ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-10779/15 от 12.11.2015 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело №А71- 10779/2015

13 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Автономного учреждения культуры Удмуртской республики «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» г. Ижевск к Управлению по наружной рекламе и информации Администрации г. Ижевска об оспаривании предписаний от 17.06.2015 № 306-Д и № 309-Д

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Араслановой Л.Р. по доверенности от 05.05.2015;

от ответчика: Баранова А.А. по доверенности от 20.03.2015, Мымрина А.В. по доверенности от 15.05.2015,

У С Т А Н О В И Л:

Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» (далее – АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского», учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний Управления по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска (далее – Управление, ответчик) о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций от 17.06.2015 № 306-Д и № 309-Д.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.2 л.д.33-35).

Из материалов дела следует, что 16.06.2015 Управлением по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска было выявлено, что по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 221 установлены и эксплуатируются рекламные конструкции без соответствующих разрешений: тумба с информацией «Евгений Онегин» и светодиодный экран с информацией «Евгений Онегин», о чем составлены акты № 306 и № 309 (л.д.8,11).

17.06.2015 Управлением владельцу рекламных конструкций - тумбы с информацией «Евгений Онегин» и светодиодного экрана с информацией «Евгений Онегин» - АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» были выданы предписания №306-Д и №309-Д соответственно о демонтаже данных рекламных конструкций в течение месяца со дня выдачи предписаний, а также вменялось в обязанность удалить информацию, размещенную на таких рекламных конструкциях, в течение трех дней со дня выдачи предписания.

Полагая, что вынесенные предписания незаконны и нарушают его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование заявленных требований АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» указало, что на светодиодном экране и тумбе учреждение размещает театральные афиши спектаклей текущего репертуара и готовящихся премьер. Под термином «театральная афиша» понимается объявление о спектакле в виде художественного изображения, дополненного текстом, посредством которого до зрителя доводится информация о жанре спектакля, его исполнителях и авторах. Светодиодные экраны и тумбы установлены в ходе реконструкции здания театра по проекту, утвержденному Правительством Удмуртской Республики, Министерством строительства и жилищной политики Удмуртской Республики, Управлением капитального строительства Правительства Удмуртской Республики. Названные конструкции располагаются над входной группой и около билетной кассы на стилобатной части здания театра, то есть в месте оказания соответствующих услуг.

По мнению заявителя, оспариваемые предписания не соответствуют Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), согласно статье 2 которого названный закон применяется к отношениям в сфере рекламы.

Заявитель обращает внимание на то, что АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» создано для выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры и искусства. Предметом деятельности учреждения является создание и показ спектаклей, концертных программ, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей, культурно-массовых мероприятий и конкурсов.

Заявитель в обоснование заявленного требования также указывает, что 14 октября 2008 г. в адрес начальника Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска Тимофеева А.Л. учреждением было направлено письмо №01-07/504 с просьбой выразить свое мнение по вопросу: являются ли афиши спектаклей АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» рекламой. В свою очередь, Управление направило данное обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (исх. № 01-11/863 от 28.10.2008).

Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая функции контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, выразила свое мнение по данному вопросу в письме № АК/35905 от 29.12.2008. Из содержания письма следует, что афиши спектаклей являются справочно-информационными материалами, направлены на доведение до потребителей необходимой информации о проводимых в театре спектаклях, афиши не могут расцениваться как реклама и на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

Также заявитель отмечает, что пункт 5.4.5. Правил благоустройства города Ижевска предусматривает такие виды дополнительных элементов информационного характера, как вывески и информационные доски. Тот факт, что театральные афиши не предусмотрены названными Правилами, не исключает их существование и значимость в доведении до потребителя необходимой информации о проводимых в театре спектаклях.

Таким образом, учреждение считает, что в данном случае имеет место быть информация, а не реклама.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование своих возражений указал, что требования заявителя являются незаконными и не подлежащим удовлетворению. Оспариваемые предписания не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку выданы в рамках действующего законодательства.

По мнению Управления, конструкция с информацией «Театр оперы и балета» содержит информацию, обязательную к предоставлению потребителям в соответствии со ст. ст. 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Постановлением № 58. Конструкции размещены в соответствии с требованиями Правил благоустройства города Ижевска на фасаде здания по адресу: г.Ижевск. ул. Пушкинская, 221. по месту нахождения соответствующей организации, месту реализации соответствующих услуг, и относятся к вывескам.

При указанных требованиях к вывескам, размещаемым в соответствии с Законом о защите прав потребителей, нормативный акт органа местного самоуправления города Ижевска при этом не предусматривает необходимость размещения в этих целях трех вывесок по одному адресу в непосредственной близости друг к другу, в какой находятся вывески и спорная конструкция.

Ответчик указывает, что театральная постановка является объектом авторского права. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 ст. 1228 ГК РФ), автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (п.1 ст. 1257 ГК РФ). Согласно п.п. 1 п.1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), поэтому театральная постановка-объект смежного права.

