ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-9576/15 от 09.11.2015 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-9576/2015

16 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2015 года.

Решение в полном объёме изготовлено 16 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Соловьева К.Л., рассмотрев дело по заявлению

открытого акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к департаменту жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области

об оспаривании действий по возврату без рассмотрения заявлений (исх.№ОКСРиП/ТТС/971 от 06.04.2015г., №ОКСРиП/ТТС/972 от 06.04.2015г., №ОКСРиП/ТТС/973) о выплате субсидий в счёт возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения города Тюмени; обязании рассмотреть заявления по существу,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии представителей сторон:

от заявителя:  ФИО2 - на основании доверенности от 25.12.2013г., ФИО3 - на основании доверенности от 25.09.2015г., ФИО4 - на основании доверенности от 19.10.2015г.;

от ответчика: ФИО5 - на основании доверенности от 17.08.2014г.,

установил:

ОАО «УТСК» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее - ответчик, Департамент) об оспаривании действий по возврату без рассмотрения заявлений (исх.№ОКСРиП/ТТС/971 от 06.04.2015г., №ОКСРиП/ТТС/972 от 06.04.2015г., №ОКСРиП/ТТС/973) о выплате субсидий в счёт возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения                            г. Тюмени; обязании рассмотреть заявления по существу.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, изложенные в заявлении (т.1л.д.2-6).

Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.4л.д.94-97).

В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, 06.04.2015г. Общество, руководствуясь пунктами 1.2, 2.2, 3.1 постановления Правительства Тюменской области от 17.12.2013г. №561-п обратилось в ДЖКХ ТО с заявлениями о предоставлении государственной поддержки в отношении: выполненных работ по реконструкции участка тепломагистрали №4 по ул. Ямская (заявление исх. №ОСРиП/ТТС/971 от 06.04.2015г.) в сумме 28,083 млн. руб.;  выполненных работ по реконструкции участка тепломагистрали №2 по ул. Широтная (заявление исх. №ОКСРиП/ТТС/972 от 06.04.2015г.) в сумме 29,2 млн. руб.; выполненных работ по реконструкции участка тепломагистрали №4 по ул. Южная (заявление исх. № ОКСРиП/ТТС/973 от 06.04.2015г.) в сумме 113 млн. руб.

Письмом за исх. №3091/15 от 20.05.2015г. Департамент возвратил без рассмотрения заявления Общества со ссылкой на отсутствие правовых оснований для их рассмотрения в связи с тем, что действие постановления Правительства Тюменской области от 17.12.2013г. №561-п приостановлено до 1 января 2017 года постановлением Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п «О приостановлении действия постановления от 17.12.2013г. № 561-п».

Заявитель полагает, что отказ Департамента принять к рассмотрению заявления Общества нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и является потенциальным основанием для возникновения у заявителя убытков в форме отсутствия своевременной компенсации понесённых им расходов на мероприятия по реконструкции объектов системы централизованного теплоснабжения, а также влечет возникновение у заявителя дополнительных расходов на выплату процентов по договору займа №13339 от 05.09.2013г., заключённому между ОАО «УТСК» и ОАО «Фортум» в целях финансирования реконструкции тепловых сетей.

Департамент, возражая против заявленных требований, ссылается на то, что он действовал в пределах предоставленных ему полномочий, и осуществил возврат документов Общества до окончания срока, предусмотренного для рассмотрения документов, а именно в течение 45 рабочих дней со дня их поступления, руководствуясь нормативным правовым актом Тюменской области - Постановлением Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п «О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 №561-п».

Учитывая изложенное, общество обратилось в суд. 

Изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.

В соответствии со статьёй 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 41 Устава Тюменской области систему исполнительных органов государственной власти области составляют: Правительство Тюменской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области.

Правительство области составляют: Губернатор области, Вице-Губернатор области, первые заместители Губернатора области, заместители Губернатора области, иные члены Правительства области, должностные лица Правительства области.

В соответствии со статьёй 43 Устава Тюменской области Правительство области принимает нормативные правовые и правовые акты в виде постановлений и распоряжений Правительства области, а также вносит изменения и дополнения в указанные акты. Решения Президиума Правительства области принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства области.

