения не определен объект концессионного соглашения (объект концессионного соглашения не требует реконструкции).
Дополнительно Администрация разъяснила свой отказ в письме №3945 от 27.12.2018 года, указав, что проектом концессионного соглашения предлагается выполнение мероприятий по ремонту сетей и сооружений систем теплоснабжения, водоснабжения, замене технологического оборудования, что в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не может быть объектом соглашения.
ООО «Премьер-Викулово» полагает, что Распоряжение № 1261-р от 27.12.2018 года не соответствует ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и нарушает права заявителя как потенциального инвестора на заключение концессионного соглашения в приоритетном порядке без проведения конкурса при отсутствии иных претендентов.
Заявитель считает, что Администрацией допущена ошибка в толковании терминов, используемых в действующем законодательстве. По мнению Общества, статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, действительно различает реконструкцию и ремонт объектов капитального строительства. Однако Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» дает другое понятие реконструкции, отличное от градостроительного кодекса. В частности ч.3 ст. 3 Закона предусматривает, что в целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Тем самым перечень мероприятий, которые отнесены законом к реконструкции объекта, не закрыт: закон ограничивает их лишь признаками - они должны улучшать характеристику и эксплуатационные свойства объекта концессионного соглашения.
Администрация возражает против заявленных требований, в отзыве указывает, что заявитель не доказал несоответствие оспариваемого акта требованиям закона или иного нормативного правового акта, а также каким образом удовлетворение требований по настоящему делу могло бы привести к восстановлению его прав.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4.3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения» заявитель обязан определить имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, которое планируется создать (реконструировать) в рамках концессионного соглашения, в том числе объекты движимого имущества, технологически связанного с объектами недвижимого имущества и предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и его существенные характеристики.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве объекта концессионного соглашения (выполняемых мероприятий) могут быть мероприятия по строительству и (или) реконструкции имущества, определенного этим концессионным соглашением. Мероприятия по ремонту существующих инженерных систем или отдельных элементов таких систем не могут быть объектом концессионного соглашения.
В результате проверки поступившего от ООО «Премьер-Викулово» предложения ответчик указал, что проектом концессионного соглашения предлагается выполнение мероприятий по ремонту сетей и сооружений систем теплоснабжения, водоснабжения, замене технологического оборудования.В связи с чем, Администрация пришла к выводу, что заключить концессионное соглашение на предложенных условиях не представляется возможным, поскольку проектом концессионного соглашения не определен объект концессионного соглашения (объект концессионного соглашения не требует реконструкции).
Согласно п. 4.4 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, рассматривает в течение 30 дней такое предложение и принимает в том числе решение о невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.
В силу пп. 10 ст. 4.6 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, отказ в заключении соглашения допускается в случае, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствующие утвержденным схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Предложение ООО «Премьер-Викулово» о заключении концессионного соглашения поступило в адрес администрации 28.11.2018 г., 27.12.2018 (в пределах установленного законом срока) администрация направила ООО «Премьер-Викулово» принятое по предложению Общества распоряжение с указанием оснований для отказа в заключении концессионного соглашения.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что администрацией были неверно применены положения Закона о концессионных соглашениях при рассмотрении и оценке предложения Общества, а равно доказательства нарушения прав Заявителя решением, принятым администрацией по результатам рассмотрения предложения, ввиду чего, правомерен вывод Администрации о том, что предлагаемый ООО «Премьер-Викулово» проект взаимодействия на условиях концессии не определяет объект концессионного соглашения, так как указанный объект концессионного соглашения не требует реконструкции.
Вопреки мнению Заявителя, перечень оснований, допускающих отказ в заключении концессионного соглашения, не является закрытым. Согласно пп. 11 п. 4.6 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, отказ допускается также и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Одним из элементов концессионного обязательства согласно ч. 1 ст. 3 Закона о концессионном соглашении является создание и (или) реконструкция имущества (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). Соответственно конструктивно, в указанной части концессионное соглашение содержит в себе элементы договора подряда, существенными условиями которого являются предмет и сроки выполнения работ. Однако указанные условия в концессионном соглашении, являющемся приложением к предложению ООО «Премьер-Викулово», отсутствуют.
Объекты концессионного соглашения включены ООО «Премьер-Викулово» в проект Концессионного соглашения (Приложение 1) на основании Постановления Администрации №11 от 31.01.2018 года.
В приложении № 3 к концессионному соглашению предложены следующие мероприятия, которые улучшают характеристики и эксплуатационные свойства объекта концессионного соглашения: ремонт (замена) тепловых сетей на новые в ППУ исполнении, замена ветхих участков теплотрассы, поверка газового оборудования, замена неэффективного энергоемкого насосного оборудования в котельных района, замена насосного оборудования, замена котлов котельных района, ремонт водопроводных сетей.
Вместе с тем, п. 5.1.5 Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Викуловского муниципального района на 2009 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной Решением Думы муниципального образования, устанавливает, что с целью модернизации системы теплоснабжения необходимо выполнить следующие мероприятия: модернизация котельных с морально и физически устаревшим оборудованием, перевод всех источников тепла на газ или на альтернативное топливо (древесная щепа); оборудование котельных системами диспетчеризации; замена неэффективного энергоемкого насосного оборудования; замена старых тепловых сетей на новые в ППУ исполнении.
Пункт 5.2.5 Программы устанавливает, что с целью модернизации системы водоснабжения необходимо выполнить следующие мероприятия: сокращение объема потерь и утечек воды в результате систематического поиска и ремонта утечек на сетях; реконструкция водопроводных сетей, не подлежащих ремонту; уменьшение удельного водопотребления населением за счет подведения водоводов к жилым домам и ликвидации водоразборных колонок.
Между тем, сопоставляя мероприятия, предложенные Обществом в проекте концессионного соглашения, с мероприятиями по модернизации систем теплоснабжения и водоснабжения, суд полагает, что перечисленные работы, подлежащие выполнению в отношении рассматриваемых объектов концессионного соглашения, не могут быть отнесены к работам по реконструкции, модернизации таковых. Указанные работы с учетом их характера, состава, имеющихся в деле доказательств, фактически направлены на приведение указанных объектов тепло и водоснабжения в рабочее состояние путем проведения ремонта составляющих его элементов.
В соответствии с п. 3 части 3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно содержать все существенные условия, установленные статьями 10 и 41 Закона, в том числе обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения.
Проект концессионного соглашения, представленный ООО «Премьер - Викулово» не определяет такие обязательства концессионера, в связи с чем, заключить концессионное соглашение на предлагаемых условиях невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве объекта концессионного соглашения (выполняемых мероприятий) могут быть мероприятия по строительству и (или) реконструкции имущества, определенного этим концессионным соглашением. Мероприятия по ремонту существующих инженерных систем или отдельных элементов таких систем не могут быть объектом концессионного соглашения
Основанием отказа в заключении концессионного соглашения является отсутствие определенного объекта концессионного соглашения, так как объект концессионного соглашения не требует реконструкции.
При вышеизложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным отказа в заключении концессионного соглашения, удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Бадрызлова М.М. |