ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-868/10 от 09.03.2010 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области
625052, г.Тюмень, ул.Хохрякова 77, тел.:(3452) 46-38-93, факс: 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

   г.Тюмень                                                                                                       Дело № A70-868/2010

 15 марта 2010г.

       Резолютивная часть решения оглашена 09 марта 2010г.

       Решение в полном объеме изготовлено 15 марта 2010г.

  Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Синько Татьяны Степановны, при ведении протокола судебного заседания судьей Синько Т.С., рассмотрев дело по заявлению

 Открытого акционерного общества "Заречье"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2

об оспаривании действий, обязании устранить нарушения,

 при участии в судебном заседании:

 от заявителя – Кузнецова О.Н., дов. №5 от 11.01.2010г., Разиев А.Г., дов. № 1 от 11.01.2010г.;

 от Инспекции – Вакарин С.В., дов. № 5 от 01.01.2010г.

      установил:

      ОАО "Заречье" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 (далее – Инспекция) незаконными и обязании Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

     В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений предмета иска (л.д.45-46). Представил дополнение к заявлению о признании действий Инспекции незаконными. Считает, что поскольку в справке выданной Инспекцией не отражены сведения об утрате возможности взыскания задолженности по уплате пеней и штрафов, содержащаяся в данной справке информация, является недостоверной,  тем самым нарушаются требования налогового законодательства. Факт наличия данной задолженности не оспаривает.

      Представитель Инспекции в судебном заседании возражает против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Считает, что, не смотря на то, что возможность взыскания указанной задолженности утрачена, сумма задолженности должна  быть указана в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Утрату возможности для взыскания задолженности в связи с истечением установленных законом сроков не оспаривает.

      Из материалов дела усматривается, что, по мнению заявителя, оспариваемые действия Инспекции заключаются в начислении и указании в карточке лицевого счета заявителя наличия у него задолженности перед бюджетом по уплате пеней и штрафов, размер которых, с учетом заявления об уточнении предмета иска (л.д.45-46) составляет:

- пеня, начисленная на налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 113,31 руб.;

- пеня, начисленная на налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 23 350,70 руб.;

- пеня, начисленная на Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 530,13 руб.;

- пеня по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1 723,60 руб.;

- пеня, начисленная на Единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 202,92 руб.;

- пеня, начисленная на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный  фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в раз-

мере 32 533,58 руб.;

- пеня, начисленная на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 5 168,96 руб.;

- пеня, начисленная на налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере  228 313,83 руб.;

- пеня, начисленная на налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в размере  4 357,82 руб.;

- пеня, начисленная на транспортный налог с организаций в размере 28,20 руб.;

- пеня, начисленная на налог на имущество предприятий (в части сумм, зачисленных по расчетам за 2003 год, и погашенная задолженность прошлых лет) в размере 50 519,46 руб.;

-  пеня, на налог на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) в размере 933 462,17 руб.;

- пеня, начисленная на налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) в размере 0,38 руб.;

- пеня, начисленная на прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территории городских

округов в размере 169 580,88 руб.;

- пеня, начисленная на недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 0,18 руб.;

- пеня, начисленная на недоимки по взносам в государственный фонд занятости населения Российской Федерации, средства Фонда Занятости, возмещаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами в размере 17 349,18 руб., а также штрафные санкции по этим взносам в размере 100 рублей;

- по денежным взысканиям, применяемым в качестве налоговых санкций, предусмотренные ст.116, 117, 118, 120, 125, 126, 128, 129, 132, 134, 135 ч.1 НК РФ в размере  1 950,00 руб.

      Указанные сведения отражены в справке № 262 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 18.01.2010г. (л.д.47-50) выданной Инспекцией.

      Заявитель обратился за данной справкой с целью получения субсидий на основании постановления Правительства Тюменской области от 07.05.2007г. № 105-п "О порядке отбора промышленных предприятий на получение государственной поддержки". Для уточнения оснований получения указанной субсидии, заявитель обратился за разъяснениями в Департамент лесного комплекса Тюменской области с запросом № 15/164 от 17.12.2009г. (л.д.37) о возможности получения государственной поддержки при наличии в указанной выше справке сведений о наличии задолженности по уплате пеней и штрафов, которая не может быть взыскана в связи с истечением срока для взыскания как по решению налогового органа, так и в судебном порядке.

      Согласно ответу Департамента лесного комплекса Тюменской области № 08/0097-10 от 19.01.2010г. задолженность по пеням, штрафам будет являться основанием для отказа заявителю в государственной поддержке.