Правительство области вправе принять решение о приостановлении действия, отмене или признании утратившим силу любого нормативного правового и правового акта Президиума Правительства области и (или) иного органа исполнительной власти области (пункт 4 статьи 43 Устава Тюменской области Правительство области).

Постановления и распоряжения Губернатора области, постановления и распоряжения Правительства области обязательны для исполнения на территории Тюменской области.

Согласно статье 35 Закона Тюменской области от 07.03.2003г. №121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» действие нормативных правовых и правовых актов области начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.

Нормативные правовые и правовые акты Тюменской области действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься также и на определённый период времени. Определённым периодом времени может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых и правовых актов области.

В соответствии со статьёй 37 Закона Тюменской области от 07.03.2003г. №121 действие нормативного правового и правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определённый срок или до наступления определённого события.

Действие нормативного правового и правового акта области приостанавливается актом того же вида, принятым (изданным) органом или должностным лицом, его принявшим (издавшим).

Действие нормативного правового и правового акта области может быть также приостановлено актом, изданным иным органом (должностным лицом), наделённым такими правами действующим законодательством.

Постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2012г. №269-п утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, согласно которому Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, реализующим полномочия Тюменской области в сфере топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 1.2. вышеуказанного постановления Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.

Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2013г. №561-п утверждён Порядок отбора организаций на оказание государственной поддержки на реализацию системы мер по обеспечению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения в Тюменской области (далее – Порядок отбора)

Пунктом 3 Порядка отбора определён порядок предоставления субсидии, перечень документов, для предоставления субсидии.

Согласно пункту 3.6. Порядка отбора Департамент рассматривает представленные документы в течение 45 рабочих дней со дня их поступления.

Как указано судом, общество для получения субсидии обратилось в Департамент с соответствующим заявлением 06.04.2015г.

Вместе с тем, согласно материалам дела, заявления Общества о предоставлении государственной поддержки за исх. № ОСРиП/ТТС/971, №ОКСРиП/ТТС/972,                                  № ОКСРиП/ТТС/973 не были рассмотрены по существу, в связи с принятием  постановления Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п «О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 №561-п».

Рассмотрев указанный отказ в рассмотрении заявлений, поступивших в адрес уполномоченного лица 06.04.2015 года, суд считает его незаконным, по следующим основаниям.

Как установлено судом, 19.05.2015г. Правительство Тюменской области в пределах полномочий, предусмотренных Уставом Тюменской области, приняло в установленном законом порядке, постановление №211-п «О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 №561-п».

Вместе с тем, постановление Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п, регламентирующее приостановку предоставления субсидии, вступило в законную силу 20.05.2015г. (источник публикации - Официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://law.admtvumen.ru/law/index/qovernment.htm), тогда как заявления общества поступили 06.04.2015 года.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (часть 1).

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 2).

Таким образом, гражданский кодекс РФ не имеет обратной силы, о чем прямо указано в п. 1 ст. 4 ГК РФ. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.

Кроме того, для разрешения вопроса о применимом законодательстве большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их.

Именно в зависимости от содержания норм Конституцией РФ устанавливаются темпоральные правила, отношения.

Так, в соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы.

В силу ст. 54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, иных лиц, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что указано, в том числе, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 г. N 249пв01.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам либо юридическим лицам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

С этим, в частности, связаны законные ожидания граждан, юридических лиц на то, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, конституционная доктрина со ссылкой на ст. 54 - 57 Конституции РФ идет по пути признания умаления прав граждан, юридических лиц  изданием закона, уменьшающего объем их прав. Именно из этого исходит положение о запрете применять законы, прекращающие правомочие, к отношениям, которые возникли до введения в действе нового закона.

Кроме того, следует отметить, что если у лица, в ранее действовавших нормах присутствовало какое-либо правомочие, то прекращение этого права сокращает его правоспособность на соответствующий период времени.

С учетом изложенного, суд считает, что обращение лица за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению, и именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства.

Как установлено судом,  ст. 36 закона Тюменской области от 07.03.2003г. №121, предусмотрено, что закону, иному областному нормативному правовому и правовому акту может быть решением соответствующего нормотворческого органа области придана обратная сила (пункт 1).