По мнению Управления, театральная постановка является объектом смежного права и подпадает под регулирование Закона «О рекламе» как объект рекламирования.

Как следует из фотографий, по состоянию на 01.10.2015 на спорной рекламной тумбе имеется информация об опере Евгений Онегин с указанием дирижера, режиссера и художника, телефона касс и размещена фраза «Готовится к постановке»; изображение актеров театра с информацией о спектакле, дате, времени и месте проведения; изображение балета, информация о балете «Лебединое озеро» с указанием хореографа, дирижера, художника-постановщика, художника по костюмам: изображение Чиполлино и синьора - Помидора, информация о детском балете Чиполлино с указанием хореографа, дирижера, художника - постановщика, художника по костюмам.

Как следует из фотографий, на спорном светодиодном экране меняется информация о проводимых постановках. «Балет в 3-ех действиях», «Смотрите в новом сезоне». «Министерство культуры и туризма УР» и т.д.

Указанные рекламные конструкции с изображениями способны привлечь внимание потребителей и вызвать желание приобрести указанные услуги в учреждении. Таким образом, ответчик считает, что рекламные конструкции, размещенные заявителем, отвечают признакам рекламы.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу п.2 ст.3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из системного анализа гражданского законодательства следует, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Таким образом, рекламой считается информация, распространенная любым способом и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и содержащая часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.

В силу п.3 ч.2 ст. 2 Закона о рекламе он не распространяет свое действие на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

В соответствии с п.1 ст.19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Владельцем рекламной конструкции является физическое или юридическое лицо - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно п. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Пунктом 9 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

По смыслу Закона о рекламе под самовольной рекламной конструкцией понимается та, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение компетентного органа.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ).

Таким образом, распространение наружной рекламы (установка и эксплуатация рекламных конструкций) с использованием рекламных конструкций возможно лишь при наличии разрешения на установку средств наружной рекламы, выдаваемого на основании заявления собственника органом местного самоуправления.

Демонтаж наружных рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями частей 21-22 статьи 9 Закона о рекламе.

Таким образом, применение положений ст.19 Закона о рекламе возможно в том случае, если данная вывеска относится к рекламе.

Из материалов дела следует, что заявителем на территории, непосредственно прилегающей к зданию театра, а также на самом здании театра были размещены конструкции театральная тумба и светодиодный экран с информацией о репертуаре театра.

Согласно уставу АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» предметом деятельности учреждения является создание и показ спектаклей, концертных программ, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей, культурно-массовых мероприятий и конкурсов.

Целями деятельности учреждения в силу п. 2.3 устава являются: обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, равный доступ к сценическому искусству; удовлетворение потребностей всех слоев населения, направленных на духовное развитие человека, приобщение к культурным ценностям; сохранение и распространение театральной и музыкальной культуры на родине П.И. Чайковского; пропаганда театрального и музыкального искусства в других регионах России и за рубежом.

В соответствии с п. 2.5 устава для достижения поставленных целей учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: создание и показ спектаклей, концертных программ, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей, культурно-массовых мероприятий и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия; участие в реализации федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ; подготовка и проведение спектаклей, концертов, представлений, иных культурно-массовых мероприятий, торжественных собраний, танцевально-развлекательных программ по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители.

При этом в соответствии с уставом АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» является некоммерческой организацией.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Указанные в оспариваемых предписаниях театральная тумба и светодиодный экран, содержат информацию о спектаклях, как результатах интеллектуальной деятельности, с указанием жанра спектакля, возрастной категории и авторов произведений, обеспечивающая возможность правильного выбора спектакля. Названные конструкции располагаются над входной группой и около билетной кассы на стилобатной части здания театра, то есть в месте оказания соответствующих услуг.

Следовательно, данные конструкции являются театральными афишами и справочно – информационным материалом, направленным на доведение до потребителя необходимой информации о проводимых в театре спектаклях, а и содержащими информацию, обязательную в силу закона или допустимую исходя из обычаев делового оборота.

В связи с чем, к данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Целью размещения указанных в предписаниях конструкций является информирование потребителей о деятельности общества. Сведений рекламного характера данные конструкции не содержат.

Размещение такого рода конструкций является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Назначение информации такого характера не преследует цели, обозначенные в статье 3 Закона о рекламе (сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям).

Кроме того, из материалов дела следует, что АУК УР «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского» обращалось в Управление по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска с письмом от 14.10.2008 № 01-07/504 с просьбой выразить мнение о том, распространяется ли действие Закона о рекламе на размещение театральных афиш.

Управление по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска перенаправило данное обращение в Федеральную антимонопольную службу, которая в письме от 29.12.2008 № АК/35905 указала, что афиши спектаклей текущего театрального сезона, размещенные на фасаде здания театра, являются справочно-информационными материалами и направлены на доведение до потребителя необходимой информации о проводимых в данном театре спектаклях.