      Для устранения препятствий в получении субсидий и удаления сведений о наличии задолженности, содержащихся в карточке лицевого счета, заявитель обратился в Инспекцию с заявлением № 14-285 от 21.10.2009г. (л.д.13-14), в котором предложил Инспекции исключить недоимки по которым истекли сроки взыскания из карточки лицевого счета заявителя. Однако Инспекция, сославшись в своем письме № 09-14/017582 от 26.11.2009г. (л.д.15) на отсутствие в законодательстве указаний на возможность списания сумм задолженности по пеням, возможность взыскания которых утрачена в связи с истечением срока, отказала заявителю.

      Поскольку данные обстоятельства создают заявителю препятствие в осуществлении предпринимательской деятельности и лишают возможности в получении необходимых субсидий, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, просит признать действия Инспекции по отражению в справке сведений, указанных выше, незаконными и обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения.

      Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей сторон, оценив их доводы и возражения, суд считает заявленные требования подлежащими час-

тичному удовлетворению по следующим основаниям.

       В соответствии со ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В силу п.4 ст.3 НК РФ не допускается ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

      Согласно пп.12 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

       Указанное право налогоплательщика подкреплено, в свою очередь, установленной п.10 ст.32 НК РФ обязанностью налогового органа представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

       В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Судом установлено и Инспекцией не оспаривается утрата возможности принудительного взыскания задолженности по пеням и штрафам в указанном выше размере. Следовательно, сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке № 262 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 18.01.2010г., не отражают реального размера существующих у него налоговых обязательств.

      Суд также учитывает требования Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от "09" сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ (в редакции приказа от 26.12.2008 N ММ-3-4/687@). В соответствии с п.4.1.2. Регламента, информационная работа должна отвечать требованиям своевременности, четкости, качества и актуальности для налогоплательщиков.

      Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что фактически задолженность, указанная в справке, имелась у заявителя.

      Учитывая изложенное, суд считает действия Инспекции, по указанию в справке о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом сведений о наличии у него задолженности по пеням и штрафам без указания информации о невозможности ее взыскания не соответствуют требованиям, установленным пп.10 п.1 ст.32 НК РФ, нарушают права и законные интересы налогоплательщика и создают ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

      В связи с удовлетворением заявленных требований, на основании ст.110 АПК РФ и 333.37. НК РФ судебные расходы в виде расходов на уплату государственной пошлины в размере 2000,00 руб. подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.

      Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р  Е  Ш  И  Л:

      Требования Открытого акционерного общества «Заречье» удовлетворить частично.

      Признать незаконными действия  Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Тюмени № 2 по отражению в карточке лицевого счета Открытого акционерного общества «Заречье»  наличия  задолженности  Открытого акционерного общества «Заречье» перед бюджетом без

указания  информации о невозможности  ее взыскания  в принудительном порядке:

- по пеням (налог на прибыль – 113,31 руб.; единый социальный налог – 1 723,6 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 32 533,58 руб. и 5 168,96 руб.;  налог на добавленную стоимость – 228 313,83 руб.;  налог на имущество, не входящее в единую систему газоснабжения - 4 357,82 руб.; транспортный налог – 28,2 руб.;  налог на имущество, в части сумм, зачисленных по расчетам за 2003г., погашения задолженности прошлых лет – 50 519,46 руб.; налог на пользователей автомобильных дорог -  933 462,17 руб.; налог с продаж -0,38 руб.; прочие местные налоги – 169 580,88 руб.);

- по недоимкам, пеням и штрафам  по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ – 0,18 руб.,

- по недоимкам, пеням и штрафам по взносам в государственный Фонд занятости  населения РФ, средства Фонда занятости, возвращаемые организациям в   соответствии с ранее заключенными договорами – 17 349,18 руб. и 100,0 руб.;

- по денежным взысканиям (штрафам), применяемым в качестве налоговых санкций, предусмотренных ст.ст.116, 117, 118, 120, 125, 1256, 128, 129, 132, 134, 135 НК РФ – 1 950,0 руб.

      Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 2 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Заречье» - при выдаче справок о  состоянии расчетов  Общества с бюджетом указывать в них информацию о наличии задолженности  перед бюджетом невозможной ко взысканию в принудительном порядке.

      В удовлетворении требований в остальной  части  отказать.

      Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 в пользу Открытого акционерного общества «Заречье» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000,0 руб.

      Выдать исполнительный лист.

      Решение  подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд РФ.

                                        Судья                                                            Синько Т.С.