ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-9490/20 от 26.10.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-9490/2020

26 октября 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Макарова С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

ООО «ТЭО»

к СНТСН «Архитектор»

к Администрации муниципального образования п.Андреевский

третьи лица: Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент лесного комплекса Тюменской области

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – доверенность от 08.07.2020 года

от ответчика – СНТСН «Архитектор»: ФИО2 – доверенность от 14.07.20219 года

от ответчика – Администрация муниципального образования п.Андреевский: ФИО3 – глава администрации – удостоверение 09.04.2019 года

от ДИО ТО: ФИО4 – доверенность от 28.05.2020 года

от ДЛК ТО: не явка.

Протокол вел помощник судьи Мрачковская Е.А.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» ( ООО «ТЭО») обратилось в арбитражный суд Тюменской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Архитектор» ( СНТСН «Архитектор») об обязании в течение 30-ти дней с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу:

- исполнить обязанность по устройству соответствующего требованиям законодательства места (площадки) накопления ТКО на территории СНТСН «Архитектор», оснащенного контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в количестве, требуемом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области.

- внести сведения о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По ходатайству истца (л.д.94), судом в качестве второго ответчика привлечена Администрация муниципального образования п.Андреевский.

Исковые требования мотивированы тем что ответчик, в нарушение действующего законодательства, не обустраивает контейнерную площадку на территории СНТ, т.е. не соблюдает требования законодательства о порядке обращения с ТКО, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и создает угрозу возникновения неблагоприятной санитарно – эпидемиологической ситуации, захламление территории СНТ «Архитектор», нарушение природного баланса, возникновение несанкционированных свалок.

Ответчик – СНТСН «Архитектор» против иска возражает по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему. В частности указывает, что ТСН не имеет земель общего пользования, земля принадлежит Департаменту имущественных отношений Тюменской области и лесфонду и размещение ТСН любого объекта на данных землях влечет для него штраф. Оформление земель общего пользования не даст возможности организации площадок ТКО, т.к. состоит из проездов шириной от 4 до 8 метров, норматив размещения – не менее 20 м от границ участков, соблюдены не будут. Оформление дополнительных площадей за пределами СНТСН Архитектор приведет к образованию открытых площадок ТКО, которыми могут воспользоваться третьи лица – рыбаки, отдыхающие на пляже, члены общества Мичуринец-2, п.л. Витязь, п.л. Звездный, детской железной дороги, песчаного карьера и т.д. СНТСН находится в муниципальном образовании п. Андреевский, организацией площадок под ТКО должно заниматься МО п.Андреевский, ТСН обращалось во все инстанции для организации данных площадок, на что был получен ответ организовать мешочный сбор. Ответчик обращался к истцу за организацией мешочного сбора, но истцом было отказано, вследствие чего, ТСН самостоятельно организован мешочный сбор до организации площадок МО п.Андреевский. Ответчик указывает, что в настоящее время идет работа по установлению права собственности на участки членов СНТ и невозможно определить в настоящее время всех собственников участков до завершения судебных процессов, а следовательно членов которым должна принадлежать  доля в общем имуществе и площадь земельного участка, относящегося к общему имуществу. Ответчик считает, что истец ищет причины уклониться от своих прямых обязанностей – сбора и транспортировки ТКО.

Администрация муниципального образования п. Андреевский, в лице его главы, с иском не согласна. В устной форме в судебном заседании глава администрации поясняет, что вопрос с вывозом ТКО в СНТ «Архитектор» на данным момент может быть решен путем организации сбора и вывоза путем «мешочного сбора» до разрешения вопроса о выделении земельного участка Департаментом имущественных отношений ТО для целей размещения площадки.

Департамент лесного комплекса Тюменской области своего отношения к иску не выразили.

Департамент имущественных отношений Тюменской области в отзыве на иск просит принять решение на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что представленные сторонами доказательства указывают на следующие обстоятельства:

Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Архитектор» создано 04.07.2001 года, с местом нахождения Тюменская область, Тюменский район, рабочий <...> (л.д.58). и находится в границах территории муниципального образования п.Андреевский в Тюменском районе Тюменской области.

