АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-10799/2010
А5
13 ноября 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2010г.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2010г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи В.Н.Симонова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саляховой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Играмолоко», г. Ижевск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань
при участии в деле третьих лиц
1. ФИО1, г.Ижевск
2. ФИО2, пос.Игра
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
с участием
заявителя: ФИО3 по доверенности от 08.06.2010г.
заинтересованного лица: не явился, почтовое уведомление №16705.
1. третье лицо – не явился, почтовое уведомление №16704.
2. третье лицо – не явился, почтовое уведомление №16703.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики
Открытое акционерное общество «Играмолоко» (далее ОАО «Играмолоко», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее РО ФСФР России в ВКР, заинтересованное лицо) №11-10-250/пн от 04.08.2010г. о назначении административного наказания.
Общество оспаривает постановление по основаниям, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв РО ФСФР России в ВКР (л.д.5-7, 133-135).
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором заявленные требования отклонило (л.д.85-89).
Третьи лица представили отзывы на заявление ОАО «Играмолоко», в которых просят удовлетворить заявленные требования (л.д.39, 58-61).
Заинтересованное лицо и третьи лица в судебное заседание не явились. На основании ст.123, ч.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд
установил:
РО ФСФР России в ВКР проведена камеральная проверка сведений, изложенных в обращении ФИО1 (акционер ОАО «Играмолоко», владеющий 36,61 % акций Общества) о нарушении Советом директоров ОАО «Играмолоко» требований законодательства РФ об акционерных обществах.
В ходе проверки было выявлено следующее.
Советом директоров ОАО «Играмолоко» было созвано внеочередное собрание акционеров на 25.01.2010г. с повесткой дня: 1. досрочное прекращение полномочий членов директоров, 2. избрание членов совета директоров. 3. досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа. 4. избрание единоличного исполнительного органа.
Согласно представленного Обществом в РО ФСФР России в ВКР сообщения о проведении общего собрания акционеров, назначенного на 25.01.2010г., информация, подлежащая предоставлению акционерам по подготовке к проведению общего собрания, была доступна для ознакомления с 05.01.2010г. до даты проведения собрания по адресу УР, <...>.
ФИО1 представил 25.12.2009г. в Общество предложения о выдвижении кандидатов в члены Совета директоров ОАО «Играмолоко» и предложения о выдвижении кандидатов на должность генерального директора Общества, для избрания на внеочередном общем собрании акционеров. Также указанные предложения были направлены ФИО1 в адрес председателя Совета директоров ФИО2
11.01.2010г. ФИО1 обратился в ОАО «Играмолоко» с заявлением о предоставлении для ознакомления информации (материалов), подлежащей предоставлению акционерам по подготовке к проведению общего собрания акционеров, в том числе: решение Совета директоров ОАО «Играмолоко» о включении либо об отказе во включении предложенных ФИО1 кандидатов на должность членов директоров и единоличного исполнительного органа ОАО «Играмолоко» в список кандидатур для голосования в совет директоров и на должность единоличного исполнительного органа ОАО «Играмолоко».
В ответ на заявление ОАО «Играмолоко» письмом от 12.01.2010г. сообщило ФИО1 об отсутствии в ОАО «Играмолоко» запрошенных им документов и информации. Указанная информация (материалы) от органа, созывающего собрание, то есть от Совета директоров ОАО «Играмолоко», в Общество не поступала.
ФИО1 13.01.2010г. обратился в РО ФСФР России в ВКР с жалобой на действия Совета директоров ОАО «Играмолоко», в которой он просил привлечь к административной ответственности председателя Совета директоров ОАО «Играмолоко» ФИО2, а также остальных членов Совета директоров Общества к административной ответственности.
РО ФСФР России в ВКР в ходе проведенной проверки был сделан вывод о том, что в действиях ОАО «Играмолоко» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.23.1 КоАП РФ, поскольку Общество в нарушение требований ст.52 ФЗ «Об акционерных обществах» не представило заявителю информацию (материалы), подлежащую предоставлению акционерам при подготовке к проведению внеочередного общего собрания акционеров, предусмотренную п.3 ст.52 ФЗ «Об акционерных обществах» и разделом 3 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.05.2002г. №17/пс.
22.06.2010г. РО ФСФР России в ВКР в отношении ОАО «Играмолоко» был составлен протокол №11-10-228/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.23.1 КоАП РФ (л.д.110-112).
04.08.2010г. РО ФСФР России в ВКР вынесено постановление №11-10-250/пн о назначении ОАО «Играмолоко» административного наказания по ч.2 ст.15.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб. (л.д.125-128).
Заявитель, не согласившись с принятым РО ФСФР России в ВКР постановлением от 04.08.2010г. №11-10-250/пн, обратился в суд с требованием о признании его незаконным и отмене, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества вины во вменяемом ему административном правонарушении.
