АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
__________________________________________________________________________________________
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-1041/2021
22 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коньковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епишкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» к муниципальному образованию «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципального унитарного предприятия г.Ижевска «Ижводоканал», Публичного акционерного общества «Т Плюс», Управления жилищно-коммунального хозяйстваАдминистрации города Ижевска, о признании сети холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 улице Красногеройской города Ижевска, обладающей признаками бесхозяйного имущества; об обязании ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной сети холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска, определить организацию для содержания и обслуживания указанной сети холодного водоснабжения и обеспечить выполнение ремонта части сети холодного водоснабжения от наружного водопроводного колодца ВК-65 до места разветвления, от которого холодная вода используется для жителей многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска и поступает на БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенный в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска; о взыскании судебной неустойки,
при участии представителей:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 30.12.2020, диплом ВСВ №1378279 от 27.03.2006, ФИО2 – представитель по доверенности от 01.10.2020,
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности №6934/01-19ДО от 24.12.2020, диплом ДВС 1510273 от 27.06.2002,
от третьих лиц:
1) ФИО4 – представитель по доверенности №41/111-18 от 01.01.2021, диплом ДВС 1614296 от 22.02.2002,
2) ФИО5 – представитель по доверенности №51400-04-22/010 от 12.01.2020, диплом ВСВ 1380771 от 17.06.2005,
3) ФИО3 – представитель по доверенности №41/Д от 28.12.2020,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее – общество «Городская УК», истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска (далее – администрация, ответчик) о признании сети холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 улице Красногеройской города Ижевска, обладающей признаками бесхозяйного имущества; об обязании ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной сети холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска, определить организацию для содержания и обслуживания указанной сети холодного водоснабжения и обеспечить выполнение ремонта части сети холодного водоснабжения от наружного водопроводного колодца ВК-65 до места разветвления, от которого холодная вода используется для жителей многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска и поступает на БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенный в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска; о взыскании судебной неустойки (согласно требованиям, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, общество «Городская УК» является управляющей компанией жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
В адрес истца поступило предостережение № 06-02/587П от 27 октября 2020 года с требованием обеспечить выполнение ремонтных работ на участке от наружного водопроводного колодца до точки разветвления на внутридомовую систему и групповой бойлер горячего водоснабжения согласно актам от 25.04.2019, от 25.12.2019.
Сеть холодного водоснабжения от наружного водопроводного колодца до стен спорного жилого дома находится на обслуживании Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал» (далее – предприятие).
Групповой бойлер горячего водоснабжения (далее – БГВС), снабжающий многоквартирный дом №30 по улице Красногеройской и дом по адресу: <...>, находится на обслуживании Публичного акционерного общества «Т Плюс»(далее – общество «Т Плюс»).
Поскольку, как счел заявитель, участок сети холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС с инвентарным номером №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска (далее – спорная сетьхолодного водоснабжения), никем не обслуживается, общим имуществом собственников многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска не является, указанная спорная сеть должна быть признана бесхозяйным имуществом.
Необходимость установления признаков бесхозяйного имущества в отношении участка спорной сети холодного водоснабжения в целях надлежащего обслуживания указанного участка сети послужила истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что спорная сеть холодного водоснабжения является общим имуществом собственников многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска, заявил о несоблюдении обществом «Городская УК» порядка принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, расположенных на территории города Ижевска.
Кроме того, администрация сослалась на необходимость уменьшения размера судебной неустойки.
Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
На основании части 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
С учетом изложенного, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию, в том числе бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
В ходе судебного разбирательства, в том числе в результате выездного осмотра сети холодного водоснабжения с целью установления фактических обстоятельств спора, судом установлено, что спорный участок сети холодного водоснабжения используется для поставки холодной воды с целью приготовления горячей воды не только в помещения многоквартирного дома по адресу: <...>, но и в помещения многоквартирного дома по адресу:<...>.
Следовательно, спорная сеть холодного водоснабжения не может быть отнесена к общему имуществу многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска, поскольку обеспечивает не только внутридомовую систему водоснабжения, но и систему за ее пределами; такая тепловая сеть не относится к внутридомовой инженерной системе.