Общество с ограниченной ответственностью «Тюменская экологическая компания» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тюменской области с 01.01.2019 года.

12 ноября 2015 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области с СНСН Архитектор заключен договор № 23-40/1062-04 аренды земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573, площадью 148 870 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Андреевское МО.

21.02.2020 года Администрация муниципального образования п. Андреевский направила в адрес СНТСН «Архитектор» письмо № 113 (т.1л.д.77) в котором в ответ на обращение ответчика сообщает, что на основании пункта 4 раздела 11 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов СНТНС Архитектор необходимо подготовить и направить в адрес администрации заявку на предмет определения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для СНТСН «Архитектор», а так же заключить договор с ООО «ТЭО» и как временный вариант, организовать «мешочный» сбор.

07.03.2020 года СНТНС «Архитектор» обратилось в Администрацию муниципального образования п. Андреевский с заявкой (т.1.л.д.116) в которой просило о создании открытых мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для членов СНТСН «Архитектор».

К заявлению приложена схема размещения площадок: 4 площадки по 6 кв.м, количество контейнеров 12 шт по 1м3.(т.1.л.д.117-118), тип используемого покрытия: на выбор МО п.Андреевский ( бетонное, асфальтобетонное покрытие).

27.04.2020 года Администрация муниципального образования п. Андреевский сообщило заявителю о том, что создание места накопления твердых коммунальных отходов по адресу; Тюменская область, Тюменский район, рабочий <...> «Архитектор» невозможно, ввиду отсутствия в схеме размещения места накопления ТКО данных о технических характеристиках планируемого места.

Согласно ответа Департамента недропользования и экологии Тюменской области председателю СНТНС «Архитектор» (т.1л.д.78) на его обращение о размещении контейнерных площадок сообщено, что для предоставления земельного участка ему необходимо обратиться в Департамент имущественных отношений Тюменской области.

Согласно ответа Департамента имущественных отношений Тюменской области от 10.12.2019 (т.1,л.д.81) земельные участки, относящиеся к землям общего пользования СНТСН «Архитектор» занятые проездами, проходами, площадками до настоящего времени не оформлены в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах данного товарищества. Предоставление земельного участка относящегося к землям общего пользования в собственность бесплатно, в Тюменской области, Тюменском районе, СНТСН «Архитектор» по ул. Центральная, участок 2Б, не представляется возможным.

Согласно ответа Администрации Тюменского муниципального района от 24.04.2020 года, направленного в адрес СНТСН «Архитектор» (т.1.л.д.82) создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством случаев, на территории муниципального образования п.Андреевский относится к полномочиям администрации МО п.Андреевский. Дополнительно сообщено, что СНТСН «Архитектор» необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения места накопления ТКО и обратится в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с последующим предварительным согласованием предоставления данного участка.

Согласно ответа ООО «ТЭО» от 11.03.2020 года в адрес СНТСН «Архитектор» и заместителя главы Тюменского района, сообщается что для согласования места накопления ТКО необходимо обращаться в Администрацию муниципального округа п.Андреевский. Сообщается что ближайшая КП расположена по адресу: <...>. По вопросу организации «мобильного сбора» сообщается, что главой 8 порядка накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области, утвержденного Постановлением правительства Тюменской области от 10.05.2018 года № 185-п установлено, что для накопления отходов, образующихся в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан используются контейнерные площадки для накопления ТКО. Вследствие изложенного сообщается, что иного способа накопления ТКО для СНТСН Архитектор не предусмотрено действующим законодательством.

Претензией от 25.03.2020 года направленной ООО «ТЭО» в адрес СНСН «Архитектор» (т.1.л.д.25) истец потребовал от Ответчика – СНТСН «Архитектор» обустроить на своей территории места (площадки) накопления ТКО для контейнеров, а так же установить на ней контейнеры для сбора ТКО.

