АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г. Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-8984/2011
« 01 » ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 25 октября 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2011 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Клат Е.В., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску
ЗАО «Аэродромдорстрой-проект»
к Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени
ГБУ ТО «Управление автомобильных дорог»
о расторжении контракта
при ведении протокола помощником судьи Соловьевым К.Л.
при участии в судебном заседании:
Представители истца: ФИО1 доверенность от 10.08.2011г..
Представители Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени – ФИО2 доверенность от 05.10.2011 года.
ГБУ ТО «Управление автомобильных дорог»-ФИО3- доверенность 07.07.2009 года.
установил:
В арбитражный суд Тюменской области обратилось ЗАО «Аэродромдорстрой-проект» к Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее Департамент) и ГБУ ТО «Управление автомобильных дорог» (далее Управление) о расторжении муниципального контракта № 04000.10.107 от 07.09.2010 года.
Истец мотивирует свои требования тем, что при исполнении муниципального контракта № 04000.10.107 от 07.09.2010 года ответчиками нарушены обязанности по предоставлению исходных данных, в связи с чем стало невозможно исполнение муниципального контракта.
Ответчики иск не признали.
Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 07.09.2010 года между истцом и ответчиками заключен муниципальный контракт № 04000.10.107, согласно которому истец обязался выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации «Строительство автомобильных дорого в д. Казарово».
Пунктом 6.2. контракта предусмотрена обязанность Управления получить в уполномоченном органе градостроительный план земельного участка и передать его исполнителю.
Пунктом 2.2. задания на разработку проектной документации установлено, что границы участка проектирования определяются градостроительным заданием, пунктом 3.1.1. задания установлено, что категория улиц, ширина полосы движения определяются градостроительным заданием, пунктом 3.1.11 определено, что требования к архитектурным решениям содержатся в градостроительном задании.(л.д.53)
Письмами от 11.01.2011 исх. 01/04-02 от 17.02.2011 исх. 01/03-06 от 04.04.2011 исх. № 01/03-45, от21.04.2011 исх. № 01/03-65 истец обратился к Управлению с требованием о выдаче градостроительного задания и градостроительного плана земельного участка.
Но до настоящего времени обязанность по предоставлению исходных данных ответчиками не исполнена.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В связи с неисполнением ответчиками обязанности по договору, которое влечет для истца невозможность исполнения условий договора, а, следовательно, такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, истец обратился с предложением о расторжении муниципального контракта, исх. 01./03-104 от 24.05.2011.
В связи с отказом ответчиков от расторжения договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Расторжение договора согласно статье 450 Кодекса возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Кодекса требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В статье 768 Кодекса установлено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.
Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Судом установлено, что ответчиками по делу не исполнено обязательство по передаче истцу, исходных данных (градостроительный план земельного участка, градостроительное задание) , предоставление которых предусмотрено контрактом, в связи с чем у истца отсутствует возможность исполнения договора по разработке проектной документации.
Исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной признается встречным обязательством.
Следовательно, материалами дела доказано, что истец не может осуществить встречное исполнение обязательства, в связи с неисполнением ответчиками обязанности по муниципальному контракту.
Статьей 328 ГК РФ установлено, что в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Следовательно, гражданским законодательством предусмотрена возможность расторжения договора подряда по инициативе подрядчика вследствие неисполнения заказчиком обязанностей по договору, обуславливающих исполнение своих обязанностей подрядчиком.
Принимая во внимание доказанность факта неисполнения обязанностей ответчиками по муниципальному контракту, повлекшее невозможность исполнения обязанностей истцом, суд на основании п. 2 ст. 450 ГК РФ, признает такое нарушение существенным и удовлетворяет исковые требования о расторжении муниципального контракта.
Суд считает необоснованным довод Управления о возможности исполнения контракта при отсутствии исходных данных.
Как следует из условий приложения № 1 к муниципальному контракту градостроительным заданием определяются границы участка проектирования, требования к установлению категории улиц, ширине полосы движения.
Указанные исходные данные требуются для выполнения работ по проектированию автомобильных дорог и не могут быть установлены подрядчиком произвольно.
Как следует из условий приложения № 1 к муниципальному контракту градостроительным заданием определяются требования к архитектурным решениям.
Согласно статьи 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурное решение - это авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте.
Таким образом, отсутствие указанных сведений влияет на процесс выполнения работ, так как нет возможности установить, каким должно быть благоустройство проектируемого участка дороги.
Тот факт, что на техническом совещании 25.04.2011 года (л.д.101)рекомендовано назначать основные параметры, исходя из положений утвержденных градостроительных документов(генерального плана города и проектов планировок территорий), не освобождает ответчиков от предоставления соответствующих исходных данных. Поскольку основные параметры, исходя из положений утвержденных градостроительных документов, ответчиками истцу предоставлены не были.
Суд считает необоснованным довод Управления об отсутствии его вины при исполнении муниципального контракта, в связи с неисполнением Департаментом запросов Управления.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. (ст.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")
Таким образом, муниципальный контракт является двусторонней сделкой, направленной на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей для сторон данного обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Как следует из статьи 308 ГК РФ, в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц. Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Таким образом, на стороне муниципального заказчика в отношении с истцом одновременно выступают оба ответчика, действия и бездействия которых расцениваются судом как действия муниципального заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Расторгнуть муниципальный контракт № 04000.10.107 от 07.09.2010 года.
Взыскать с Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени в пользу ЗАО «Аэродромдорстрой-Проект» расходы на оплату госпошлины в размере 2000 рублей.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» в пользу ЗАО «Аэродромдорстрой-Проект» расходы на оплату госпошлины в размере 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Е.В. Клат