426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
Дело № А71- 10353/2019
28 октября 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2019 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Город Глазов», г. Глазово признании незаконными предписания Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики г. Ижевск от 20.03.2019 №1, при участии в дел в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики г. Ижевск,
при участи представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 05.06.2019;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 30.01.2019;
от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 09.08.2019;
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Город Глазов» (далее администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее агентство, ответчик) от 20.03.2019 №1 об устранении выявленных в результате мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия нарушений.
Определением суда от 25.06.2019 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики (далее третье лицо).
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных пояснениях (л.д.127-128).
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в дополнениях к отзыву (л.д.41-44, 87).
Третье лицо поддержало позицию заявителя, изложив свои доводы в письменных объяснениях по делу (л.д.55-56, 139).
Из представленных по делу доказательств следует, что на основании постановления Совета Министров Удмуртской АССР от 05.12.1979 № 362 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Удмуртской АССР» нежилое здание, расположенное по адресу: <...> включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 181610539680005), как объект культурного наследия регионального значения «Памятник истории (здание ГК КПСС и исполкома горсовета), где в 1921 году перед делегатами Х Глазовского уездного съезда Советов выступал с речью ФИО4, прибывший в Глазов с агитпоездом «Октябрьская революция» (далее объект культурного наследия).
На указанный объект культурного наследия оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденное приказом агентства от 27.09.2017 №143 (л.д.10-20).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание общей площадью 3 019,70 кв.м (кадастровый номер 18:28:000044:535) находится в собственности Муниципального образования «Город Глазов». На основании распоряжения Управления имущественных отношений Администрации города Глазова от 13.04.2018 №01-04/0065, здание закреплено за Администрацией города Глазова на праве оперативного управления (л.д.26-30).
На основании постановления Администрации МО «Город Глазов» от 11.12.2013 №1/127 (с учетом внесения изменений постановлением Администрации МО «Город Глазов» от 10.08.2018 №1/77) и договора от 19.06.2014 о безвозмездном пользовании (договор ссуды) муниципальным имуществом города Глазова, нежилые помещения площадью 45 кв.м., расположенные в здании по адресу <...>, переданы в безвозмездное пользование на неопределенный срок Центральной избирательной комиссии (л.д.32-37).
27.02.2019 на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых, осуществляются Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 25.02.2019 №2, агентством был осуществлен визуальный осмотр объекта культурного наследия регионального значения (л.д.45).
Результаты контрольных мероприятий отражены в акте визуального осмотра объекта культурного наследия от 27.02.2019, с приложением фотоматериала (л.д.22-25).
При осмотре объекта культурного наследия было установлено, что здание двухэтажное, кирпичное, в плате П-образное. Исторически здание было одноэтажное, прямоугольное, построено в начале ХХ века. В советский период 1950-1960гг. был надстроен второй этаж, по торцам пристроены новые объемы. Фасад здания на уровне первого этажа декорирован межэтажными поясками, пилястрами; цоколь выделен узким пояском и прямоугольными нашивами. Оконные проемы прямоугольной формы декорированы клинчатыми перемычками с замковым камнем с наличниками с «ушками». Завершает здание венчающий карниз из выступающих рядов кладки. Состояние архитектурных деталей фасадов, наружных стен и отделки – неудовлетворительное.
На наружных стенах объекта культурного наследия наблюдаются обширные участки намокания вследствие работы кондиционеров, венчающих карнизов – вследствие отсутствия выноса кровли. Наблюдается выветривание связующего раствора версты кладки, сколы версты кладки по углам здания (юго-западный), участки с выпадением единичных кирпичей и деструкция лицевой поверхности кирпичей.
На западном, восточном и южном фасадах здания установлены навесные кондиционеры (8 - со стороны западного фасада, 12 - со стороны восточного фасада, 6 - с южной стороны). На наружных стенах, а также на уровне цоколя объекта культурного наследия наблюдаются участки намокания вследствие работы кондиционеров, особенно со стороны западного фасада, деструкция кирпичной кладки, вымывание связующего раствора в связи с намоканием участков наружных стен при работе кондиционеров.
