ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-8819/11 от 02.11.2011 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г. Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-8819/2011

07 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Северо-Уральского Управления Ростехнадзора

к ЗАО «Сибтехнология»

о привлечении к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чирковой М.А.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Нетаева Е.М., на основании доверенности;

от ответчика – Муначев Р.Р. на основании доверенности;

установил:

Северо-Уральское Управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением к ЗАО «Сибтехнология» о привлечении к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования заявителя не признал на основании изложенных в отзыве доводов.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Управления от 09.08.2011 №57/1489 проведена внеплановая проверка деятельности Закрытого акционерного общества «Сибтехнология».

По результатам проверки 02.09.2011 составлен акт №57/1489-А и протокол об административном правонарушении №75-10-2011.

Заявитель просит привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с выявленным при проверке фактом эксплуатации химически опасного производственного объекта без лицензии на данный вид деятельности.

Ответчик указывает на недоказанность того факта, что эксплуатируемый обществом склад является химически опасным производственным объектом.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений части 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу статьи 4 Федерального закона N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Подпунктом 30 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ установлено, что эксплуатация химически опасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования эксплуатации химически опасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, определен Положением о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 429 от 14.07.2006.

Пунктом 3 названного Положения установлено, что под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ.

Согласно статье 2, пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.

В акте проверки вменяемое обществу нарушение отражено следующим образом: «обществом эксплуатируется склад, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул.С.Ильюшина, 27, строение 10, на котором получаются, используются перерабатываются, образуются, хранятся вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определенные приложением 1 к Закону №116-ФЗ, а именно, хранятся концентрированные кислоты» (л.д.19).

В протоколе существо административного правонарушения изложено следующим образом: «по адресу: 625033, г.Тюмень, ул.С.Илюшина, 27, на основании представленных договоров поставок от 11.02.2011 №105Л-16/02, от 23.11.2010 №24/11/2010-02, а также счетов-фактур от 20.08.2011 №4506, от 31.08.2011 №4616, от 30.08.2011 №4586 установлен факт эксплуатации склада, на котором получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определенные приложением 1 к Закону №116-ФЩЗ, ЗАО «Сибтехнология» реализует высококонцентрированные кислоты без разрешения на данный вид деятельности» (л.д.9).

К какому виду опасных веществ из указанных в подпунктах «д, е, ж» пункта 1 приложения №1 к Закону №116-ФЗ относятся обнаруженные на складе общества высококонцентрированные кислоты, их наименование, количество и другие идентифицирующие признаки ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не указано.

В акте проверки указано, что концентрированные кислоты хранились обществом. Но собранные по делу доказательства (договоры, счета-фактуры, накладные), а также протокол об административном правонарушении указывают на факт приобретения и реализации обществом данных веществ.

В силу изложенных выше норм действующего законодательства, лицензия, отсутствие которой вменяется обществу, выдается на эксплуатацию опасного производственного объекта, на котором получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ).

Реализация (продажа) опасных веществ не требует получения специального разрешения и не образует событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

Доказательства хранения обществом (поступления на склад общества опасных веществ, принятие на хранение ответственными лицами и учет поступивших материальных ценностей, отпуск со склада), веществ в предусмотренных законом объемах, обладающих опасными свойствами для отнесения их к какому-либо из видов согласно пункту 1 Приложения 1 Закона №116-ФЗ, административным органом не представлено.

Доказательств того, что на данном объекте общества получаются, используются, перерабатываются, образуются, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ), также в материалах дела не имеется.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Суду не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о совершении обществом противоправного деяния, выразившегося в эксплуатации химически опасного производственного объекта, на котором получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ).

Кроме того, ответчиком в материалы дела представлено вступившее в законную силу постановление Калининского районного суда г.Тюмени от 23.09.2011 по делу №5-128-11 об освобождении общества от административной ответственности, принятое по спору между теми же сторонами и касающееся выводов административного органа сделанных при проведении той же внеплановой проверки, что и в рассматриваемом арбитражном судом деле.

В постановлении судом установлено, что собранные по делу доказательства не содержат сведений о перечне обнаруженных токсичных, высокотоксичных и других веществ, которые возможно было бы классифицировать и отнести к веществам, указанным в Приложении 1 к Закону №116-ФЗ от 21.07.1997.

При названных обстоятельствах следует признать, что общество не может быть привлечено к административной ответственности на основании протокола №75-10-2011 от 02.09.2011, составленного уполномоченным должностным лицом заявителя по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании имеющихся в деле доказательств.

Руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований Северо-Уральского Управления Ростехнадзора о привлечении Закрытого акционерного общества «Сибтехнология» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья О.А.Минеев