На основании изложенного, по мнению специалистов ФАС России, размещение на фасаде здания театра афиш спектаклей текущего театрального сезона, не может расцениваться как реклама, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

Таким образом, орган, непосредственно осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, прямо указал, что театральные афиши не являются рекламой.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 № и от 22.05.2012 № 15805/11 также следует, что размещение сведений о реализуемых товарах представляет собой необходимую информацию о товарах, и не является рекламой.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.10.2011 № 7517/11 отметил, что для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязанность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеет.

Размещение в месте осуществления своей деятельности коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности и вида оказываемых услуг, может расцениваться как обычай делового оборота. Данный подход изложен в Определении ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-17985/12 по делу № А51-8535/2012.

Кроме того, с соответствии с пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2013 №АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, а также учитывая, что сферой деятельности учреждения является культурно-просветительская и творческая работа в области культурного и духовного развития, не извлекающей коммерческую выгоду и не являющаяся коммерческой организацией, пришел к выводу о том, что сведения, размещенные на тумбе и светодиодном экране, направлены на извещение неопределенного круга лиц о событиях города в области театрального и музыкального искусства, что является профилем деятельности и видом оказываемых заявителем услуг, являются обычаем делового оборота, предназначены для идентификации учреждения для потребителей и не являются рекламой.

Соответственно на такую информацию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

Наименование оперы, имена дирижера, режиссера и художника сами по себе носят только информационный характер, что подпадает под п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.

Указанная информация предоставляется исключительно в целях приобщения жителей и гостей города Ижевска к ценностям отечественной и мировой культуры и не носит коммерческий характер. Следовательно, заявитель в данном случае осуществил особую информационную деятельность, призванную формировать и поддерживать интерес к социально-культурному развитию и реализации государственных интересов.

Рассматриваемые информационная тумба и светодиодный экран не содержат в себе рекламных сведений, информация, размещенная на них, обезличена и не содержит выраженных призывов к приобретению товара определенного изготовителя или определенного бренда, отсутствуют информация о дате, времени проведения мероприятия, стоимости билетов.

Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.

Суд отклоняет доводы Управления как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие материалам дела.

Ссылки ответчика на фотографии от 01.10.2015 с изображениями конструкций с информацией о гастролях, балете «Лебединое озеро», детском балете «Чиполлино» судом не принимаются, поскольку оспариваемые предписания касаются только конструкций с информацией «Евгений Онегин». Тумба с афишей «Евгений Онегин», а также светодиодный экран не содержат информации рекламного характера, дата, время спектакля не указаны, отсутствуют сведения о стоимости билетов. Указание телефона кассы не свидетельствует о том, что данная афиша является рекламой, а относится к сведениям информационного характера об учреждении.

То обстоятельство, что информация размещена не на фасаде здания, также не свидетельствует о том, что конструкция в виде тумбы является рекламной, поскольку информация, размещенная на ней, носит справочно-информационный характер. Кроме того, следует отметить, что светодиодный экран размещен на фасаде здания театра.

Суд не принимает также довод ответчика о том, что указанные на конструкциях спектакли не входят в программу текущего сезона, в силу чего к ним нельзя применять положения письма ФАС России от 29.12.2008 № АК/35905. На рассматриваемых афишах до окружающих доносились сведения о том, что учреждение готовится к постановкам в новом сезоне, которые также носят исключительно информационный характер о деятельности учреждения.

Ссылка Управления на пункт 5.4.1. Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска УР от 28 июня 2012 г. № 308, судом отклоняется, поскольку данная норма предусматривает только такие виды дополнительных элементов информационного характера, как вывески и информационные доски. То обстоятельство, что театральные афиши не предусмотрены названными Правилами, не исключает их существование и значимость в доведении до потребителя необходимой информации о проводимых в театре спектаклях.

Таким образом, поскольку Управление по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска не доказало соответствие закону оспариваемого предписания, а заявитель представил доказательства нарушения этим актом его прав и законных интересов.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что оспариваемые предписания Управления по наружной рекламе г.Ижевска №306-Д и №309-Д от 17.06.2015 не соответствуют действующему законодательству, незаконно возлагает на заявителя обязанность по демонтажу таких конструкций, тем самым, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению, предписания Управления по наружной рекламе г.Ижевска 306-Д и №309-Д от 17.06.2015 подлежат признанию незаконными.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке ст. 201 АПК РФ, Управление по наружной рекламе г.Ижевска обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения, на основании ст. 110 АПК РФ, уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 6000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя в возмещение его расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконными предписания Управления по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска №№ 306-Д и 309-Д от 17.06.2015, вынесенные в отношении Автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского», г. Ижевск, как несоответствующие Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Обязать Управление по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов Автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского», г. Ижевск.

3. Взыскать с Управления по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска в пользу Автономного учреждения культуры Удмуртской Республики «Государственный театр оперы и балета имени П.И. Чайковского», г. Ижевск 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Л.Ф. Мосина