АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело №A70-8710/2013
31 октября 2013 года.
Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 31 октября 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Соловьева К.Л., рассмотрев дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «ГРАТА»
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тюменской области
о признании незаконным решения от 11.06.2013г. №48 и обязании восстановить первоначальное положение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области, ФИО1, ФИО2, ИФНС России по г. Иваново, УФНС России по Ивановской области,
при ведении протокола судебного заседания ФИО3
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО4 на основании доверенности от 25.10.2013г.,
от ответчика: ФИО5 на основании доверенности от 27.11.2012г.,
от третьих лиц: от Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области- ФИО6 на основании доверенности от 05.08.2013г., от остальных не явились, извещены,
установил:
ООО «ГРАТА» (далее по тексту –заявитель, Общество) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тюменской области (далее по тексту –ответчик, Управление) о признании недействительным решения от 11.06.2013г. № 48.
Определениями от 12.09.2013г. и 07.10.2013г. суд привлёк к участию в качестве третьих лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонную ИФНС № 14 по Тюменской области, ФИО1, ФИО2, ИФНС России по г. Иваново, УФНС России по Ивановской области.
В судебном заседании 29.10.2013 года, суд, исходя из предмета заявленных требований и необходимого способа восстановления нарушенного права, на основании положений статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлёк в качестве соответчика Межрайонную ИФНС № 14 по Тюменской области, (далее - Инспекция) принимая во внимание, статус инспекции, как регистрирующего органа применительно к положениям ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении (л.д.3-5).
Представители ответчиков возражают по основаниям, изложенным в отзывах (л.д.44-48,58-62).
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено материалами дела, 20.11.2012г. общим собранием участников Общества было принято решение №1, изменяющее адрес места нахождения Общества на адрес: 153003, <...> (л.д.82).
В связи с чем, Общество представило в Межрайонную ИФНС № 14 по Тюменской области заявление по форме Р13001 (л.д.84-89) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением необходимых документов, указанных в расписке от 21.11.2013г. №21615А (л.д.77).
На основании представленных Обществом документов, Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области приняла решение №21615А от 28.11.2012г. (л.д.76) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В рамках проводимых контрольных мероприятий, УФНС России по Ивановской области провела проверку соответствия адреса места нахождения Общества адресу, заявленному при государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, в результате проверки были исследованы документы, а именно, договор аренды нежилого помещения №37/13-ЦА от 02.01.2013г. с передаточным актом, заключённый Обществом с агентом собственника здания (л.д.130-138), протоколы допроса свидетелей (л.д.139-141,142-144).
По результатам проверки, УФНС России по Ивановской области пришло к выводу о фиктивной миграции Общества, в связи с чем, УФНС России по Ивановской области в адрес Управления было направлено письмо от 31.05.2013г. (л.д.121-122) с предложением об отмене решения о государственной регистрации изменений в сведения об адресе места нахождения Общества.
11.06.2013г. Управление Федеральной налоговой службы России по Тюменской области, приняло решение № 48 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о признании недействительной записи о государственной регистрации изменений сведений об адресе места нахождения юридического лица от 28.11.2012г. ГРН 2127232583740 (л.д.37), которое письмом от 13.06.2013г. было направлено в Межрайонную ИФНС № 14 по Тюменской области для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (л.д.71), и на основании которого, в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2133702161008 о признании недействительной записи ГРН 2127232583740.
Как следует из материалов дела, об отмене записи в ЕГРЮЛ заявитель узнал из письма ИФНС по г. Иваново (л.д.72).
Заявитель, указывая на то, что Общество свою деятельность не ведёт в г. Тюмени и не может осуществлять свои права и нести обязанности после внесения записи в ЕГРЮЛ на основании оспариваемого решения ответчика, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Управления от 11.06.2013г. № 48.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, входят проверка их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. № 506 Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы -управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
На основании статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признаётся внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюдён установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах
г) документ об уплате государственной пошлины.
Как установлено материалами дела, Обществом при смене адреса своего места нахождения в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, что подтверждается распиской в получении документов от 21.11.2012г. №21615А (л.д.77).
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Как разъясняет постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Вместе с тем, судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путём представления дополнительных документов помимо предусмотренных законом.
В связи с тем, что пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 того же закона) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации, у Инспекции, принимая во внимание отсутствие данных на момент регистрации о фиктивной миграции юридического лица, отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, связанных со сменой адреса места нахождения.
Таким образом, в связи с тем, что Обществом был предоставлен весь необходимый пакет документов, Межрайонной ИФНС № 14 по Тюменской области было принято решение от 28.11.2012г. №21615А о государственной регистрации изменений, вносимых в государственный реестр юридических лиц, согласно которому внесена запись за государственным номером 2127232583740 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «ГРАТА», содержащая сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, внесённые в ЕГРЮЛ.
Следовательно, принятое Инспекцией решение от 28.11.2012г. №21615А соответствует закону и указанным разъяснениям ВАС РФ.
Применительно к сложившейся ситуации, ВАС РФ, в пункте 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» указал на то, что в данном случае с исковыми требованиями о прекращении использования адресом регистрации, о признании недействительной государственной регистрации юридического адреса, либо соответствующего акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, должен обращаться собственник или иной законный владелец объекта недвижимости.
При этом, в пункте 6 (абзац 1) указано, что регистрирующий орган, в случае установления недостоверности адреса юридического лица (невозможности установить связь с юридическим лицом по указанному им адресу), вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица, а в абзаце 6 того же пункта постановления Пленума указано, что в случае, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменения в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает восстановление нарушенных прав налоговых органов, при установлении факта фиктивной миграции, путем отмены вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы относительно его местонахождения.
Закон, с учетом указанных разъяснений ВАС РФ, также не предусматривает признание судом недействительным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах и признание незаконными действий налогового органа по внесению записи в ЕГРЮЛ, в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Кроме того, законодательством также не предусмотрена возможность обжалования заявления юридического лица о государственной регистрации изменений сведений о его адресе.
Содержащее недостоверные сведения заявление не является самостоятельным основанием для признания недействительным решения регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих записей.
Установленная в ходе государственной регистрации недостоверность представленных на регистрацию сведений может явиться основанием для отказа в государственной регистрации и правомерность такого отказа рассматривается арбитражным судом по заявлению самого юридического лица, а не иного территориального налогового органа.
Суд также обращает внимание, что установленная налоговым органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ.
В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определённых условий, применить предусмотренную Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.
В связи с чем, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействительным решения от 11.06.2013г. №48.
Заявленные требования Общества подлежат удовлетворению в полном объёме.
Указанные выводы суда подтверждаются выводами, изложенными в постановлениях ФАС Московского округа от 29.08.2013г. по делу № А40-121606/12-147-1164, от 17.09.2013г. по делу № А 40-110541/12-57-1097, постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013г. по делу №А56-14079/2013, согласно которым действующее законодательство не предусматривает признание вышестоящим налоговым органом либо судом недействительным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным действий нижестоящего налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ, принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, отраженную в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», с Управления в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесённые им в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным и не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области от 11.06.2013 года №48 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о признании недействительной записи о государственной регистрации изменений сведений об адресе места нахождения ООО «Грата» от 28.11.2012 года за ГРН 2127232583740.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём восстановления записи о государственной регистрации изменений сведений об адресе места нахождения юридического лица от 28.11.2012 года за ГРН 2127232583740.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области в пользу ООО «Грата» судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Соловьев К.Л.