Согласно заключения кадастрового инженера (т.1.л.д.112-113) в результате обследования мест общего пользования (дороги, проезды) сделан вывод о том, что на территории 6,3 га, кадастровый номер 72:17:0404004:004 и 14,88 га кадастровый номер 72:17:0000000:4573 СНТ Архитектор нет технических условий, исходя из требований СанПИН и СНИП по ширине земельных участков занятых землями общего пользования разместить место сбора мусора ТКО, поскольку в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПИН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов не менее 20м, но не более 100 м.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Оценивая существо разногласий и предмет заявленного иска, суд приходит к выводу о том, что в его основе находится спор относительно того, в чьи обязанности входит обустройство площадки сбора ТКО для СНТНС «Архитектор» на его территории и является ли возможным вывоз ТКО без обустройства площадки  сбора ТКО.

В соответствии со ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отхода производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно Распоряжения Департамента недропользования и экологии Тюменской области № 45-рд от 30 декабря 2019 года (Приложение 6.18 к Территориальной схеме обращения с отходами Тюменской области) в Андреевском МО, п. Андреевский на территории СНСН «Архитектор» в настоящее время не предусмотрено площадок накопления и контейнеров ТКО.

Пунктом 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, установлено, что в соответствии с условиями договора, складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно пункта 6.1 и 6.2 Порядка накопления ТКО в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п (в действующей редакции), применение способа складирования ТКО в пакетах или других специально предназначенных для их складирования емкостях определяется договором на оказание услуг по обращению с ТКО. При применении способа складирования ТКО в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, региональный оператор обязуется принимать ТКО в установленных местах приема ТКО.

При этом, пункты 8.1 и 8.3 прежней редакции постановления, предусматривавшей что для накопления отходов, образующихся в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах, используются: контейнерные площадки для накопления ТКО; емкости для накопления отработанных горюче-смазочных материалов; площадки для накопления крупногабаритных отходов (кузова, отработанные автопокрышки и т.п.); емкости для накопления отработанных горюче-смазочных материалов; площадки для накопления крупногабаритных отходов (кузова, отработанные автопокрышки и т.п.), исключены.

В соответствии с пунктом 5.1 СП 53.13300.2011. «Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. актуализированная редакция СНИП 30-02-97» на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Вместе с тем, данный Свод правил введен в действие 15 апреля 2020 года и распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории (пункт 1), в то время как СНД «Архитектор» создано ранее.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы истца о том что для СНТ допустим исключительно способ складирования ТКО в контейнеры на контейнерной площадке, а складирование в пакеты и иные емкости, предоставленные операторами не допускается, является не обоснованным.

При этом, как было указано выше, согласно заключения кадастрового инженера (т.1.л.д.112-113) на территории 6,3 га, кадастровый номер 72:17:0404004:004 и 14,88 га кадастровый номер 72:17:0000000:4573 СНТ «Архитектор» нет технических условий разместить площадку сбора мусора ТКО, без нарушения указанных требований СанПИН и СНИП.

Таким образом, обязанность по обустройству площадки сбора мусора ТКО на землях общего пользования (собственником которых является не СНТСН Архитектор, а ДИО ТО) в настоящее время является не возможным, что однако, по мнению суда не является освобождающим обстоятельством для истца по вывозу ТКО, т.к. при применение способа складирования ТКО в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, региональный оператор обязан принимать ТКО в установленных местах приема ТКО, что следует из пункта 6.1 и 6.2 Порядка накопления ТКО в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п (в действующей редакции).

Так же суд отмечает, что доводы истца о том что он заявляет иск в целях устранения нарушения права и законные интересы неопределенного круга лиц, не являются обоснованными, поскольку ООО «ТЭО»,  являясь региональным оператором не наделено Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочиями обращения в суд в защиту публичных интересов в порядке статьи 53 АПК РФ

В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств,  определения законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в данном деле и установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.

 Судья

Макаров С.Л.