Заявитель считает, что административным органом не представлено доказательств того, что у ОАО «Играмолоко» имелась возможность для представления ФИО1 запрашиваемой им информации. По мнению Общества, предоставление данной информации является обязанностью председателя Совета директоров ОАО «Играмолоко» – ФИО2, которая располагала такой информацией и Обществу ее не передала.
В связи с чем, заявитель считает, что в совершении данного правонарушения виновно не ОАО «Играмолоко», а председатель Совета директоров ОАО «Играмолоко» – ФИО2
Заявитель просит признать правонарушение малозначительным, ссылаясь на то что никому из акционеров Общества ущерб не причинен, права акционеров, в том числе акционера ФИО1, нарушены не были.
Общество просит учесть, что ОАО «Играмолоко» является производителем сельскохозяйственной продукции, обеспечивающим потребности населения Удмуртской Республики в молочной продукции. Взыскание административного штрафа в размере 500 000 руб. может привести Общество к банкротству.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным. По мнению заинтересованного лица, вина Общества в совершении правонарушения установлена, поскольку именно ОАО «Играмолоко», а не председатель Совета директоров ФИО2, обязано было в силу ст.52 ФЗ «Об акционерных обществах» представить ФИО1 запрашиваемую им информацию. При этом Общество имело для этого реальную возможность.
Заинтересованное лицо считает, что оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным не имеется.
Третье лицо - ФИО1 в отзыве на заявление просит удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что вина ОАО «Играмолоко» в совершенном правонарушении отсутствует, поскольку в адрес Общества не поступала от Совета директоров запрашиваемая им (ФИО1) информация. Также ФИО1 указал на то, что его права, как акционера Общества, административным правонарушением не нарушены.
Третье лицо – ФИО2 в отзыве на заявление просит удовлетворить заявленные требования, указывая на малозначительность совершенного правонарушения.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, в течение 20 дней до проведения общего собрания акционеров общества должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.
Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона "Об акционерных обществах" к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.
Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 года № 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" установлена обязанность общества предоставить дополнительные сведения.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в непредставлении заявителю информации (материалов), подлежащей предоставлению акционерам при подготовке к проведению внеочередного общего собрания акционеров, предусмотренной ст.52 ФЗ «Об акционерных обществах», Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», утвержденного Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 года № 17/пс "Об утверждении ", судом установлен.
Тем самым, в действиях ОАО «Играмолоко» имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах", заявителем не представлено.
Следовательно, правонарушение совершено по вине Общества.
Довод заявителя об отсутствии его вины в совершении правонарушения, судом отклоняется в связи со следующим.
В силу ст. 89, 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано хранить документы, и обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст.89 указанного Закона.
Информация, подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества входит в перечень документов, образующихся в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, которые Общество в силу ст.89 Федерального закона "Об акционерных обществах" обязано хранить.
Пунктом 3.8 Положения № 17/пс установлено, что информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания общества, должна предоставляться в помещении по адресу единоличного исполнительного органа общества, а также в иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания.
Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов в течение 5 дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.
Таким образом, исходя из смысла положений Федерального закона "Об акционерных обществах" и Постановления ФКЦБ РФ №17/ПС от 31.05.2002г., обязанность по предоставлению информации возложена на само Общество.
Следовательно, именно Общество обязано было предоставить ФИО1 –акционеру ОАО «Играмолоко» информацию (материалы), подлежащую предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания.
Таким образом, наличие в действиях ОАО «Играмолоко» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ подтверждено материалами дела.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При формальном наличии всех признаков состава правонарушения, арбитражный суд учел следующие обстоятельства.
Соответствующая информация по подготовке к проведению внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Играмолоко», проведение которого назначено на 25.01.2010г., не была своевременно представлена только одному акционеру- ФИО1
При этом, по жалобе ФИО1 решение внеочередного общего собрания ОАО «Играмолоко» от 25.01.2010г отменено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда УР от 11.06.2010г. по делу №А71-1459/2010 (Г13).
В результате, административное правонарушение, выразившееся в непредставлении информации по подготовке к проведению собрания акционеров Общества, назначенного на 25.01.2010г, прав акционера не нарушает, на что указывает и сам ФИО1
Законные интересы и права других акционеров Общества также не были нарушены, поскольку отказ РО ФСФР России в ВКР поступил только в адрес ФИО1
Совершенное Обществом административное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не привело к наступлению каких-либо общественно-опасных последствий.
На основании изложенного, суд считает, что совершенное учреждением административное правонарушение следует признать малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. В адрес ОАО «Играмолоко» было направлено письмо от 01.06.2010г. о вызове представителя Общества для составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола от 22.06.2010г. №11-10-228/пр-ап была выслана в адрес Общества 24.06.2010г. Определение от 22.06.2010г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было вручено ОАО «Играмолоко» 29.06.2010г.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 170, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление ОАО «Играмолоко» удовлетворить. Постановление Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе №11-10-250/пн от 04.08.2010г. о назначении административного наказания отменить за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу,через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Симонов В.Н.