Придание обратной силы не допускается, если закон, иной областной нормативный правовой и правовой акт:

а) вводят новые налоги, иные обязательные платежи в областной бюджет или ухудшают положение налогоплательщиков;

б) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц;

в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц (пункт 2).

Как установлено пунктами 3.1 и 3.6 Порядка отбора для получения государственной поддержки в форме субсидии Организация представляет в Уполномоченный орган документы. Уполномоченный орган рассматривает представленные документы в течение 45 рабочих дней со дня поступления.

Согласно материалам дела заявления Общества о предоставлении государственной поддержки исх. №ОСРиП/ТТС/971, исх. №ОКСРиП/ТТС/972, исх. № ОКСРиП/ТТС/973 представлены в Департамент 06.04.2015г., что ответчиком не оспаривается.

Таким образом, на дату вступления в законную силу (20.05.2015г.) Постановления Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п, регламентирующего приостановку предоставления субсидии, данные заявления были поданы соответствующим образом, и в связи с чем, должны были быть рассмотрены, поскольку в самом Постановлении Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п не указано о распространении его действия на отношения, возникшие до его вступления в законную силу, в частности на дату подачи заявления - 06.04.2015г.

Таким образом, заявления Общества о предоставлении государственной поддержки должны были быть рассмотрены Департаментом в течение 45 дней со дня их поступления в Департамент.

Суд отмечает, что иных оснований для отказа, кроме ссылки на то, что действие Порядка отбора приостановлено Постановлением Правительства Тюменской области от 19.05.2015г. №211-п, Департаментом не указано.

При этом, пунктом 3.10 Порядка отбора предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии, которыми являются:

3.10.1. Несоответствие Организации критерию, установленному пунктом 2.1 настоящего Порядка.

3.10.2. Включение в заявление не предусмотренных определенной Системой мер на соответствующий период мероприятий и (или) объектов.

3.10.3. Недостоверность сведений в представленных Организацией документах.

3.10.4. Непредставление полного пакета документов, перечни которых установлены пунктами 3.1.1 и 3.1.2 настоящего Порядка.

3.10.5. Отсутствие определенной Уполномоченным органом системы мер.

3.10.6. Отсутствие бюджетных ассигнований.

3.10.7. Организация является юридическим лицом, в отношении которого Уполномоченным органом принято решение о прекращении оказания государственной поддержки и взыскании в судебном порядке субсидии по государственной поддержке, на которую Организация заявлялась ранее.

Ссылок на какое-либо из вышеперечисленных оснований в отказе Департамента нет.

Согласно ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

Таким образом, оспариваемые заявителем действия по возврату без рассмотрения заявлений (исх.№ОКСРиП/ТТС/971 от 06.04.2015г., №ОКСРиП/ТТС/972 от 06.04.2015г., №ОКСРиП/ТТС/973) о выплате субсидий в счёт возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения города Тюмени признаются судом незаконными.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд при вынесении решения о признании действий, бездействий государственных органов незаконными, должен указать на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, суд, исходя из заявленных требований и обстоятельств дела, принимая во внимание, что выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой суда, считает возможным обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем рассмотрения заявлений открытого акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» за исх. № ОКСРиП/ТТС/971, исх. № ОКСРиП/ТТС/972, исх. № ОКСРиП/ТТС/973 от 06.04.2015 года  в сроки, установленные Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2013г. №561-п.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесённые им по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, выраженные в возврате без рассмотрения заявлений открытого акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» за исх. № ОКСРиП/ТТС/971, исх.   № ОКСРиП/ТТС/972, исх. № ОКСРиП/ТТС/973 от 06.04.2015 года о выплате субсидий в счет возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения города Тюмени.

 Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем рассмотрения заявлений открытого акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» за исх. № ОКСРиП/ТТС/971, исх. № ОКСРиП/ТТС/972, исх. № ОКСРиП/ТТС/973 от 06.04.2015 года.

Возвратить открытому акционерному обществу «Уральская теплосетевая компания» из федерального бюджета госпошлину в размере 3000 рублей.

Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в пользу открытого акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» госпошлину в размере 3000 рублей. 

Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины и справку на возврат госпошлины после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

          Судья

Соловьев К.Л.