ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-9925/18 от 03.08.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-9925/2018

10 августа 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2018 года

решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2018 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к управлению Федерального казначейства по Тюменской области

об оспаривании представления от 04.05.2018 № 67-21-13/21-19,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - департамент финансов Тюменской области,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Бабушкина Л.М. по доверенности от 19.12.2017,

от ответчика – Суслаева С.Л. по доверенности от 20.04.2018, Колмакова С.А. по доверенности от 09.01.2018, Солнцева И.А. по доверенности от 24.07.2018,

от третьего лица – Григорьев Д.В. по доверенности от 05.08.2015,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее – УФК по Тюменской области) об оспаривании представления от 04.05.2018 № 67-21-13/21-19.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - департамент финансов Тюменской области,

Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика требования заявителя не признали на основании изложенных в отзыве на заявление доводов.

Как следует из материалов дела, УФК по Тюменской области с 15.03.2018 по 30.03.2018 в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области на основании приказа Управления Федерального казначейства по Тюменской области от 15.03.2018 № 149 «О проведении внеплановой выездной проверки в Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области» на основании поручений Федерального казначейства от 13.12.2017 №07-04-05/17-960 «О проведении внеплановых контрольных мероприятий», от 01.02.2018 №07-04-05/17-1621 «О проведении внеплановых контрольных мероприятий» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» в 2016 году.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», подпрограммой 8 «Развитие молочного скотоводства», государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее - Подпрограмма), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от L 22.12.2012 № 1370 (далее-Правила № 1370), Соглашением от 29.01.2016 № 39/17-С «Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» (в редакции дополнительных соглашений №1 от 11.03.2016 №498/17-С, №2 от 13.04.2016 № 615/17-С, № 3 от 31.05.2016 № 695/17-С, № 4 от 15.07.2016 № 1059/17-С, № 5 от 09.12.2016 № 1243/17-С, №6 от 28.12.2016 № 1530/17-С (далее - Соглашение № 39/17-с) в 2016 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) (главный распорядитель средств федерального бюджета) из федерального бюджета бюджету Тюменской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы субъекта Российской Федерации, аналогичным мероприятиям подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 - 2020 годы», на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках Подпрограммы, предоставлена субсидия на 2016 финансовый год в размере 84 936 100,00 рублей по КБК 082 0405 25Б0150430 521 (код цели - 846), из которых 628 134,85 рублей использованы с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).

04.05.2018 УФК по Тюменской области внесено представление №67-21-13/21-19 (далее - представление), Департаменту предписано рассмотреть информацию о выявленном нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) и предоставлении средств из бюджета; принять меры по устранению причин и условий совершения правонарушения.

Департамент, считая представление от 04.05.2018 № 67-21-13/21-19 незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет (пункты 1, 3 статьи 132 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370 (далее- Правила 1370), в части проверяемых средств субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока.

Согласно п.10 Правил №1370 Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 70 процентов расходного обязательства.

Уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Распоряжением Министерства сельского хозяйства РФ от 18.01.2016 № 7-р «Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2016 год» для Тюменской области установлен в 2016 году уровень софинансирования 0,700.

Между тем, финансирование расходов бюджета Тюменской области, источником образования которых являются субсидии федерального бюджета бюджету Тюменской области, а также средства областного бюджета, предусмотренные в виде софинансирования проверяемого мероприятия «Развития молочного скотоводства», осуществлялось по коду прямого получателя областного бюджета 007 «Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области»; подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела 0400 «Национальная экономика»; КЦСР 41102 Мероприятие «Стимулирование подотрасли животноводства, включая переработку продукции животноводства (молоко, мясо, яйцо и прочая продукция животноводства)», код направления расходов R0430 «Софинансирование расходов на предоставление субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» (за счет средств областного бюджета); КВР 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (приложение 18 к закону Тюменской области от 08.12.2015 № 142 «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее - Закон № 142).

Законом № 142 в бюджете Тюменской области предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в общей сумме 634 936 100,00 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета в сумме 84 936,100 тыс. рублей, что составляет 13,377% от общей суммы финансирования;

- за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 550 000,00 тыс. рублей, что составляет 86,223 % от общей суммы финансирования.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения № 39/17-с в 2016 году Департамент на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях № 1 и № 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.

Приложением № 1 Соглашения № 39/17-с (в редакции Дополнительного соглашения № 6 от 28.12.2016) предусмотрены направления и объемы субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта на 2016 год по проверяемому направлению расходов в сумме 84 936,100 тыс. рублей, из бюджета субъекта в сумме 550 000,000 тыс. рублей и установлен объем софинансирования из федерального бюджета в размере 13,377%.

Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставленному Департаментом Министерству по состоянию на 1 января 2017 года (далее - Отчет), кассовые расходы в целях финансирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока составили в общей сумме 630 245 684,00 руб., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 84 936 100,00 руб., средства областного бюджета в сумме 545 309 584,00 рубля.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренный Соглашением№ 39/17-с, составляет 13,377% (84 936 100,00 / 634 936 100,00), таким образом, за счет средств бюджета субъекта - 86,623% (100¬13,377).

Согласно Отчету фактический уровень финансирования за счет средств бюджета субъекта составил 86,523%. Таким образом, уровень софинансирования средств субсидии, источником которых являются средства федерального бюджета, составил 13,477 % (84 936 100,00 / 630 245 684,00, где 630 245 684,00 рубля - объем фактически израсходованных в 2016 году средств субсидии или 100%-86,523%).

При общем объеме фактически израсходованных средств в 2016 году в размере 630 245 684,00 рубля, субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 84 307 965,15 руб. (630 245 684,00 х 13,377%).

Следовательно, средства федерального бюджета в сумме 628 134,85 руб. (84 936 100,00 - 84 307 965,15) использованы с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы заявителя и третьего лица о том, что доля Тюменской области для выплаты субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока должна составлять 36 401 185 рублей.

Статьей 306.2 БК РФ установлено, что к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут применяться бюджетные меры принуждения.

Согласно ст.306.8. БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Заявитель не представил доказательств того, что оспариваемого представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

Указанная позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-1425/17 от 07.04.2017 по делу № А34-6088/2016, определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2017 №309-КГ17-8218 по делу № А34-6088/2016; постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-4968/2016 от 03.11.2016 по делу № А04-10586/2015, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2017 № 303-КГ16-19728 по делу № А04-10586/2015).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.