Кроме того, обществом «Т Плюс», владеющим групповым бойлером горячего водоснабжения, снабжающим многоквартирные дома №30 и №32 по улице Красногеройской города Ижевска, на основании концессионного соглашения с администрацией, фактически выполнены экстренные ремонтные работы на участке спорной сети от точки разветвления на сеть, снабжающую холодной водой собственников помещений в доме №30 до группового бойлера, то есть фактически обслуживание и бремя содержания спорного участка сети, за исключением участка, проходящего под стеной дома, несет общество «Т Плюс».
Доказательств, подтверждающих, что спорная сеть принадлежит кому-либо на законных основаниях, в материалах дела не имеется, правопритязания третьих лиц на указанное имущество не заявлены и не установлены.
Таким образом, спорная сеть обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи, и на ответчике лежит обязанность совершения действий, предусмотренных Законом № 416-ФЗ, в целях надлежащего обслуживания указанной сети.
При этом администрация обязана обеспечить выполнение ремонта спорной сети холодного водоснабжения с целью обеспечения потребителей многоквартирных домов № 30, № 32 по улице Красногеройской города Ижевска качественными услугами по холодному и горячему водоснабжению до окончательного установления балансовой принадлежности или собственника бесхозяйных сетей.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом порядкапринятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, расположенных на территории города Ижевска, судом отклоняются, посколькудействующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора для данной категории споров, без соблюдения которого истец не вправе обращаться с иском в суд.
Также истец обратился в суд с заявлением о присуждении в его пользу в порядке статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации денежных средств в размере 1000 руб. 00 коп., подлежащих взысканию с ответчика за каждый день неисполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу до истечения третьего месяца и денежных средств в размере 1500 руб. 00 коп. – начиная с четвертого месяца вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера судебной неустойки.
Возможность взыскания неустойки за неисполнение судебного акта предусмотрена частью 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем, установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
Следовательно, действующее законодательство позволяет взыскателю требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта. При этом финансовое состояние должника не освобождает от надлежащего исполнения требований судебного акта.
Вместе с тем, поскольку ответчиком является муниципальное образование, следует учитывать следующее.
В соответствии с положениями статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на год или на три года в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. В случае если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.
На основании части 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект закона о бюджете в сроки, установленные настоящим Кодексом, но не позднее 15 ноября текущего года.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
По правилам статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Таким образом, утверждение местного бюджета регламентируется прохождением определенных этапов и требует определенного времени, что не позволяет приступить к расходованию денежных средств в любое время.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Судебная неустойка в отличие от классической неустойки несет в себе публично-правовую составляющую, поскольку она является мерой ответственности на случай неисполнения судебного акта, устанавливаемой судом, в целях дополнительного воздействия на должника. Размер судебной неустойки определяется судьей по своему внутреннему убеждению с учетом обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды должником из своего незаконного или недобросовестного поведения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018 N 305-ЭС15-9591).
С учетом оценки представленных в материалы дела доказательств, исходя из принципов справедливости и соразмерности, судприходит к выводу о необходимости начисления судебной неустойки в размере 500 рублей, начиная с даты, следующей за последним днем, установленным для исполнения обязательства в натуре, по день фактического исполнения судебного акта.
При изложенных обстоятельствах суд признал исковые требования правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом принятого по делу решения на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Признать сеть холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 улице Красногеройской города Ижевска, обладающей признаками бесхозяйного имущества.
Обязать Муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска в течение трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной сети холодного водоснабжения от наружной стены многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска до оборудования БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенного в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска, определить организацию для содержания и обслуживания указанной сети холодного водоснабжения и обеспечить выполнение ремонта части сети холодного водоснабжения от наружного водопроводного колодца ВК-65 до места разветвления, от которого холодная вода используется для жителей многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска и поступает на БГВС инвентарный номер №205.000000, расположенный в подвале многоквартирного дома №30 по улице Красногеройской города Ижевска.
Взыскать с Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» судебную неустойку в размере 500 рублейза каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу с момента его вступления в законную силу и до момента его фактического исполнения.
Взыскать Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» 12 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» из средств федерального бюджета 628 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №2958 от 28.12.2018.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В.Конькова