арбитражный суд тюменской области
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052/тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru; E-mail: info@tyumenarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень Дело № А70-8322/2013
24 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Танаевой А.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
ООО «Запсибгазпром-Газификация»
к Управлению инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области
об оспаривании постановления от 16 июля 2013 г. № 330/13ак о привлечении к административной ответственности,
при участии:
представитель заявителя – Ушивцева Д.А. по доверенности от 11 июня 2013 г. № 29,
представитель ответчика – Лушин Е.А. по доверенности от 7 ноября 2012 г. № 44/12,
установил:
ООО «Запсибгазпром-Газификация» (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) от 16 июля 2013 г. № 330/13ак о привлечении к административной ответственности.
Поскольку копия оспариваемого постановления получена заявителем 16 июля 2013 года, и заявление направлено в арбитражный суд почтовым отправлением 30 июля 2013 года (л.д. 51), то в данном случае заявителем соблюден 10-дневный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный частью 2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса РФ и частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениям к нему (л.д. 3-6, 108-110 и 118-122).
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 58-61).
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства, учитывая требования части 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проверке судом оспариваемого постановления в полном объеме, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Заявитель ООО «Запсибгазпром-Газификация» (далее также - Общество) зарегистрирован в качестве юридического лица (ОГРН 1027200784665), его место нахождения: г. Тюмень, ул. Велижанский тракт, 6 км, законный представитель – генеральный директор Яснев А.Н.
Из материалов дела следует, что заявитель в качестве генерального подрядчика осуществляет строительство объекта капитального строительства «Жилой дом по ГП-9 «Многоэтажные дома с объектами инфраструктуры в границах улиц Губернская - Закалужская - Московский тракт», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Губернская, 37в (далее - объект), на основании договора генерального подряда от 23 июля 2012 г. №013971-К-1-5, заключенного им с застройщиком - ОАО «Запсибгазпром» ОАО «Газпром».
В свою очередь, заявителем заключены договоры на выполнение подрядных работ от 1 февраля 2013 г. № 326/02-ТС и от 12 февраля 2013 г. № 343/02-ТС с ООО «СБК ГРУПП» (субподрядчик), которому по акту-допуску от 10 января 2013 г. передана строительная площадка для производства строительно-монтажных работ на вышеуказанном объекте капитального строительства.
В связи с обращением следственного отдела по Калининскому административному округу г. Тюмени СУ СК России по Тюменской области от 20 июня 2013 года, по согласованию с прокуратурой Тюменской области, на основании приказа Главного управления строительства Тюменской области от 24 июня 2013г. №767-к, должностными лицами Управления в отношении ООО «Запсибгазпром-Газификация» проведена внеплановая выездная проверка соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации при строительстве объекта капитального строительства.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 1 июля 2013 г. № 800/13к, в котором зафиксирован факт процесса строительства объекта с нарушением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, а именно:
- в нарушение проектной документации шифр 1252-12-09-ПОС лист 19, рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте не в полном объеме ограждены защитными или страховочными ограждениями;
- в нарушение п. 9.1.5 СНиП 12-04-2002 по периметру строящегося здания при кладке наружных стен с внутренних подмостей здания высотой более 7 метров не выполнены защитные козырьки шириной не менее 1,5 м;
- в нарушение п. 8.1.11 СНиП 12-04-2002 не выполнены ограждения на смонтированных лестничных маршах;
- в нарушение п.6.2.17 СНиП 12-03-2001, п.2.1.12 ПОТ Р М-012-2000 не в полном объеме закрыты проемы на межэтажных перекрытиях;
- в нарушение п.7.4.28 СНиП 12-03-2001 не соответствуют требованиям ГОСТ 26887 приставные лестницы для перехода между отдельными ярусами строящегося здания;
- в нарушение п. 5.2.22 СП 12-135-2003 в неполном объеме срезаны или загнуты на 180 градусов оставленные при бетонировании выпуски арматуры;
- в нарушение проектной документации шифр 1252-12-09-ПОС лист 23 не применяются закрытые лотки при сборе отходов и мусора с этажей строящегося здания;
- в нарушение п.6.2.6 СП 48.13330.2011 строительная площадка не очищена от строительного и бытового мусора;
- в нарушение СП 8.13130.2009 объект капитального строительства не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения с расходом воды не менее 25 литров в секунду;
- в нарушение п. 428 Правил противопожарного режима в РФ хранение и транспортировка баллонов с газами осуществляется с не навинченными на их горловины предохранительными колпаками;
- в нарушение п. 364 Правил противопожарного режима в РФ на территории строительства (площадь более 5 гектаров) выполнено менее 2 въездов с противоположных сторон строительной площадки; у въездов на строительную площадку не установлены (вывешены) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением источников средств пожаротушения и связи.