Наружные кондиционеры на фасадах объекта культурного наследия изменяют внешний облик объекта культурного наследия и вызывают негативное воздействие на физическую сохранность объекта культурного наследия, что является нарушением пункта 1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
По результатам осмотра агентством выдано предписание от 20.03.2019 №1 об устранении выявленных нарушений, согласно которому администрации предписано в срок до 01.11.2019 обеспечить демонтаж навесных кондиционеров с наружных стен объекта культурного наследия (л.д.21).
Несогласие заявителя с предписанием, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что предмет охраны объекта культурного наследия не определен. Владельцы объекта культурного наследия, предмет охраны которого не определен, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр. При этом законодательство не содержит прямого запрета на размещение на фасадах объекта культурного наследия кондиционеров. Само по себе размещение на фасаде объектов культурного наследия кондиционеров, не свидетельствует об утрате первоначального облика объекта культурного наследия, поскольку это не приводит к физическим изменениям (физический износ), фрагментарному или полному отсутствию отдельных архитектурных и конструктивных элементов, декора, предметов внутреннего убранства по сравнению с состоянием на определенную дату истории существования объекта культурного наследия. На балансе администрации находится 24 кондиционера, введенные в эксплуатацию в период с 01.01.2001 по 31.12.2015, их выносные блоки размещены на внешнем фасаде здания. На основании договора безвозмездного пользования от 19.06.2014 администрацией предоставлены в безвозмездное пользование нежилые помещения Центральной избирательной комиссии УР. Согласно инвентаризационной описи на балансе структурного подразделения Центральной избирательной комиссии УР в городе Глазове в активах Центральной избирательной комиссии находятся 2 кондиционера. Охранное обязательство от 27.09.2017, выданное Минкультуры РФ требований по демонтажу кондиционеров не содержат. В момент составления охранного обязательства, в паспорте и акте технического состояния здания кондиционеры уже были установлены, однако информации о необходимости их демонтажа, как установленных в противоречие с законодательством в сфере охраны объекта культурного наследия в указанных документах не содержится. Кроме того, по мнению заявителя, в современных условиях в здании объекта культурного наследия размещается администрация, и осуществляют трудовую деятельность 106 муниципальных служащих и работников администрации. Установка системы кондиционирования осуществлена во исполнение ст. 22 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Таким образом, размещение кондиционеров на фасадах здания объекта культурного наследия отвечает требованиям ч. 1 ст.40 Федерального закона № 73-ФЗ и целям создания условий для современного использования объекта культурного наследия. Кондиционеры на здании размещались в период отсутствия подзаконных актов, обеспечивающих надлежащее правовое регулирование в сфере охраны объектов культурного наследия. Правила благоустройства Муниципального образования «Город Глазов», утвержденные Решением Глазовской городской Думы от 25.10.2017 №292, пп. «д» п. 5.3. которых установлено, что изменением внешнего вида фасада объекта считается установка или демонтаж дополнительного оборудования, на которые ссылается Агентство, не могут быть применены в рассматриваемом деле. Полномочиями по изданию муниципальных правовых актов в области регулирования сферы охраны объектов культурного наследия, органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ не наделены. Приложенный Агентством в материалы дела Акт технического состояния, выполненный ООО «РИД», не является актом технического состояния объекта культурного наследия. Данный акт составлен на основании осмотра фотоматериалов, однако фотоматериалы, непосредственно осмотренные специалистом, не приложены. Законных оснований для вынесения предписания не имелось. Оспариваемое предписание незаконно возлагает на администрацию обязанности по обеспечению демонтажа кондиционеров с фасадов объекта культурного наследия, создает препятствия для осуществления органом местного самоуправления предусмотренной законом деятельности.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным. Заявителем не приведены правовые обоснования незаконности предписания.
Третье лицо поддержало позицию заявителя, указав, что как работодатель - Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики обязан обеспечивать безопасные условия труда своих сотрудников, что обеспечивается кондиционерами и позволяет использовать объект культурного наследия в соответствии с Законом №73-ФЗ. Охранное обязательство от 27.09.2017 и приложенный к нему паспорт объекта культурного наследия выданы Минкультуры РФ через несколько лет после ввода в эксплуатацию кондиционеров, что свидетельствует, о том, что внешний облик здания не изменился с момента выдачи указанных документов. Причины намокания стен здания, отраженные в акте визуального осмотра объекта культурного наследия регионального значения от 27.02.2019, агентством не установлены. Следовательно, оснований для демонтажа кондиционеров по причине изменения внешнего облика объекта культурного наследия отсутствуют. Оспариваемое предписание не соответствует Закону №73-ФЗ, и незаконно возлагает обязанность по демонтажу кондиционеров.
Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № 73-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В преамбуле названного Закона указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 2 статьи 10 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона №73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 4 статьи 11 Закона №73-ФЗ).
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется не только в форме проверок юридических лиц, но и в других формах, к которым относятся мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность по систематическому наблюдению.
В силу пункта 3 статьи 11 Закона №73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии Положением об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республике от 29.02.2016 №74, Агентство является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия (подпункт 3 пункта 6 статьи 11 Закона №73-ФЗ).
Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия, порядок выдачи и форма которого устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (пункт 7 статьи 11 Закона №73-ФЗ).
Таким образом, агентств наделено полномочиями по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований с указанием сроков их нарушения.
Проверка проведена агентством в соответствии с требованиями законодательства. Нарушений при проведении проверки судом не установлено. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно статьей 3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (пункт 1).
Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Закона №73-ФЗ).
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1 статьи 33 Закона №73-ФЗ).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (40 Закона №73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В соответствии с положениями статьи 47.1 Закона №73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пункт 4 части 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании постановления Совета Министров Удмуртской АССР от 05.12.1979 №362 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Удмуртской АССР» нежилое здание, расположенное по адресу: <...> включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 181610539680005), как объект культурного наследия регионального значения «Памятник истории (здание ГК КПСС и исполкома горсовета), где в 1921 году перед делегатами Х Глазовского уездного съезда Советов выступал с речью ФИО4, прибывший в Глазов с агитпоездом «Октябрьская революция».
На указанный объект культурного наследия оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденное приказом агентства от 27.09.2017 №143 (л.д.10-20).
Пунктом 1 раздела 2 Охранного обязательства предусмотрен запрет на размещения на объекте культурного наследия оконных роль-ставень, оконных маркизов, радио- и спутниковых антенн, кондиционеров, иных технических средств, навесных конструкций на главных уличных фасадах объекта культурного наследия.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание общей площадью 3 019,70 кв.м (кадастровый номер 18:28:000044:535) находится в собственности Муниципального образования «Город Глазов».
По результатам осуществления проверки состояния объекта культурного наследия, агентством установлен факт нарушения заявителем пункта 1 статьи 47.3 Закона №73-ФЗ, а именно, было установлено, что на наружных стенах объекта культурного наследия наблюдаются обширные участки намокания вследствие работы кондиционеров, венчающих карнизов – вследствие отсутствия выноса кровли. Наблюдается выветривание связующего раствора версты кладки, сколы версты кладки по углам здания (юго-западный), участки с выпадением единичных кирпичей и деструкция лицевой поверхности кирпичей.
На западном, восточном и южном фасадах здания установлены навесные кондиционеры (8 - со стороны западного фасада, 12 - со стороны восточного фасада, 6 - с южной стороны). На наружных стенах, а также на уровне цоколя объекта культурного наследия наблюдаются участки намокания вследствие работы кондиционеров, особенно со стороны западного фасада, деструкция кирпичной кладки, вымывание связующего раствора в связи с намоканием участков наружных стен при работе кондиционеров.
Наружные кондиционеры на фасадах объекта культурного наследия изменяют внешний облик объекта культурного наследия и вызывают негативное воздействие на физическую сохранность объекта культурного наследия.
Акт визуального осмотра от 27.02.2019 и приложенные к нему фотографии достоверно подтверждают факт размещения на фасаде объекта культурного наследия кондиционеров, изменение внешнего облика объекта культурного наследия, а также негативные последствия от размещения кондиционеров, указанные в данном акте (л.д. 22-25, 61-65, 74-76, 96-124).
Факт выявленных нарушений заявителем не опровергнут, возражения на акты технического состояния не представлены. Доказательств исполнения обязанностей по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, возложенных пунктом 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, а также пунктом 6 раздела 3 Охранного обязательства, администрацией не представлены.
