ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-10630/07 от 16.01.2008 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  426057 г.Ижевск, ул. Свободы, 139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-10630/2007

«17» января 2008г. А19

Резолютивная часть решения объявлена «16» января 2008г.

Решение в полном объеме изготовлено «17» января 2008г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевск

к закрытому акционерному обществу «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», г. Ижевск

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ

В судебном заседании присутствовали:

от административного органа: ФИО1 нач. сект. дов. от 14.01.2008г., ФИО2 зам. нач. отд. дов. № 115 от 14.01.2008г., ФИО3 нач. отдел. дов. № 248 от 15.01.2008г.

от ответчика: ФИО4 адвокат удост. 18/2 дов. от 15.01.2008г.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», <...>, основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021801587411, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Возражая против заявления, ответчик указал, что вина общества в совершении правонарушения отсутствует. Объект соответствует требованиям пожарной безопасности. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу выдана лицензия 16.08.2005г. №ОТ-46-000177 на эксплуатацию производственно опасных объектов. В судебном заседании ответчик пояснил, что ранее при проверке административный орган не предъявлял требований о необходимости получения лицензии. Постановлением старшего следователя СО при ОВД по Малопургинскому району УР от 28.06.2007г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. Согласно п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении постановления о возбуждении уголовного дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

При проведении проверки соблюдения ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ» требований пожарной безопасности установлено, что общество, не имея лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с хранением, производством, переработкой твердого горючего полимера, способного гореть при взаимодействии с кислородом воздуха.

ОГПН Малопургинского района составлен акт проверки по результатам мероприятий по государственному пожарному надзору от 19.12.2007г. № 217. Согласно акту проверки на территории ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», расположенного по адресу: <...>, находятся 3 склада горючего сырья (твердого горючего полимера), административный корпус, склады отходов и готовой продукции, производственный цех. Производство пленки полиэтиленовой технического назначения осуществляется в 4 этапа: 1) прием, сортировка, мойка отходов пленки полиэтиленовой; 2) агломерирование (измельчение пленочных отходов); 3) гранулирование; 4) получение из гранул вторичного полиэтилена пленки полиэтиленовой технического назначения экструзионным методом.

ОГПН Малопургинского района в отношении общества вынесено предписание № 201 от 19.12.2007г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

19 декабря 2007г. главным государственным инспектором по пожарному надзору в отношении ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ» составлен протокол № 116 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Директором общества при составлении протокола даны объяснения, в которых он указал, что не владел информацией о необходимости получения лицензии, в Федеральном законе от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отсутствуют четкие критерии отнесения к пожароопасным объектам.

19.12.2007г. заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», г. Ижевск к административной ответственности.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд признает ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», г. Ижевск виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и подлежащим привлечению к ответственности по указанной норме по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, образуют действия лица по осуществлению предпринимательской деятельности без лицензии.

Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень отдельных видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 29 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подп. «а» п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002г. №595 (далее - Положение) под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Указанным Положением определяется порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

Нарушение правил эксплуатации пожароопасного производственного объекта характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.

Федеральным законом от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества, способные вещества- жидкости, способные гореть получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючиесамовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования» содержит определение горючей среды, под которой понимается среда, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

Как следует из п. 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», по классификационной характеристике способности к горению (или группе горючести) вещества и материалы подразделяются на негорючие, трудногорючие и горючие. При этом трудногорючие – вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные гореть после его удаления; горючие – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Следовательно, для характеристики объекта как пожароопасного учитывается не только способность веществ и материалов к самовозгоранию, но и способность гореть при воздействии источника зажигания.

Исходя из содержания Норм пожарной безопасности (НПБ 105-03) «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывоопасной и пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 314, и согласно справочнику «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» (под редакцией ФИО5, А.Я. Корольченко, М., Химия, 1990 г.), картон, бумага, древесина относятся к пожароопасным веществам и материалам.

В таблице 1 НПБ 105-03 определено, что нахождение твердых горючих и трудногорючих веществ и материалов (в том числе пылей и волокон) в помещении относит это помещение к категории В1 - В4 пожароопасные. Разделение помещений на категории В1 - В4, согласно таблице 4, зависит от удельной пожарной нагрузки на участке. При этом самая низкая удельная пожарная нагрузка, соответствующая категории В4, не исключает отнесение данного помещения к категории пожароопасных.

Из представленных материалов следует, что на момент проверки ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ» осуществляло деятельность по производству полиэтиленовой пленки технического назначения. Согласно расчету категории производственных и складских помещений, произведенному ООО «ВМ-Сервис» и представленному ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», в производственных и складских помещениях находятся горючие и негорючие вещества и материалы в горючей упаковке. В качестве упаковочного материала используются картон, бумага, деревянные ящики, полиэтилен. Производится хранение металлических прессформ. При этом помещению изготовления пленки присвоена пожароопасная категория помещения В2, складу готовой продукции присвоена пожароопасная категория помещения В1, участку переработки отходов пластмасс присвоена категория В1, помещению лаборатории, где производится лабораторный анализ полиэтилена, присвоена категория В3.

Таким образом, ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ» осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с эксплуатацией пожароопасного производственного объекта, без лицензии, обязательность наличия которой предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Материалами административного дела подтверждено и ответчиком не оспаривается факт отсутствия лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.Обществом не представлены доказательства обращения в МЧС России за получением лицензии.

При изложенных обстоятельствах, требование, заявленное административным органом, о привлечении ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», г. Ижевск к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Судом принято во внимание, что правонарушение совершено ответчиком впервые, ранее к административной ответственности ответчик по ст. 14.1 КоАП РФ не привлекался.

С учетом изложенного на ЗАО «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», г. Ижевск за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ, накладывается административный штраф в сумме 40000 руб.

Доводы ответчика о наличии лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов судом не принимаются.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

Из материалов дела следует, что общество осуществляет производство пленки полиэтиленовой, в ходе которого, в том числе осуществляется прием, сортировка, мойка отходов пленки полиэтиленовой, измельчение пленочных отходов на аппарате АГ-2101, гранулирование крошки из технологических отходов и бракованных изделий ПЭВД. Данный объект является пожароопасным производственным объектом, поскольку на немиспользуются (производятся, хранятся, перерабатываются) твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы.

Таким образом, при осуществлении производственной деятельности обществу необходимо наличие лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. Наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не освобождает общество от необходимости получения лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.

Довод ответчика о наличии Постановления от 28.06.2007г. о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм права.

Согласно ч. 7 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

При этом, в силу ст. 19 Уголовного Кодекса РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.

В данном случае лицом, привлекаемым к административной ответственности, является не физическое лицо, а закрытое акционерное общество «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», г. Ижевск.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 202-207 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 14.1 ч. 2, 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Привлечь закрытое акционерное общество «ПОЛИМЕРПАКПЛАСТ», <...>, основной государственный регистрационный номер согласно ЕГРЮЛ 1021801587411, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.

2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу в доход федерального бюджета с указанием следующих реквизитов: получатель УФК Минфина России по Удмуртской Республике (ГУ МЧС России по УР), ИНН – <***>, КПП – 183101001, ОКАТО – 94233000000, банк получателя – ГРКЦ НБ Удмуртской Республики г.Ижевск, БИК – 049401001, расчетный счет – <***>, КБК – 17711690050050000140, наименование платежа: за нарушение в области лицензирования.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.Г. Зорина