АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
«28» октября 2013 года Дело № A70-8321/2013
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 28 октября 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «УК Жилищный стандарт»
к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области
об оспаривании предписания от 24.06.2013 №ТО-18-60,
третье лицо – Открытое акционерное общество «Тюменский расчетно-информационный центр»
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 11.03.2013 № 17/13-Н,
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 01.05.2013 б/н,
от третьего лица – ФИО3 на основании доверенности от 28.12.2012 №7,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «УК Жилищный стандарт» (далее по тексту – ООО УК «Жилищный стандарт», заявитель, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области(далее по тексту – Инспекция, ответчик) об оспаривании предписания от 24.06.2013 №ТО-18-60.
Определением суда от 30.09.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр».
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» представил отзыв на заявление. Считает, что оспариваемое предписание подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Судом установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом ООО УК «Жилищный стандарт» осуществляет обязанности по управлению многоквартирным домом, расположенного по адресу: ул. Республики, дом 6 «а».
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Инспекцией внеплановой документарной проверки ООО УК «Жилищный стандарт» выдано предписание от 24.06.2013 №ТО-18-60 об устранении нарушений законодательства, согласно которому заявителю необходимо в установленный срок исключить из платежных документов по внесению платы за жилое помещение плату за домофон.
Посчитав вынесенное Инспекцией предписание от 24.06.2013 №ТО-18-60 об устранении нарушений законодательства незаконным, ООО УК «Жилищный стандарт» обратилось в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указал, что расходы на обслуживание автоматического запирающего устройства дверей подъезда многоквартирного дома (домофон) должны нести все собственники помещений в данном доме.
Общим собранием жильцов жилого дома, расположенного по адресу: ул. Республики, дом 6 «а» было принято решение по установлению в подъезде двери с домофонным оборудованием.
В связи с чем, с жильцами многоквартирного дома был заключен договор об оказании услуг по ограничению доступа посторонних лиц в подъезд жилого дома. По условиям заключенного договора жильцы (абоненты) ежемесячно обязаны производить оплату за сервисное обслуживание.
По мнению Инспекции, несмотря на то, что ООО «УК Жилищный стандарт» обслуживание данного устройства не осуществляет и не является получателем денежных средств, оплачиваемых собственниками за обслуживание двери, не свидетельствует, что плата за выполнение работ по обслуживанию домофона не может быть включена в платежный документ на оплату коммунальных услуг.
Нормы действующего законодательства не запрещают включать в платежный документ на оплату коммунальных услуг иные услуги, непосредственно связанные с обслуживанием данного жилого дома.
Возражая против заявленных требований, Инспекция считает, что домофонная система не относится к общему имуществу собственников помещений во всем многоквартирном доме в связи с тем, что она не является общей долевой собственностью тех жильцов, которые ее приобрели.
При этом Инспекция соглашается с позицией заявителя о том, что в платежный документ на оплату коммунальных услуг помимо коммунальных услуг могут быть включены также иные услуги, непосредственно связанные с обслуживанием жилого дома. Но данное обстоятельство, по мнению Инспекции, не свидетельствует о том, что в платежном документе должны быть указаны все расходы собственников, связанных с эксплуатацией принадлежащего ему помещения в жилом доме, в том числе, услуги по обслуживанию домофона.
Инспекция делает вывод о том, что включение в платежный документ платы за обслуживание домофона не соответствует действующему законодательству, а также вводит в заблуждение потребителя услуг относительно исполнителя услуги по обслуживанию домофона.
По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме домофон может быть включен в состав общего имущества, переданного управляющей организации для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества. Такое решение оформляется протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако Инспекция указала, что такой протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует.
Представитель ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» в судебном заседании поддержал доводы заявителя, считает, что предписание Инспекции подлежит отмене.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Из пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила № 491).
Согласно пункту 2 Правил №491 в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 7 Правил №491 также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил №491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Из указанных выше норм следует вывод, что автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома являются общим имуществом, которым собственники помещений многоквартирного дома владеют, пользуются и распоряжаются.
При этом согласно пункту 30 Правил №491 содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств.
В силу пункта 31 Правил №491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (пункт 32 Правил №491).
Таким образом, расходы на обслуживание автоматического запирающего устройства дверей подъезда многоквартирного жилого дома (домофон) должны нести все собственники помещений в данном доме.
Как следует из материалов дела, между собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Республики, дом 6 «а» и ООО УК «Жилищный стандарт» заключен договор №033/12 от 10.07.2012 управления многоквартирным домом (далее – договор управления многоквартирным домом).