По выявленному факту должностным лицом ответчика в отношении ООО «Запсибгазпром-Газификация» 3 июля 2013 года составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
На основании данного протокола и.о. начальника управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области В.И. Ряска вынесено оспариваемое постановление от 16 июля 2013 г. № 330/13ак о привлечении ООО «Запсибгазпром-Газификация» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Привлечение заявителя к ответственности осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ и ст.23.56 КоАП РФ, а также с соблюдением порядка привлечения лица к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, и срока давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что протокол составлен и постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества, но при надлежащем его извещении о времени и месте совершения данных процессуальных действий (л.д. 68, 71). При составлении протокола и при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник общества Ушивцева Д.А., действующая на основании доверенности от 11 июня 2013 г. № 29 .
Арбитражный суд считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
Заявленные требования о признании вынесенного постановления незаконным заявитель обосновывает тем, что не является лицом, осуществляющим строительство объекта, ссылаясь на наличие договоров подряда от 1 февраля 2013 г. № 326/02-ТС и от 12 февраля 2013 г. № 343/02-ТС, заключенных с субподрядчиком ООО «СБК ГРУПП», а также на то, что пунктом 9.7 данных договоров предусмотрено, что субподрядчик ООО «СБК ГРУПП» самостоятельно и в полном объеме несет ответственность за нарушение требований об охране окружающей среды и безопасности строительных работ, а также за любые иные нарушения, допущенные последним в ходе выполнения работ. В этой связи, по мнению заявителя, Общество не может нести ответственность за соблюдении правил безопасности труда и правил пожарной безопасности на данной строительной площадке, поскольку непосредственно работы по строительству им не осуществляются, строительная площадка передана ООО «СБК ГРУПП»
Указанные доводы заявителя не основаны на положениях действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, судом отклоняются.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с п.1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 8 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. РФ № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
В соответствии с п.3 Положения строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Анализ перечисленных норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом к числу таких лиц отнесены как заказчики, так и подрядчики.
Кроме того, в соответствии с пунктами 5.1.4, 5.1.7, 5.1.8 договора генерального подряда от 23 июля 2012 г. № 013971-К-1-5 на ООО «Запсибгазпром-Газификация» как генерального подрядчика возложены обязанности: обустроить строительную площадку в соответствии с проектом организации строительства и проектом производства работ; содержать строительную площадку в соответствии с установленными требованиями, выполнять предписания уполномоченных органов в части устранения правил содержания строительных площадок; ежедневно производить уборку строительной площадки, вывозить и утилизировать строительный и бытовой мусор.
Поскольку Общество по отношению к заказчику выступает в роли подрядчика, а по отношению к субподрядчику - заказчика, оно является лицом, на которое возложена обязанность по осуществлению строительного контроля. Следовательно, генеральный подрядчик несет ответственность за соблюдение соответствующих норм при строительстве объекта капитального строительства в силу действующего законодательства и договорных обязательств.
Указанная позиция согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Определении от 16.01.2013г. № ВАС-16623/12.