Кроме того, судом учтено, что ранее в период утверждения и выдачи агентством охранного обязательства (приказ от 27.09.2017 №143), а именно в период с 25.09.2017 по 20.10.2017 агентством была проведена плановая выездная проверка за состоянием, содержанием, использованием, популяризацией и государственной охраны вышеуказанного объекта культурного наследия.
По результатам указанной проверки составлены акт технического состояния объекта культурного наследия с приложением фотоматериалов от 25.09.2017, также акт проверки от 20.10.2017 №4, из которых следует, что при визуальном осмотре объекта культурного наследия установлено, что на фасадах объекта культурного наследия установлены кондиционеры, искажающие внешний облик фасадов (8 кондиционеров на западном фасаде; 11 – на восточном; 2 – южном). Наблюдаются обширные участки намокания стен вследствие работы кондиционеров (л.д. 46, 88-89).
20.10.2017 по результатам проверки агентством выдано предписание от 20.10.2017 №3, согласно которому администрации было предписано в срок до 20.10.2018 демонтировать кондиционеры с фасадов здания объекта культурного наследия (л.д.48-49).
Между тем, полученное 30.10.2017 администрацией предписание от 20.10.2017 № 3, в установленный в нем срок не исполнено.
Факт ненадлежащего содержания вышеуказанного объекта культурного наследия, подтверждается также представленным агентством в ходе судебного разбирательства, актом технического состояния, составленного ООО «РИД», из которого следует, что в результате визуального осмотра, на фасадах здания отмечены фрагментарные (очаговые) диструкции кирпичной кладки, в местах установки внешних блоков кондиционеров, причиной данных разрушений является без проектная установка приборов систем кондиционирования и отсутствие системы дренажа конденсата. Конденсат в большем количестве попадает на стену, тем самым способствует размыванию кладочного раствора и самого кирпича, так же создает благоприятные условия для образования мико-био-зоо-колоний (грибки, мхи, лишайники). В отдельных частях фасада внешние блоки кондиционеров установлены в местах концентрации повышенных нагрузок (простеки), сохранность нарушена не только механическим воздействием разрушающего инструмента при установке, но и постоянным воздействием вибрации возникающих при работе вентиляторов и механизмов кондиционеров. Разрушающее воздействие кондиционеров на объект культурного наследия не оспаримо, в связи с чем, необходимо выполнить проектную документацию по устройству систем вентиляции и кондиционирования, в соответствии с действующими нормами СП и Законом №73-ФЗ. Дальнейшая эксплуатация приведет к значительному ухудшению технического состояния объекта культурного наследия (л.д.90-95).
Судом также принято во внимание, что в соответствии с подпунктом «д» п. 5.3 Правил благоустройства города Глазова, утвержденных решением Глазовской городской думы от 25.10.2017 №292 (далее Правила благоустройства города Глазова), под изменением внешнего вида фасада объекта понимается установка или демонтаж дополнительного оборудования, элементов и устройств (решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, приямки на окнах подвальных этажей, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, маркизы, элементы архитектурно-художественной подсветки, антенны, видеокамеры, часы, банкоматы, электрощиты, кабельные линии, флагштоки).
Согласно п.5.1 Правил благоустройства города Глазова, архитектурно-градостроительный облик зданий и улиц города, параметры, цветовое, объемно-пространственное решение зданий и частей зданий, элементы информации, вывески, реклама, архитектурные формы, арт-объекты и объекты ландшафтного дизайна должны соответствовать «Дизайн-коду Глазова», утвержденному постановлением Администрации города.
Согласно пунктам 5.2, 5.4 указанных Правил благоустройства города Глазова, архитектурно-градостроительный облик объекта и его изменение согласовываются с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Глазова в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта», утвержденным Администрацией города Глазова.
Устройство и изменение элементов фасада зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, а также зданий и сооружений, находящихся в зонах охраны памятников истории и культуры города Глазова, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Аналогичные положения были предусмотрены решением Глазовской городской Думы от 28.11.2012 №258 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов», то есть, в предыдущей редакции Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов», утвержденных решением Глазовской городской Думы от 25.10.2017 № 292.
Таким образом, ранее действовавшими Правилами благоустройства муниципального образования «Город Глазов», утвержденными решением Глазовской городской Думы от 28.11.2012 № 258 также было установлено, что к изменению внешнего вида фасада объекта относится, в том числе, установка или демонтаж наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции.