Предметом заключенного договора являются взаимоотношения сторон по надлежащему содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 2.8 договора управления многоквартирным домом также определено, что управляющая организация вступает в договорные отношения с третьими лицами по вопросам пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в интересах собственников помещений.
В пункте 7 Приложения №2 к договору управления многоквартирным домом предусмотрено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме входит автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома.
Судом установлено, что вопрос включения в состав общего имущества многоквартирного дома двери второго подъезда с переговорно-запорным устройством (домофоном) и утверждение порядка оплаты за обслуживание подъездного домофона явились предметом повестки дня общего собрания собственников помещений, расположенных в доме по ул. Республики, д. 6 «а», проведенного в форме заочного голосования (протокол от 13.10.2008, л.д. 35).
Большинством голосов решено включить в состав общего имущества многоквартирного дома дверь второго подъезда с переговорно-запорным устройством (домофоном) и утвердить порядок оплаты посредством включения в квитанции ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» отдельной строкой услугу «Домофон».
Обслуживание данного устройства в жилом доме по ул. Республики, дом 6 «а» осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО4
Коллективом жильцов подъезда №2 дома №6 «а» по улице Республики г.Тюмени, в лице ФИО5 (Заказчик) с ИП ФИО4 (Исполнитель) заключен договор №31 от 13.10.2008 об оказании услуг по ограничению доступа посторонних лиц в подъезд жилого дома.
В силу заключенного договора исполнитель принимает на себя обязанности по выполнению поставки, монтажа подъездного домофона и установке двери. Исполнитель также обязуется ликвидировать возникающие неисправности домофонной системы.
В обязанности Заказчика по договору входит, в том числе, производить ежемесячно абонентскую плату.
Таким образом, ООО УК «Жилищный стандарт» непосредственное обслуживание автоматического запирающегося устройства дверей подъездов многоквартирного дома не осуществляет.
Вместе с тем, суд находит обоснованным вывод заявителя о том, что данное обстоятельство не означает, что плата за выполнение работ по обслуживание домофона не может быть включена в платежный документ на оплату коммунальных услуг, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» и ООО УК «Жилищный стандарт» заключен договор №51/12-П от 19.07.2012 на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за жилищные услуги.
ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» также имеет договорные отношения с ООО «Сибирь Сигнал Сервис» (договор от 01.11.2005 №19/05-П) и ИП ФИО4 (договор от 31.07.2008 №131/08-П) о необходимости производить начисление платы за обслуживание домофона, в том числе, по адресу: <...> «а».
В соответствии с условиями заключенных договоров ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр»осуществляет организацию системы платежей за услуги по обслуживанию домофона, выставлению счетов потребителю, оказание услуг по начислению платы за услуги по обслуживанию домофона, изготовление и доставку счетов, учет денежных средств, оплаченных потребителем.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по его заполнению утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 № 454.
Поименованные нормативно-правовые акты не содержат положений, запрещающих включать в платежный документ на оплату коммунальных услуг помимо коммунальных услуг также иные услуги, непосредственно связанные с обслуживанием многоквартирного дома.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что указание в платежном документе всех расходов собственника, связанных с эксплуатацией принадлежащего ему помещения в жилом доме, не нарушает требований действующего законодательства и права граждан.
Довод Инспекции о том, что заявитель необоснованно подменяет понятия автоматически запирающееся устройство и переговорно-замочное устройство (домофон), судом отклоняется, исходя из нижеследующего.
Как было отмечено выше, в перечень общего имущества многоквартирного дома в числе прочего инженерного оборудования дома входят и автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома. Критерием для отнесения к общему имуществу является функциональное назначение, предполагающее использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
При изложенных обстоятельствах домофонное оборудование, используемое для автоматического запирания дверей подъездов многоквартирного дома являются частью единой системы - автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома, а потому не могут рассматриваться в отрыве от этой системы и иметь иной правовой режим, чем тот, который установлен действующим законодательством для самих автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома.
Домофонное оборудование смонтировано третьими лицами, и, став конструктивным элементом инженерного оборудования многоэтажного дома, утратило свойства самостоятельного объекта права собственности.
Таким образом, суд, проверив выданное ответчиком предписание от 24.06.2013 №ТО-18-60 на предмет его соответствия фактическим обстоятельствам и нормам права, считает, что оно подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования ООО УК «Жилищный стандарт».
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание № ТО-18-60 от 24.06.2013 Государственной жилищной инспекции Тюменской области, выданное Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищный стандарт».
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, <...>; зарегистрирована 06.07.2005 ИМНС России по г.Тюмени № 3 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «УК Жилищный стандарт» (625002, <...>; зарегистрировано 16.01.2012 Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Безиков О.А.