Таким образом, Общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно статье 6 Федерального закона № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-Ф3).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 384-Ф3 Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п.72 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047-р, к обязательным документам в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-Ф3 и соответственно Федерального закона № 184-ФЗ, относятся, в том числе, СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве". Часть 2. Строительное производство. Разделы 3 - 9, 10 (пункты 10.1.1, 10.1.3, 10.1.4, 10.2.1 - 10.2.9, 10.3.1 - 10.3.7), 11, 12 (пункты 12.1.1, 12.1.3 - 12.1.5, 12.2.2 - 12.2.7, 12.3.1 - 12.3.10), 13 (пункты 13.1.1 - 13.1.4, 13.2.2 - 13.2.7, 13.3.1 - 13.3.5), 14 (пункты 14.1.1, 14.1.3 - 14.1.6, 14.2.1 - 14.2.7, 14.3.1 - 14.3.6), 15, 16 (пункты 16.1.1 - 16.1.3, 16.2.1 - 16.2.8, 16.2.10 - 16.2.13, 16.3.1 - 16.3.22, 16.4.1 - 16.4.8), 17; СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве". Часть 1. Общие требования. Разделы 4, 5, 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.8, 6.2.1 - 6.2.3, 6.2.6 - 6.2.23, 6.3.1 - 6.3.4, 6.4.1 - 6.4.12, 6.6.1 - 6.6.9, 6.6.12 - 6.6.24), 7 (пункты 7.1.1 - 7.1.8, 7.1.10 - 7.1.14, 7.2.1 - 7.2.10, 7.3.1 - 7.3.24, 7.4.1 - 7.4.40), 8, 9 (пункты 9.1.1 - 9.1.6, 9.2.1 - 9.2.7, 9.2.9 - 9.2.13, 9.3.1 - 9.3.6, 9.4.1 - 9.4.11); приложение Г.
В силу п.1 СНиП 12-04-2002 настоящие нормы и правила распространяются на производство общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений (далее - строительное производство).
Согласно п.3.3 указанного СНиПа 12-04-2002 до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации; освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладка коммуникаций; устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений; устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций. Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03.
Таким образом, указанный СНиП возлагает обязанность по соблюдению правил безопасности труда в строительстве на генподрядчика.
Пунктом 9.1.5 СНиП 12-04-2002 при кладке наружных стен зданий высотой более 7 м с внутренних подмостей необходимо по всему периметру здания устраивать наружные защитные козырьки, ширина защитных козырьков должна быть не менее 1,5 м, и они должны быть установлены с уклоном к стене так, чтобы угол, образуемый между нижележащей частью стены здания и поверхностью козырька, был 110 град., а зазор между стеной здания и настилом козырька не превышал 50 мм;
Согласно п. 8.1.11 СНиП 12-04-2002 монтаж лестничных маршей и площадок зданий (сооружений), а также грузопассажирских строительных подъемников (лифтов) должен осуществляться одновременно с монтажом конструкций здания. На смонтированных лестничных маршах следует незамедлительно устанавливать ограждения.
Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 №80 приняты строительные нормы и правила Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001», пунктом 4.7 которого также предусмотрено, что генеральный подрядчик обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту - допуску и графику выполнения совмещенных работ.
Согласно пункту 4.8 СНиП 12-03-2001 перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
Разделом 6.2 СНиП 12-03-2001 предусмотрены требования безопасности к обустройству и содержанию производственных территорий, участков работ и рабочих мест, пунктом 6.2.17 которого определено, что Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.
Приставные лестницы без рабочих площадок допускается применять только для перехода между отдельными ярусами строящегося здания и для выполнения работ, не требующих от исполнителя упора в строительные конструкции здания (п. 7.4.28 СНиП 12-03-2001).
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ от 08.01.2003 № 2 утвержден Свод правил по проектированию и строительству СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», пунктами 5.1.10-5.1.27 которых также определены требования безопасности при осуществлении строительных работ.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» распространяется на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений (далее - строительство), возводимых на основании разрешения на строительство, полученного в установленном порядке, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178 утвержден «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», который в настоящее время является действующим.