Следовательно, размещение кондиционеров на фасадах здания объекта культурного наследия является нарушением требований нормативных правовых актов, не соответствует архитектурному решению фасада здания, нарушает общий облик и восприятие объекта культурного наследия и, кроме того, вызывает негативное воздействие на физическую сохранность объекта культурного наследия.
Акт визуального осмотра от 27.02.2019 и приложенные к нему фотографии достоверно подтверждают факт размещения на фасаде объекта культурного наследия кондиционеров, изменение внешнего облика объекта культурного наследия, а также негативные последствия от размещения кондиционеров.
На основании вышеизложенного, судом отклоняется довод заявителя о том, что кондиционеры на здании размещались в период отсутствия подзаконных актов, обеспечивающих надлежащее правовое регулирование в сфере охраны объектов культурного наследия. Подпункт «д» пункта 5.3 Правил благоустройства города Глазова, согласно которому под изменением внешнего вида фасада объекта понимается установка или демонтаж дополнительного оборудования, на которые ссылается агентство, не могут быть применены в рассматриваемом деле.
Правила благоустройства города Глазова принятые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставам муниципального образования «Город Глазов», устанавливают единые требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают единый порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству и содержанию территории муниципального образования «Город Глазов».
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации от 11.12.2013 №1/127 и договора от 19.06.2014 б/н о безвозмездном пользовании (договор ссуды) муниципальным имуществом города Глазова, акту приема-передачи имущества от 19.06.2014 нежилые помещения площадью 45 кв.м., расположенные в здании объекта культурного наследия переданы в безвозмездное пользование на неопределенный срок Центральной избирательной комиссии.
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В данном случае, договором безвозмездного пользования и охранным обязательством предусмотрен ряд обязательных к исполнению мероприятий, направленных на сохранение используемого им объекта культурного наследия.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции до принятия Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ) определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание, выдано агентством в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных ему законом полномочий.
Содержание предписания не допускает двойственного толкования вопроса об устранении нарушений, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которые должен совершить заявитель для устранения выявленных нарушений, является исполнимым.
Довод заявителя о том, что законодательство не содержит прямого запрета на размещение на фасадах объекта культурного наследия кондиционеров, а само по себе размещение на фасаде объектов культурного наследия кондиционеров не свидетельствует об утрате первоначального облика объекта культурного наследия, судом отклоняется, поскольку противоречит требованиям Закона №73-ФЗ.
Оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
Довод заявителя о том, что полномочиями по изданию муниципальных правовых актов в области регулирования сферы охраны объектов культурного наследия, органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ не наделены, является ошибочным.
Согласно части 1 статьи 2 Закона №131-ФЗ муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющие общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, в том числе городских округов, обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов.
Довод заявителя о том, что приложенный агентством в материалы дела акт технического состояния, составленный ООО «РИД», не является надлежащим доказательством, поскольку составлен не по установленной форме и на основании неопределенных фотоматериалов, судом также отклоняется, по следующим основаниям.
Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 16.08.2019 № СМ-001718, ООО «РИД» является членом саморегулируемой организации Ассоциация «Межрегиональное объединение проектировщиков (СРО), имеющей право на выполнение работ по подготовке проектной документации объектов капительного строительства. ООО «РИД» имеет лицензию от 15.07.2014 № МКРФ 01845 на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (л.д.91-95).
Акт технического состояния, составленный ООО «РИД», не является документом (актом технического состояния), составленным в рамках Закона №73-ФЗ. Указанный акт является одним из доказательств, представленных агентством, в подтверждение того, что размещение кондиционеров на фасадах здания объекта культурного наследия является нарушением требований нормативных правовых актов. Размещение кондиционеров на фасадах здания объекта культурного наследия не соответствует архитектурному решению фасада здания, нарушает общий облик и восприятие объекта культурного наследия и, кроме того, вызывает негативное воздействие на физическую сохранность объекта культурного наследия.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что предписание Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики г. Ижевск от 20.03.2019 №1, вынесенное в отношении Администрации муниципального образования «Город Глазов», соответствуют действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным предписания Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики г. Ижевск от 20.03.2019 №1, вынесенного в отношении Администрации муниципального образования «Город Глазов», г. Глазов отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Ф. Мосина