При этом доводы заявителя о том, что нарушение требований пожарной безопасности и положений вышеуказанного СП 8.13130.2009, применяемого на добровольной основе, не образует событие правонарушения по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании заявителем норм права.
Пунктом 1.1 указанного СП 8.13130.2009 предусмотрено, что настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций.
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Исходя из положений Закона «О пожарной безопасности», Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», рассматриваемый Свод правил подлежит обязательному исполнению, поскольку устанавливает требования к источникам наружного противопожарного водоснабжения, в связи с чем является обязательным для применения при эксплуатации зданий.
В силу части 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Доводы заявителя о том, что нарушение норм пожарной безопасности не могут являться основанием для привлечения к ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, судом не принимаются, поскольку объективная сторона совершенного Обществом правонарушения заключается в нарушении соответствующих норм технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям именно в период осуществления строительства объекта капитального строительства. Таким образом, указанные нарушения нельзя квалифицировать по ст. 20.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на отсутствии указаний в оспариваемом постановлении на оси и этажи объекта, и место совершения административного правонарушения (указанные требования к строительной площадке в целом, объект занимает часть строительной площадки) является несостоятельной и не свидетельствует о недоказанности события правонарушения.
В оспариваемом постановлении указано, что выявлены нарушения при строительстве конкретного объекта капитального строительства, адрес и наименование которого в тексте постановлении содержатся. Тот факт, что в постановлении не указаны соответствующие оси и этажи объекта, не свидетельствует об отсутствии указания на место совершения правонарушения. При этом следует учесть, что заявитель не оспаривает наличие указанных нарушений. Представленные заявителем предписания, выданные им подрядчику для устранения нарушений требований охраны труда, норм промышленной безопасности, противопожарной безопасности, подтверждают наличие нарушений на объекте (л.д. 44-46). Такие нарушения, как отсутствие необходимого количества въездов на площадку, отсутствие планов у въездов на площадку, отсутствие защитных козырьков по периметру здания, наличие строительного мусора, не требуют указаний на оси и этажи, зафиксированы контролирующим органом, не опровергнуты заявителем, являются нарушением требований проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объектов капитального строительства, а, значит, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что строительство объекта «Жилой дом по ГП-9 «Многоэтажные дома с объектами инфраструктуры в границах улиц Губернская - Закалужская - Московский тракт» по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Губернская, 37в, осуществляется с нарушением нарушений требований проектной документации, а также строительных норм и прав и иных обязательных требований при строительстве. Указанные нарушения правомерно квалифицированы ответчиком по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии вины в данных нарушениях судом не принимается.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004г.№ 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
По мнению суда, являясь подрядной организацией, Общество имело возможность по принятию всех зависящих от него мер для соблюдения обязательных требований технических регламентов и проектной документации при строительстве объекта капитального строительства. При этом сами факты выявленных нарушений свидетельствуют о том, что принятых Обществом мер было недостаточно.
Довод Обществ о наличии грубых нарушений при проведении проверки не находит своего подтверждения.
Факт согласования проведения внеплановой проверки с Прокуратурой Тюменской области подтверждается представленным в материалы дела решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 26 июня 2013 г. № 7-25-1175-2013 (л.д. 79). Факт вынесения приказа о проведении внеплановой проверки ООО «Запсибгазпром-Газификация» подтвержден приказом Главного управления строительства Тюменской области от 24 июня 2013 г. № 767-к. Проверка проведена в присутствии и акт проверки вручен руководителю проекта группы специальных проектов ООО «Запсибгазпром - Газификация» Попову И. М.
Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, не установлено.
С учетом правил назначения наказания и характера совершенного правонарушения, связанного, в том числе, с обеспечением безопасности труда при строительстве объекта, свидетельствующего о наличии прямой угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, Обществу правомерно избрано наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Запсибгазпром-Газификация» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением от 16 июля 2013 г. № 330/13ак, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании его незаконным следует отказать.
Руководствуясь с.ст.167 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья О.В. Коряковцева